Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Текст. Части текста

Текст

21.11.2024
4017
0

Текст. Части текста

Цели урока

  • вспомним, что такое текст
  • узнаем признаки текста
  • изучим понятия «тема» и «главная мысль текста»
  • будем учиться делить текст на части


Упражнение 1

 

Соотнеси стрелочкой пункты левого столбика с пунктами правого.

 

Таблица


Что такое текст? Строй свой ответ, отвечая на опорные вопросы:

 

  1. Из чего состоит?
  2. Можно ли составляющие менять местами?
  3. Для чего составляющие связаны?


Текст — это два или более предложений, связанных между собой по смыслу, объединённых общей темой и выражающих главную мысль. Текст можно озаглавить. В нём можно выделить части, которые, как и предложения, связаны между собой по смыслу. Части текста на письме выделяются красными строками.


Внимательно прочитай ещё раз определение к понятию «текст» и подчеркни в нём самые главные слова. Это и будут признаки текста.


Запомни!

 

Схема

Заголовок текста должен отражать или тему, или главную мысль, поэтому, прежде чем озаглавить текст, выясните, о чём в нём говорится (тема текста) и что хотел сказать автор этим текстом (главная мысль текста).

 

Части текста — это группы предложений, объединённые общей темой. Чаще всего в тексте выделяют три части: начало, основную часть, концовку. 

 

Начало готовит читателя к чтению. В нём рассказывается о героях повествования, месте действия. 

 

Основная часть раскрывает главную мысль, идею автора. 

 

Концовка — это завершающая часть текста. В ней подводят итог сказанному. 


Схема


Почему в тексте нельзя менять местами ни отдельные предложения, ни части текста?


Упражнение 2

 

Прочитай. Найди текст и докажи, что это именно текст.

1. И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.

В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! 

Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. 

 

2.  В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! 

Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. 

И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.

 

Определи тему каждой части текста. Установи соответствие.

 

Таблица

 

Спиши основную часть текста.


Упражнение 3

 

Прочитай текст, раздели его на части. Спиши (не забывай выделять красные строки). 

Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было. Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку. Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.

 

Определи тему и главную мысль текста. Выбери ответ.

 

Таблица


Упражнение 4

 

Прочитай текст, раздели его на части. Спиши. Определи тему и главную мысль текста. Озаглавь.

 

Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака. Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришёл петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска — грудку, зелёная — пёрышки, 
красная — бородку и гребешок. Стал Петя нарядным и счастливым. 

 

Узнал ли ты названия текстов и автора этих произведений?


Если ты знаешь ответ на вопрос, то поставьте себе плюс.

Схема

Если ты ответил на пять вопросов, поставь себе отметку «5», 

на четыре вопроса — отметку «4», 

на три вопроса — отметку «3», 

на два или один вопрос — повтори материал урока.

 


Ответы

Упражнение 1

Схема

Упражнение 2

 

Текст под номером 2.

Схема

Основная часть текста

 

Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось. 

 

 

Упражнение 3

 

Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было.

 

Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку.

 

Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.

 

Тема текста — деление яблока.

 

Главная мысль текста — нужно делить справедливо, никого не обделять.

 

Упражнение 4

 

Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака.

 

Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришёл петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска — грудку, зелёная — пёрышки, 
красная — бородку и гребешок.

 

Стал Петя нарядным и счастливым. 

 

Тема текста о том, как собака и краски помогли петуху стать красивым.

Главная мысль текста — нужно помогать друг другу.

Заголовок текста — Петух и краски.

 

Автор текстов урока — В. Сутеев, произведения «Яблоко», «Петух и краски».


 

Предыдущий урок
Текст-рассуждение
Текст
Следующий урок
Текст-описание и роль в нем прилагательных
Текст
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Произведения К. Чуковского, С. В. Михалкова, А. Л. Барто, Н. Н. Носова

    Литературное чтение

  • Глагол to be в отрицательных предложениях

    Английский язык

  • Feelings and emotions

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке