- вспомним, что такое текст
- узнаем признаки текста
- изучим понятия «тема» и «главная мысль текста»
- будем учиться делить текст на части
Упражнение 1
Соотнеси стрелочкой пункты левого столбика с пунктами правого.
Что такое текст? Строй свой ответ, отвечая на опорные вопросы:
- Из чего состоит?
- Можно ли составляющие менять местами?
- Для чего составляющие связаны?
Текст — это два или более предложений, связанных между собой по смыслу, объединённых общей темой и выражающих главную мысль. Текст можно озаглавить. В нём можно выделить части, которые, как и предложения, связаны между собой по смыслу. Части текста на письме выделяются красными строками.
Внимательно прочитай ещё раз определение к понятию «текст» и подчеркни в нём самые главные слова. Это и будут признаки текста.
Запомни!
Заголовок текста должен отражать или тему, или главную мысль, поэтому, прежде чем озаглавить текст, выясните, о чём в нём говорится (тема текста) и что хотел сказать автор этим текстом (главная мысль текста).
Части текста — это группы предложений, объединённые общей темой. Чаще всего в тексте выделяют три части: начало, основную часть, концовку.
Начало готовит читателя к чтению. В нём рассказывается о героях повествования, месте действия.
Основная часть раскрывает главную мысль, идею автора.
Концовка — это завершающая часть текста. В ней подводят итог сказанному.
Почему в тексте нельзя менять местами ни отдельные предложения, ни части текста?
Упражнение 2
Прочитай. Найди текст и докажи, что это именно текст.
1. И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.
В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
2. В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит — не допрыгнешь!
Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.
Определи тему каждой части текста. Установи соответствие.
Спиши основную часть текста.
Упражнение 3
Прочитай текст, раздели его на части. Спиши (не забывай выделять красные строки).
Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было. Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку. Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.
Определи тему и главную мысль текста. Выбери ответ.
Упражнение 4
Прочитай текст, раздели его на части. Спиши. Определи тему и главную мысль текста. Озаглавь.
Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака. Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришёл петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска — грудку, зелёная — пёрышки,
красная — бородку и гребешок. Стал Петя нарядным и счастливым.
Узнал ли ты названия текстов и автора этих произведений?
Если ты знаешь ответ на вопрос, то поставьте себе плюс.
Если ты ответил на пять вопросов, поставь себе отметку «5»,
на четыре вопроса — отметку «4»,
на три вопроса — отметку «3»,
на два или один вопрос — повтори материал урока.
Упражнение 1
Упражнение 2
Текст под номером 2.
Основная часть текста
Смотрит заяц — на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
Упражнение 3
Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было.
Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку.
Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.
Тема текста — деление яблока.
Главная мысль текста — нужно делить справедливо, никого не обделять.
Упражнение 4
Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака.
Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришёл петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска — грудку, зелёная — пёрышки,
красная — бородку и гребешок.
Стал Петя нарядным и счастливым.
Тема текста о том, как собака и краски помогли петуху стать красивым.
Главная мысль текста — нужно помогать друг другу.
Заголовок текста — Петух и краски.
Автор текстов урока — В. Сутеев, произведения «Яблоко», «Петух и краски».