- вспомним, что такое текст
- узнаем признаки текста
- изучим понятия тема и главная мысль текста
- будем учиться делить текст на части
Упражнение 1
Соотнесите стрелочкой пункты левого столбика с пунктами правого.
Что такое текст? Стройте свой ответ, отвечая на опорные вопросы:
- Из чего состоит?
- Можно ли составляющие менять местами?
- Для чего составляющие связаны?
Текст — это два или более предложений, связанных между собой по смыслу, объединённых общей темой и выражающих главную мысль. Текст можно озаглавить. В тексте можно выделить части, которые, как и предложения, связаны между собой по смыслу. Части текста на письме выделяются красными строками.
Внимательно прочитайте ещё раз определение к понятию “текст” и подчеркните в нём самые главные слова. Это и будут признаки текста.
Запомните!
Заголовок текста должен отражать или тему, или главную мысль, поэтому прежде, чем озаглавить текст, выясните, о чём в нём говорится (тема текста) и что хотел сказать автор этим текстом (главная мысль текста).
Части текста — это группы предложений, объединённые общей темой. Чаще всего в тексте выделяют три части : начало, основная часть, концовка. Начало готовит читателя к чтению. В нем рассказывается о героях повествования, месте действия. Основная часть раскрывает главную мысль, идею автора. Концовка — это завершающая часть текста. В ней подводят итог сказанному.
Почему в тексте нельзя менять местами ни отдельные предложения, ни части текста?
Упражнение 2
Прочитайте. Найдите текст и докажите, что это именно текст.
1) И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.
В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!
Смотрит заяц - на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
2) В осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!
Смотрит заяц - на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
И заяц, и ворона, и ёж, все хотят яблоко получить: кричат, шумят, дерутся, друг с другом согласиться не могут.
Определите тему каждой части текста. Установите соответствие.
Спишите основную часть текста.
Упражнение 3
Прочитайте текст, разделите его на части. Спишите (не забывайте выделять красные строки).
Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было. Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку. Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.
Определите тему и главную мысль текста. Выберите ответ.
Упражнение 4
Прочитайте текст, разделите его на части. Спишите. Определите тему и главную мысль текста. Озаглавьте.
Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака. Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришел петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска - грудку, зелёная - пёрышки, красная - бородку и гребешок. Стал Петя нарядным и счастливым.
Узнали ли вы названия текстов и автора этих произведений?
Если вы знаете ответ на вопрос, то поставьте себе плюс.
Если вы ответили на пять вопросов, поставьте себе отметку “5”;
на четыре вопроса - отметку “4”,
на три вопроса - отметку “3”;
на два или один вопрос - повторите материал урока.
Упражнение 1
Упражнение 2
Текст под номером 2.
Основная часть текста
Смотрит заяц - на ёлке сидит ворона и смеётся. Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала - упало оно вниз. Заяц хотел было яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело и побежало. Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
Упражнение 3
Вдруг на поляне появился медведь. Животные испугались, перестали драться, рассказали медведю всё, как было.
Медведь спросил о том, кто яблоко нашёл, кто сорвал, кто поймал. Почесал зверь за ухом и сказал, что яблоко надо разделить на равные части и раздать всем по кусочку.
Все обрадовались, да так и сделали. А четвёртый кусочек медведю отдали, потому что он рассудил справедливо и никого не обидел.
Тема текста - деление яблока
Главная мысль текста - нужно делить справедливо, никого не обделять.
Упражнение 4
Нарисовал художник петуха Петю, а раскрасить его забыл. Пошёл петух гулять, а навстречу ему собака.
Удивилась собака тому, что новый знакомый такой нераскрашенный. Расстроился петух, а собака посоветовала пойти ему к краскам. Пришел петух к краскам, раскрасили его: жёлтая краска - грудку, зелёная - пёрышки, красная - бородку и гребешок.
Стал Петя нарядным и счастливым.
Тема текста - текст о том, как собака и краски помогли петуху стать красивым.
Главная мысль текста - нужно помогать друг другу.
Заголовок текста - Петух и краски.
Автор текстов урока - В. Сутеев, произведения “Яблоко”, “Петух и краски”.