Язык помогает нам мыслить, познавать действительность и общаться. При этом общение осуществляется благодаря речи. Наука разработала даже специальный термин – речевая деятельность – и пристально изучает это понятие. Зачем?
- Речевая деятельность
- Виды и формы речевой деятельности
- Знать о понятии речевой деятельности
- Уметь различать виды и формы речевой деятельности
Речевая деятельность
Вспомним, что язык — это система знаков, формирующаяся с помощью мышления, речь — это отбор средств и возможностей языка в живом общении.
Значит, звук, слово, предложение или текст – языковые средства, но они могут стать речевыми: если их, с одной стороны, отберут для озвучивания (написания), а с другой стороны, воспримут (прочитают, услышат) и поймут.
Речевая деятельность — это процесс восприятия и порождения речи, то есть это такой момент, когда соблюдаются условия:
1) присутствие 2 человек: говорящего и слушающего
2) потребность, необходимость, цель общения
3) владение одним языком
Иными словами, общение и понимание с помощью слов становится возможным, потому что соблюдаются условия для речевой деятельности.
Условия уже состоявшейся речевой деятельности – где, с кем и с какой целью мы говорим или где, от кого и при каких обстоятельствах можем что-то услышать – это речевая ситуация. Отдельный, конкретный эпизод речи, состоявшийся когда-либо в реальности, – речевой акт.
Для изучения языка важно понять, что речевая деятельность имеет сознательный характер: чем больше осознанности в процессе речи, тем проще её создавать. На конкретных занятиях по языку школьникам предлагаются ситуации чужих речевых актов для анализа (тексты, упражнения) и возможность создания собственных (сочинения, изложения).
Виды и формы речевой деятельности
Выделяют 4 вида речевой деятельности:
слушание – говорение, чтение – письмо.
2 вида нацелены на восприятие (слушание и чтение), 2 другие – на создание речи (говорение и письмо).
В речевой деятельности важно и восприятие (потому что оно основано на понимании чужой речи), и воспроизведение, поэтому человек сначала наблюдает за чужой речью (слушает и читает), а только потом учится воссоздавать её (говорит и пишет).
Все эти 4 вида опираются на понятие внутренней речи. Внутренняя речь – это мыслительная основа создания высказывания, а также транслятор взаимного понимания.
Любое высказывание (текст), которые мы воспринимаем, или собираемся воспроизвести, проходит этап внутренней речи.
На этом этапе создания высказывания ставятся основные вопросы: о чем говорю(ят)? (предмет речи), что говорю(ят)? (содержание), зачем, с какой целью говорю(ят)? (мотив речи), кому говорю(ят)? (адресат), вывод из сказанного.
Выделяют и 2 формы речи: устная и письменная.
Речь может быть устной – если мы произносим её, используя звуки языка, и письменной – в этом случае мы записываем её, используем буквы и письмо. Они отличаются также особенностями возникновения и использования средств языка: устная речь – живая, непринужденная, спонтанная, а письменная нуждается в обдумывании, более строгом и детальном подборе средств.
Изначально мы все научаемся устной форме речи (слушание и говорение), а затем - письменной (чтение, письмо).
Все эти понятия помогают сделать процесс изучения языка и совершенствования речи более осознанным: если осознавать отбор языковых средств на каждом этапе (как создания, так и восприятия речи), то речь будет звучать правильно, грамотно, выразительно, уместно.
Итак, правильность, грамотность, богатство, точность, выразительность, уместность – понятия не языка, а именно речи. Это то, что называется культурой речи.
Контрольные вопросы:
1. Что такое речевая деятельность? Почему невозможна речевая деятельность между говорящими птицами (попугаем или вороном) и человеком?
2. Какие виды и формы речевой деятельности выделяет наука?