Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 11 класс
  • Русский язык
  • Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)

Конспект урока: Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)

Культура речи

26.04.2024
1187
0

Язык и речь

 

Вступление

В течение всего курса русского языка школьники изучают русский язык и русскую речь. И это не одно и то же. Были уроки, когда школьники изучали язык и его системы (фонетика, лексика, словообразование и грамматика), а были и такие уроки, на которых учили строить речь. Последний этап изучения нашего предмета — опять о речи, о культуре речи.

План урока

  • Язык и его функции
  • Речь и её связь с языком

Цели урока

  • Знать об отличии понятий языка и речи
  • Уметь различать языковые особенности и речевые особенности в текстах

Язык и его функции


Язык — это система знаков, с помощью которых человек мыслит и общается. 


 

Это не искусственная система, а естественная: она не создана кем-то намеренно, т.е. сформировалась самостоятельно и живёт по собственным законам, передаваясь от одного человека к другому, рождаясь и совершенствуясь в сознании каждого из нас. 

 

Система знаков — это широкое понятие для обозначения звуков, морфем, слов, словосочетаний и предложений, потому что и звук, и слово, и предложение — это просто знаки, которые в течение первых лет жизни научаемся понимать и создавать. 

В дальнейшем каждый из нас создаёт и учится понимать множество других — часто искусственных — систем (например, правила дорожного движения или азбуку Морзе).

 

О том, как язык появился, науке доподлинно неизвестно, как и о многом, что связано с человеческим мозгом и сознанием. 

 

А прямая и непосредственная связь языка и мышления давно доказана: язык отражает особенности того, как думает каждый из нас. Мы перенимаем язык у нашего окружения, передаем его другим и даже создаем его, благодаря нашим мыслительным способностям.

 

Если человек не научится говорить, значит, не научится мыслить, и, наоборот,  — не обладая способностью мыслить, человек не научиться говорить. Первая и главная функция языка — когнитивная, мыслеобразующая. 

 

Вторая функция более известна: коммуникативная (функция общения). Общество также связано языком, люди объединены и имеют возможность общаться, познавать и изменять мир, во многом благодаря возможностям языка, поэтому общество, как и отдельный человек, без языка существовать не сможет. 

 

Итак, важно запомнить: у языка есть 2 важные задачи — общение и мышление.

Речь и её связь с языком

Следует различать понятие “язык” и понятие “речь”. 

 


Язык — это огромная, почти безграничная по объему система знаков, которая формируется на протяжении жизни, а речь — это средство общения, это отбор средств и возможностей языка в живом общении. 


 

Если вообразить себе язык, то его можно представить как огромную полку с книгами или компьютер, заполненный папками. Книги и папки хранят информацию о всех средствах и возможностях языка, и когда мы хотим поделиться своей мыслью, то отбираем нужную страницу или файл внутри нужной папки. 

 

В основе речи — звуки, они складываются в морфемы (части слова), из морфем мы составляем слова и формы слов, с помощью которых по схемам строим предложения и текст. Но строим речь мы так быстро, что не замечаем все эти этапы. Чем больше опыта и сознательности в построении речи, тем она живее, понятнее и красивее. 

 

Иными словами, язык мыслится, а речь произносится. Речь не равна языку. Речь — это средство, с помощью которого язык воплощает себя в мире. 

 

Задача уроков русского языка заключается в том, чтобы, познавая систему языка, ученик научился строить свою речь легко и грамотно. Таким образом, на уроках русского языка мы изучаем язык и развиваем свою речь.

 


Упражнение 1

 

«Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу» (Л.С. Выготский). 

Оформите цитату Л.С. Выготского разными способами: 

1) через прямую речь 

2) с помощью косвенной речи

3) с помощью вводной конструкции

4) как эпиграф

Расставьте знаки препинания в новых предложениях.


Контрольные вопросы:

 

1. Дайте определение понятию “язык”. Почему язык называют естественной системой знаков?

2. Приведите примеры искусственной системы знаков. 


Ответы

Упражнение 1

 

  1. «Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу», — писал Л.С. Выготский.
  2. Л.С. Выготский писал, что «слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу».
  3. По мысли Л.С. Выготского, «слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу».
  4. Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу.

Л.С. Выготский


Предыдущий урок
Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)
Культура речи
Следующий урок
Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)
Культура речи
Поделиться:
  • Природно-ресурсный потенциал зарубежной Азии и проблемы его использования

    География

  • Объём пирамиды

    Геометрия

  • Экосистема. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме

    Биология

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке