Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Все предметы
  • 11 класс
  • Русский язык
  • Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)

Конспект урока: Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)

Культура речи

24.11.2024
1661
0

Речевая деятельность

 

Вступление

Язык помогает нам мыслить, познавать действительность и общаться. При этом общение осуществляется благодаря речи. Наука разработала даже специальный термин – речевая деятельность – и пристально изучает это понятие. Зачем? 

План урока

  • Речевая деятельность
  • Виды и формы речевой деятельности

Цели урока

  • Знать о понятии речевой деятельности
  • Уметь различать виды и формы речевой деятельности

Речевая деятельность 



Вспомним, что язык — это система знаков, формирующаяся с помощью мышления, речь — это отбор средств и возможностей языка в живом общении. 


 

Значит, звук, слово, предложение или текст – языковые средства, но они могут стать речевыми: если их, с одной стороны, отберут для озвучивания (написания), а с другой стороны, воспримут (прочитают, услышат) и поймут. 

 



Речевая деятельность — это процесс восприятия и порождения речи, то есть это такой момент, когда соблюдаются условия:

1) присутствие 2 человек: говорящего и слушающего 

2) потребность, необходимость, цель общения 

3) владение одним языком 


 

Иными словами, общение и понимание с помощью слов становится возможным, потому что соблюдаются условия для речевой деятельности. 

 

Условия уже состоявшейся речевой деятельности – где, с кем и с какой целью мы говорим или где, от кого и при каких обстоятельствах можем что-то услышать – это речевая ситуация. Отдельный, конкретный эпизод речи, состоявшийся когда-либо в реальности, – речевой акт. 

 

Для изучения языка важно понять, что речевая деятельность имеет сознательный характер: чем больше осознанности в процессе речи, тем проще её создавать. На конкретных занятиях по языку школьникам предлагаются ситуации чужих речевых актов для анализа (тексты, упражнения) и возможность создания собственных (сочинения, изложения).

Виды и формы речевой деятельности



Выделяют 4 вида речевой деятельности: 

слушание – говорение, чтение – письмо. 

2 вида нацелены на восприятие (слушание и чтение), 2 другие – на создание речи (говорение и письмо). 


 

В речевой деятельности важно и восприятие (потому что оно основано на понимании чужой речи), и воспроизведение, поэтому человек сначала наблюдает за чужой речью (слушает и читает), а только потом учится воссоздавать её (говорит и пишет). 

 

Все эти 4 вида опираются на понятие внутренней речи. Внутренняя речь – это мыслительная основа создания высказывания, а также транслятор взаимного понимания. 

 

Любое высказывание (текст), которые мы воспринимаем, или собираемся воспроизвести, проходит этап внутренней речи.

 

На этом этапе создания высказывания ставятся основные вопросы: о чем говорю(ят)? (предмет речи), что говорю(ят)? (содержание), зачем, с какой целью говорю(ят)? (мотив речи), кому говорю(ят)? (адресат), вывод из сказанного.

 

Выделяют и 2 формы речи: устная и письменная.

 

Речь может быть устной – если мы произносим её, используя звуки языка, и письменной – в этом случае мы записываем её, используем буквы и письмо. Они отличаются также особенностями возникновения и использования средств языка: устная речь – живая, непринужденная, спонтанная, а письменная нуждается в обдумывании, более строгом и детальном подборе средств. 

 

Изначально мы все научаемся устной форме речи (слушание и говорение), а затем - письменной (чтение, письмо).

 

Все эти понятия помогают сделать процесс изучения языка и совершенствования речи более осознанным: если осознавать отбор языковых средств на каждом этапе (как создания, так и восприятия речи), то речь будет звучать правильно, грамотно, выразительно, уместно.

 

Итак, правильность, грамотность, богатство, точность, выразительность, уместность – понятия не языка, а именно речи. Это то, что называется культурой речи. 

 


Контрольные вопросы:

 

1. Что такое речевая деятельность? Почему невозможна речевая деятельность между говорящими птицами (попугаем или вороном) и человеком? 

2. Какие виды и формы речевой деятельности выделяет наука? 


Предыдущий урок
Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)
Культура речи
Следующий урок
Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)
Культура речи
Поделиться:
  • Политика разрядки международной напряжённости

    История

  • В.В. Маяковский. Любовная лирика

    Литература

  • Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке