В течение всего курса русского языка школьники изучают русский язык и русскую речь. И это не одно и то же. Были уроки, когда школьники изучали язык и его системы (фонетика, лексика, словообразование и грамматика), а были и такие уроки, на которых учили строить речь. Последний этап изучения нашего предмета — опять о речи, о культуре речи.
- Язык и его функции
- Речь и её связь с языком
- Знать об отличии понятий языка и речи
- Уметь различать языковые особенности и речевые особенности в текстах
Язык и его функции
Язык — это система знаков, с помощью которых человек мыслит и общается.
Это не искусственная система, а естественная: она не создана кем-то намеренно, т.е. сформировалась самостоятельно и живёт по собственным законам, передаваясь от одного человека к другому, рождаясь и совершенствуясь в сознании каждого из нас.
Система знаков — это широкое понятие для обозначения звуков, морфем, слов, словосочетаний и предложений, потому что и звук, и слово, и предложение — это просто знаки, которые в течение первых лет жизни научаемся понимать и создавать.
В дальнейшем каждый из нас создаёт и учится понимать множество других — часто искусственных — систем (например, правила дорожного движения или азбуку Морзе).
О том, как язык появился, науке доподлинно неизвестно, как и о многом, что связано с человеческим мозгом и сознанием.
А прямая и непосредственная связь языка и мышления давно доказана: язык отражает особенности того, как думает каждый из нас. Мы перенимаем язык у нашего окружения, передаем его другим и даже создаем его, благодаря нашим мыслительным способностям.
Если человек не научится говорить, значит, не научится мыслить, и, наоборот, — не обладая способностью мыслить, человек не научиться говорить. Первая и главная функция языка — когнитивная, мыслеобразующая.
Вторая функция более известна: коммуникативная (функция общения). Общество также связано языком, люди объединены и имеют возможность общаться, познавать и изменять мир, во многом благодаря возможностям языка, поэтому общество, как и отдельный человек, без языка существовать не сможет.
Итак, важно запомнить: у языка есть 2 важные задачи — общение и мышление.
Речь и её связь с языком
Следует различать понятие “язык” и понятие “речь”.
Язык — это огромная, почти безграничная по объему система знаков, которая формируется на протяжении жизни, а речь — это средство общения, это отбор средств и возможностей языка в живом общении.
Если вообразить себе язык, то его можно представить как огромную полку с книгами или компьютер, заполненный папками. Книги и папки хранят информацию о всех средствах и возможностях языка, и когда мы хотим поделиться своей мыслью, то отбираем нужную страницу или файл внутри нужной папки.
В основе речи — звуки, они складываются в морфемы (части слова), из морфем мы составляем слова и формы слов, с помощью которых по схемам строим предложения и текст. Но строим речь мы так быстро, что не замечаем все эти этапы. Чем больше опыта и сознательности в построении речи, тем она живее, понятнее и красивее.
Иными словами, язык мыслится, а речь произносится. Речь не равна языку. Речь — это средство, с помощью которого язык воплощает себя в мире.
Задача уроков русского языка заключается в том, чтобы, познавая систему языка, ученик научился строить свою речь легко и грамотно. Таким образом, на уроках русского языка мы изучаем язык и развиваем свою речь.
Упражнение 1
«Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу» (Л.С. Выготский).
Оформите цитату Л.С. Выготского разными способами:
1) через прямую речь
2) с помощью косвенной речи
3) с помощью вводной конструкции
4) как эпиграф
Расставьте знаки препинания в новых предложениях.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию “язык”. Почему язык называют естественной системой знаков?
2. Приведите примеры искусственной системы знаков.
Упражнение 1
- «Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу», — писал Л.С. Выготский.
- Л.С. Выготский писал, что «слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу».
- По мысли Л.С. Выготского, «слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу».
- Слово относится к сознанию, как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу.
Л.С. Выготский