Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)

Культура речи

23.07.2024
1576
0

Типы норм литературного языка (морфологические и синтаксические)

 

Вступление

Продолжаем изучать блок культуры речи. Сегодня рассмотрим случаи морфологических и синтаксических норм. Обращаем ваше внимание и на то, что знание норм проверяется на ЕГЭ и что этот блок очень значителен.

План урока

  • Морфологические нормы современного русского литературного языка
  • Синтаксические нормы современного русского литературного языка

Цели урока

  • Знать о различных типах норм
  • Знать основные случаи речевых ошибок
  • Уметь выявлять ошибки своей и чужой речи с целью корректировки речи
  • Уметь пользоваться словарями и справочниками для поиска информации о нормах русского языка

Морфологические нормы современного русского литературного языка


Морфологические нормы — это нормы, которые регулируют образование форм слов в зависимости от части речи.


 

Морфологические нормы требуют правильного образования форм рода, числа имён существительных, кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных, форм спряжения глаголов, форм склонения имён числительных и местоимений.

 

 

Определение рода несклоняемых имен существительных

  • Имена существительные, обозначающие лиц, относятся к мужскому или женскому роду в зависимости от соотнесенности с реальным полом обозначаемого лица: мой визави – моя визави, молодой протеже – молодая протеже.
  • Имена существительные, обозначающие животных, относятся к мужскому роду: маленький пони, пестрый какаду, ловкий шимпанзе. Формы женского рода возможны в случае необходимости (для указания женского пола животного): шимпанзе кормила детеныша.

НО! Исключения: иваси, цеце – женского рода! (под влиянием слов рыба, селедка, муха).

  • Род имён существительных, обозначающих географические названия, определяется по роду слов город, река, озеро, гора и т.д.: широкая Миссисипи, полноводное Эри, солнечный Баку.
  • Иноязычные имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: прямое шоссе, маршрутное такси… 

НО! Исключения: кофе – м.р. (старая форма кофей/кофий), кольраби – ж.р. («капуста»), салями – ж.р. («колбаса»), хинди, суахили – м.р. («язык»).

  • Род аббревиатур определяется по главному слову: российский ВПК, ООН поставила вопрос, наш МГУ…

Но! Исключение: вуз – м.р.

 

Падежные окончания некоторых имён существительных в форме множественного числа именительного падежа:

 

  • : слова, имеющие в форме единственного числа ударение на первом слоге: вечера, голоса, города, округа, черепа… 
  • -ы (-и): 3-х сложные (и многосложные) слова с ударением на втором или третьем слоге: аптекари, библиотекари, бухгалтеры… 
  • -ы (-и): слова иноязычного происхождения: актёры, гримеры, инженеры, офицеры, шофёры, детекторы, индукторы…

НО! директора, профессора, доктора…

 

Падежные окончания некоторых имён существительных в форме множественного числа родительного падежа: 

  • ǿ: имена существительные, обозначающие национальности: грузин, армян, башкир, бурят, турок 

НО! бедуинов, берберов, бушменов, негров, калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов 

  • ǿ: имена существительные, обозначающие названия единиц измерения: ампер, ватт, вольт

НО! граммов, килограммов, гектаров, километров

  • ǿ: имена существительные ж.р.: вафель, вишен, кочерёг, кровель, свадеб, сплетен, усадеб, цапель, нянь

НО! долей, кеглей, пеней, пригоршней, саклей, свечей 

  • ǿ: имена существительные ср.р.: блюдец, зеркалец, полотенец, корытец

НО! болотцев, копытцев, оконцев, поленьев, доньев

  • ǿ: имена существительные, обозначающие парные предметы: сапог, валенок, чулок, туфель

НО! носков

  • ǿ: имена существительные, не имеющие форм ед.ч.: брызг, жабер, каникул, макарон, шаровар, потёмок, сумерек 

НО! будней, качелей, бредней, яслей, граблей, ходулей, алиментов, консервов, мемуаров, заморозков, лохмотьев

 

Сравнительная и превосходная степени имён прилагательных:

  • Простая форма: высокий + -ше (или -е, или –ее)

выше, легче, длиннее, успешнее, энергичнее

                                   высокий + айш- (-ейш-) + окончание

высочайший, длиннейший, успешнейшая, энергичнейшие 

пример: Этот дом выше соседнего.

  • Составная форма: высокий + более (менее)

более высокий, менее легкий, более успешный…

                                      высокий + (наиболее, наименее)

                                      выше всех, длиннее всех

наиболее успешный, успешнее всех

пример: Успеваемость более высокая, чем в прошлом году.

НО! НЕПРАВИЛЬНО! более лучший, более худший, менее длиннее, самый успешнейший, самый длиннейший

 

Использование форм местоимений: 

  • Притяжательные местоимения образуются на основе личных:

я – мой                                  мы – наш 

ты – твой                            вы – ваш 

он – его   она – её                 они – их 

 

  • В некоторых случаях (в определённых падежных формах при использовании непроизводных предлогов) у личных местоимений появляется звук -н: у него, к ней, из-за них

НО! благодаря ему, навстречу ей, старше их

  • Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее имя существительное в форме того же рода и числа

Но! Нельзя использовать местоимение, когда смысл может затемниться: Мать Оли, когда она заболела, стала очень нервной (кто заболел и кто стал нервным?)

 

Использование собирательных имён числительных:

  • Собирательное числительное оба – обе может быть употреблено как с имена существительными м.р., так и с именами существительными ж.р.: обеих подруг, обоими родственниками, в обоих случаях
  • Собирательные имена  числительные двое, трое, четверо употребляется только в нескольких случаях: [начиная с «пятеро» обычно используются количественные ИЧ – пять суток и т.д.]

1) с именами существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот

2) с именами существительными, имеющими только форму мн. числа: двое суток, четверо ножниц

3) с именами существительными «дети», «ребята», «люди», а также со словом «лицо» в значении «человек»: двое детей, трое ребят, двое незнакомых лиц

4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро

5) с субстантивированными (перешедшими в разряд имён существительных) именами числительными, рядом с которыми употребляются глаголы во множественном числе: вошли двое

НО! Собирательные ИЧ не сочетаются:

  • с именами существительными, обозначающими лиц женского пола! нельзя: двое девочек – только две девочки
  • с именами существительными м.р., обозначающими НЕ людей! нельзя: двое волков – только два волка

 

Склонение количественных имён числительных:

  • Склонение числительного зависит от его вида и структуры. Простые и суффиксальные числительные склоняются без сложностей. Сложные (из двух корней) числительные склоняются с окончаниями внутри и в конце слова:

 

 

  • Числительные 40, 90 и 100 склоняются по-особому: имеют только 2 формы:

 

  • При склонении составных количественных числительных изменяются все части числительного, все корни!

И.п. один миллион семьсот восемьдесят две тысячи триста девятнадцать 

Р.п. одного миллиона семисот восьмидесяти двух тысяч трёхсот девятнадцати 

Д.п. одному миллиону семистам восьмидесяти двум тысячам трёмстам девятнадцати 

В.п. один миллион семьсот восемьдесят две тысячи триста девятнадцать 

Т.п. одним миллионом семьюстами восьмьюдесятью двумя тысячами тремястами девятнадцатью 

П.п. об одном миллионе семистах восьмидесяти двух тысячах трёхстах девятнадцати

 

Склонение дробных числительных:

 

 

 

Склонение порядковых имён числительных:

  • Все порядковые имена числительные по происхождению связаны с количественными: один – первый, два – второй, три – третий, восемнадцать – восемнадцатый, двести – двухсотый, тысяча – тысячный 
  • Порядковые имена числительные изменяются по родам, числам и падежам (как и имена прилагательные): шестой, шестая, шестое, шестые, шестого, о шестых…
  • При склонении сложных порядковых имён числительных изменяется только последнее числительное: 27 – двадцать седьмой, двадцать седьмого, 135 – сто тридцать пятый, сто тридцать пятому, 2003 – две тысячи третий, 2015 – две тысячи пятнадцатый, 2023 – две тысячи двадцать третий. 

И.п. две тысячи одиннадцатый год 

Р.п. две тысячи одиннадцатого года 

Д.п. к две тысячи одиннадцатому году 

В.п. две тысячи одиннадцатый год 

Т.п. две тысячи одиннадцатым годом 

П.п. о две тысячи одиннадцатом годе

Но! Если числительное “круглое”, то форма образуется сложнее: 20000 – двадцатитысячный, 2000 – двухтысячный, 200 – двухсотый, 2020 – две тысячи двадцатый… 

 

Образование форм глаголов: 

  • При спряжении глаголов необходимо обращать внимание на фонетические особенности образования форм и возможные чередования с шипящими звуками: лечь – лягу, класть – кладу, стричь – стригу, стрижёт, течь – теку, течёшь, течёт, влечёт, бережёт, печёт, 
  • Важно не забывать про спряжение (у глаголов 1 спряжения окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют, у глаголов 2 спряжения окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят): смотреть (2 спр.) – смотрят, клеить (2 спр.) – клеят, но стелить (1 спр.) – стелют, реять (1 спр.) – реют… 
  • При образовании повелительного наклонения важно обращать внимание на чередование и вид глагола: лечь – ляг, класть – клади, положить – положи, бежать – беги, поехать – поезжай…
  • При образовании причастий и деепричастий важно обращать внимание на вид глагола: обгрызть – обгрызенный, исчезнуть – исчезнув, исчезать – исчезая...

Синтаксические нормы современного русского литературного языка


Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц – словосочетаний и предложений. 


 

Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления (соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм).

 

При анализе синтаксических норм назовём характер сложности и схематично обозначим, как она решается: 

  • неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом // нарушение норм управления:

предлоги благодаря, вопреки, согласно требуют Д.п. (кому? чему?), предлоги ввиду, насчет — Р.п. (кого? чего?)

Благодаря электрических свойств кремний - необходимый в промышленности металл.

Благодаря электрическим свойствам кремний - необходимый в промышленности металл.

производные предлоги имеют однозначный вид: по приезде, по окончании, по завершении…

По возвращению в Россию художника приняли в Товарищество передвижников.

По возвращении в Россию художника приняли в Товарищество передвижников.

  • нарушение связи между подлежащим и сказуемым:

подлежащее (мн.ч.) + сказуемое (глагол мн.ч.):

Все, кто на экзамене показал отличные знания, награждён поездкой в Санкт-Петербург.

Все, кто на экзамене показал отличные знания, награждены поездкой в Санкт-Петербург.

подлежащее (ед.ч. ср.р. ) + сказуемое (глагол ед.ч.ср.р.):

МГУ отпраздновало свой юбилей.

МГУ отпраздновал свой юбилей.

  • ошибка в построении предложения с однородными членами:

1 сказуемое (требует В.п.) + 2 сказуемое + Тв.п.:

Посетители хвалили и удивлялись изобретательности мастера.

Посетители удивлялись изобретательности мастера и хвалили её.

  • ошибка в использовании парного союза:

не только ..., но и ...

как..., так и ...

не столько …, сколько ...

насколько …, настолько

а также – особый одиночный союз … 

связывают только однородные (!) члены предложения и не смешиваются друг с другом:

Не столько талантом, но и трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.

Не столько талантом, сколько трудолюбием обеспечивается достижение успеха в работе.

Молодая исполнительница  не только любила классическую музыку, но и джаз.

Молодая исполнительница  любила не только классическую музыку, но и джаз.

  • неправильное построение предложения с деепричастным оборотом:

лицо + основное действие (глагол)+ дополнительное действие деепричастия (-в, -вшись, -а, -я, -ясь)   

Добежав до финиша, у спортсменов будет время для отдыха.

Добежав до финиша, спортсмены отдохнут.

  • нарушение в построении предложения с причастным оборотом :

причастный оборот всегда целостен!

им. сущ. + (причастие + зависимые слова)

(причастие + зависимые слова) + им. сущ.

Птицы кружили у играющей воды в лучах солнца.

Птицы кружили у воды, играющей в лучах солнца.

Птицы кружили у играющей в лучах солнца воды.

  • неправильное построение предложения с косвенной речью:

косвенная речь не нуждается в кавычках, использует союзы что, чтобы или союзы-вопросительные слова, а также меняет местоимения и личные формы глаголов, 

В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».

В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что он не сумеет ответить, как стал из жанриста историком.

  • нарушение в построении предложения с несогласованным приложением:

если есть родовое понятие, то оно склоняется, а название остаётся в И.п., если родового понятия нет, то название слоняется:

Внутренняя сила и мужество солдата воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василии Тёркине».

Внутренняя сила и мужество солдата воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Внутренняя сила и мужество солдата воспеты в «Василии Тёркине» А.Т. Твардовского .

  • нарушение согласования времени причастия и соответствующего глагола-сказуемого:

1 сказуемое — глагол прош. вр., сов.в. + 2 сказуемое — глагол прош. вр., сов.в.

1 сказуемое — глагол наст. вр., несов.в. + 2 сказуемое — глагол наст. вр., несов.в.

Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делились друг с другом накопленным опытом работы.

Российские педагоги проводят ежегодно профессиональные конкурсы, во время которых делятся друг с другом накопленным опытом работы.

  • неправильное построение сложноподчинённого предложения:

в придаточной части может быть только один союз (что, кто, почему, где, когда, хотя, если, чтобы, потому что, так как, ли…):

Я не могу понять, что почему не работает компьютер.

Я не могу понять, почему не работает компьютер.

 

Задания ЕГЭ построены так, чтобы выявить ошибки на разных уровнях языка и исправить их.

 

Точно такая же деятельность может продолжиться в течение жизни: мы можем наблюдать возможную сложность или сомнение в выборе нормы, чувствовать несоответствие (своя привычка использования отличается от формы или звуков в чужой речи). И это может стать поводом воспользоваться словарём или справочником (теперь есть и интернет, в первую очередь, поисковики, которые с такой задачей справляются в один клик). 

 


Упражнение 1

 

 

 

1.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно:

 

лягте на пол

горячие супы

шестистами учениками

на пятьсот третьей странице

рота солдат

 

2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца: 

 

 


Контрольные вопросы:

 

1. Какие морфологические нормы вам кажутся самыми простыми, а какие – сложными?

2. Расскажите об одной из синтаксических норм более подробно: какие грамматические формы лежат в её основе и какие трудности возникают в связи с этой формой. 

3. Какие яркие маркеры есть у некоторых синтаксических норм? Какие нормы легко узнавать среди других? 


Ответы

Упражнение 1

 

  1. Шестьюстами.
  2. А - 3, Б - 2, В - 4, Г - 5, Д – 1.


Предыдущий урок
Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)
Культура речи
Следующий урок
Язык и речь. Речевая деятельность. Правильность русской речи. Типы норм ЛЯ (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, стилистические)
Культура речи
Поделиться:
  • Вычисление углов между прямыми и плоскостями

    Геометрия

  • Понятие вектора. Равенство векторов

    Геометрия

  • Инструменты анализа данных
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке