Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Союзы. Правописание союзов

Орфография

Союзы

Знания о служебных частях речи и их особенностях необходимы для выполнения тестовой части ЕГЭ. Умение использовать союзы в соответствии с их значением и умение употреблять союзы в предложении поможет справиться как с тестовой частью, так и с письменными работами. Материалы, представленные в рамках сегодняшнего урока, помогут вам изучить эту тему.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Союз как часть речи.
  • Классификация союзов.
  • Сочинительные и подчинительные союзы.
  • Разграничение союзов и союзных слов.
  • План морфологического разбора.

Цели урока

  • Знать: особенности союза как части речи.
  • Знать: классификацию союзов, различия между сочинительными и подчинительными союзами.
  • Уметь: различать союзы и союзные слова.
  • Уметь: выполнять морфологический разбор.

Союз как часть речи


Союз — служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связного текста.

Например: Вздыхаю тихо и грущу, входя в забытые аллеи, (союз и связывает однородные сказуемые).


Классификация союзов

 

По происхождению

 

По происхождению союзы бывают непроизводные и производные.

Непроизводные (первообразные) союзы (а, и, либо) не делятся на морфемы и не имеют производящих основ.

Производные (непервообразные) союзы (чтобы, будто, хотя) произошли от слов, относящихся к самостоятельным частям речи.

 

По структуре

 

Производные союзы по структуре бывают простые и составные.

Простые союзы состоят из одного слова (что, как, словно).

Составные союзы состоят из двух или нескольких слов (так как, в то время как, из-за того что).

 

Сочинительные и подчинительные союзы

 

Сочинительные

Подчинительные

Соединяют однородные члены

предложения и части сложносочиненного предложения, т. е. синтаксически равноправные элементы.

Соединяют части сложноподчиненного предложения, т. е. синтаксически неравноправные единицы (главную и придаточную части предложения)

Соединительные

(выражают отношения перечисления)

 

И, ДА (= и), И...И, НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ.

Временные

(выражают отношения времени действия или проявления признака, о котором говорится в главном предложении)

 

КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ЕДВА, ПОКА, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ.

Противительные

(выражают отношения различия, противопоставления)

 

А, НО, ДА (= НО), ОДНАКО, ЗАТО.

Сравнительные

(выражают отношения сравнения)

 

КАК, КАК БЫ, БУДТО, БУДТО БЫ, КАК БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО.

Разделительные

(выражают отношения взаимоисключения, чередования предметов, признаков, действий)

 

ИЛИ, ЛИБО, ЛИ...ЛИ, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО.

Причинные

(служат для выражения причины или обоснования того, о чем говорится 
в главном предложении)

 

ИБО, ТАК КАК. ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО. БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО.

Пояснительные

(служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих

пояснения)

 

ТО ЕСТЬ, ИЛИ.

Целевые

(служат для выражения указания на цель, назначение действия)

 

ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ЛИШЬ БЫ.

Условия

(служат для выражения условия, при котором протекает или может протекать действие)

 

ЕСЛИ, ЕЖЕЛИ, КОЛИ, КАБЫ, РАЗ, ЕСЛИ...ТО, ЕСЛИ БЫ, КОГДА БЫ.

Следствия

(служат для выражения

указания на результат

действия)

 

ТАК ЧТО, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО.

Уступительные

(служат для выражения

указания на действие,

которое произошло

вопреки тому, о чем

говорится в главном

предложении)

 

ХОТЯ, ХОТЯ БЫ, ПУСТЬ; НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО.

 

Разграничение союзов и союзных слов


Союзные слова — это местоименные слова, в которых совмещены свойства самостоятельной (знаменательной) и служебной части речи. В качестве союзных слов способны употребляться только местоименные слова вопросительного типа: кто, что, какой, который, где, куда и др.


 

Союзы

Союзные слова

1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину (что – союз, не является членом предложения).

1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).

2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.

2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.

3. На союз не может падать логическое ударение

3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что он будет делать завтра.

Что, как, когда могут быть как союзами, так и союзными словами. Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными!

 

План морфологического разбора

 

План

Образец

1. Часть речи

 

2. Непроизводный или производный.

 

3. Простой или составной.

 

4. Сочинительный или подчинительный.

 

5. Соединяет члены предложения или простые предложения в составе сложного.

 

6. Какое значение выражает.

В лесу было сыро и туманно.

 

1. И — союз.

 

2. Непроизводный.

 

3. Простой.
 

4. Сочинительный соединительный союз.

 

5. Соединяет члены предложения.

 

6. Выражает отношения перечисления.

 


Контрольные вопросы:

 

1. Чем союзы отличаются от других служебных частей речи?

2. На какие группы делятся союзы? В чем их специфика?

3. Всегда ли сочинительные союзы разделяют части сложного предложения?


Предыдущий урок
Правописание приставок
Орфография
Следующий урок
Правописание ь и ъ
Орфография
  • Сложение движений. Преобразования Галилея

    Физика

  • Понятие многогранника. Призма

    Геометрия

  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке