Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание окончаний имен существительных

Орфография

Правописание окончаний имен существительных

Знание орфографических правил, связанных с правописанием окончаний имен существительных, позволит вам избежать множества орфографических и грамматических ошибок в письменных работах. Материалы, представленные в рамках сегодняшней темы, помогут вам вспомнить эти нормы.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Падежные окончания имен существительных.
  • Окончания имен существительных с суффиксами -ищ-, -ушк-, -юшк-, 
  • -ишк-, -ышк-, -л-.
  • Варианты падежных окончаний.

Цели урока

  • Знать: от каких факторов зависит окончание существительных.
  • Уметь: пользоваться изученными правилами на практике.

Чтобы определить окончание существительного, необходимо поставить слово в И. п. и определить, к какому типу склонения относится данное имя существительное, и определить падеж.

Если имя существительное стоит во множественном числе, то склонение определять не нужно.

 

Падежные окончания имен существительных

 

1-е склонение

2-е склонение

3-е скл.
ж. р. на 
(нул. оконч.)

Разноскл. сущ. на -мя, дитя, путь

Мн. ч.

м. р., ж. р., 
-а, -я

ж. р. на -ия

м.р. 
с нул. оконч., ср.р.
,

м. р. на 
-ий
ср. р. на 
-ие

И. п.

а я

земля

я
лекция

нул. ок.
слон
о е
окно, поле

нул. ок.
гений
о е
собрание

нул. ок.
степь

нул. ок.
путь
я
время

а я и ы
земли, слоны, окна, друзья

Р. п.

ы и
воды, земли

и
лекции

а я
слона, поля

я
гения

и
степи

и
пути

ов ев ей
нул. ок.
вод, лекций, полей

Д. п.

е
земле

и
лекции

у ю
слону, полю

ю
гению

и
степи

и
пути

ам ям
водам, землям, окнам

В. п.

у ю
воду, землю

ю
лекцию

о е а я
нул. ок.
слона, дом, окно, поле

я е 
нул. ок.
гения, гелий, собрание

нул. ок.
степь

я ю 
нул. ок.
путь, время, дитятю

а я и ы ей ов ев
воды, земли, поля, друзей

Т. п.

ой ей
ою ею
водой, землей, водою, землею

ей
лекцией

ом ем ём

слоном, полем

ем
гением

ю
степью

ем ём ей
путем, дитятей

ами ями
водами, землями

П. п.

е
о земле

и
о лекции

е
о слоне

и
о гении

и
о степи

и
о пути

ах ях
о водах, о землях

 

Окончания имен существительных с суффиксами -ищ-, -ушк , -юшк-, -ишк-, -ышк-, -л-

Варианты падежных окончаний

 

Чаще всего одна падежная форма существительного имеет одно окончание. Встречаются случаи, когда одно существительное в одном и том же падеже имеет два окончания — основное и вариантное. 

 

Варианты окончаний Р. п. ед. ч. М. р. 1 скл.: основное окончание – -их / -а(я), вариантное – у(-ю). Например: кусочек сыру, метр бархату, нагнать страху, двигаться без шуму, уйти из дому, не давать спуску, ни шагу назад.

 

Варианты окончаний Тв. п. ед. ч. Ж. р. 3 скл.: стеной – стеною, душой – душою, волей – волею. Окончание -ой (-ей) является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою (-ею) употребляется обычно в книжной (чаще поэтической) речи.

 

Варианты окончаний П. п. ед. ч. М. р. 1 скл.: основное окончание – -е, вариантное – -у(-ю). Например: в жиру – в жире, в хлеву – в хлеве, на ветру – на ветре, в отпуску – в отпуске.

 

Варианты окончаний Им. п. мн. ч. М. р. 1 скл.: основное окончание – -и, вариантное окончание вариантное – -а(-я). Например: токари – токаря, инструкторы – инструктора, слесари – слесаря, инженеры – инженера. Формы на -а(-я) имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи. Параллельные формы иногда закрепляются за разными значениями существительных: счеты (приспособление для счисления) – счета (документы), лагери (общественно-политические группировки) – лагеря (пионерские, туристские).

 

Существительные М. р. 2 скл. с основой на твёрдый согласный в Р. п. мн. ч. имеют нулевое окончание, если они обозначают:

 

а) парные предметы: ботинки – ботинок, брюки – брюк, туфли – туфель

(но: носки  носков);

б) национальность (если основа оканчивается на н или р): башкиры – башкир, румыны – румын (но: якут – якутов);

в) воинские подразделения (как правило, устаревшие): кадет, гусар;

г) некоторые единицы измерения: ампер, аршин, байт (но: килограммов).

Окончания существительных Ж. р. в Р. п. мн. ч. может зависеть от формы слова или места ударения: башня – башен, вафля – вафель, кухня – кухонь.

 

Окончания существительных Ж. р. 3 скл. в Тв. п. мн. ч. могут иметь вариантные окончания -ами (-ями) и -ьми: дверями – дверьми, лошадями – лошадьми.


Контрольные вопросы:

 

  1. Каким образом выделяется окончание в слове?
  2. Просклоняйте по падежам слова побережье, ножницы, здание, семья.
  3. Как вам кажется, по какой причине у существительных появляются варианты падежных окончаний?


Предыдущий урок
Правописание Ы и И после приставок
Орфография
Следующий урок
Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных
Орфография
  • Динамика общественного развития

    Обществознание

  • Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 – ноябрь 1942 г.)

    История

  • Культурное пространство советского общества в 1920-30- е годы. Культура русского зарубежья

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке