Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Деепричастие как форма глагола. Образование и правописание деепричастий

Орфография

26.07.2024
1767
0

Деепричастие как форма глагола. Образование и правописание деепричастий

Знания о деепричастиях и их грамматических признаках необходимы для выполнения письменных работ и тестовой части ЕГЭ по русскому языку. Знания о глаголе и его формах также помогут научиться верно расставлять знаки препинания. Материалы, представленные в рамках сегодняшнего урока, помогут вам изучить эту тему.

 

Желаем вам успехов в освоении нового материала!

План урока

  • Деепричастие как форма глагола.
  • Грамматические признаки глагола.
  • Грамматические признаки наречия.
  • Образование деепричастий.
  • Синтаксическая роль деепричастий.
  • План морфологического разбора.

Цели урока

  • Знать: особенности деепричастия, его грамматические признаки.
  • Знать, как образуется деепричастие.
  • Уметь: определять его синтаксическую роль.
  • Уметь: выполнять морфологический разбор.

Деепричастие как форма глагола


Деепричастие — это особая неизменяемая форма глагола, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия. Отвечает на вопросы как? каким образом? почему? что делая? что сделав?

Например:(что делая?) читая книгу.


Грамматические признаки глагола

Грамматические признаки наречия

1. Возвратность — невозвратность.

Например: умывая — умываясь.

 

2. Переходность - непереходность.

Например: умывая (что?) — переходный.

 

3. Вид (совершенный — несовершенный).

Например: думая — продумав.

 

4. Возможность сочетаться с наречиями.

Например: быстро читать — быстро читая.

1. Неизменяемость.

Например: она шла, улыбаясь; он шел, улыбаясь, они шли, улыбаясь.

 

2. Синтаксическая роль

(чаще всего — обстоятельство образа действия).

Например: Мы бежали, громко смеясь.

 

3. Тип подчинительной связи — примыкание.

Например: слушал стоя.

Образование деепричастий

Деепричастия образуются только от глаголов. Каждая видовая форма глагола, которая может образовать деепричастие, образует только одну форму деепричастия. От глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида, от глаголов несовершенного вида — деепричастия несовершенного вида.

 

Образование деепричастий несовершенного вида

Образование деепричастий совершенного вида

основа настоящего времени 

-а (-я) или -учи (-ючи)

 

Например: мечтаю - мечтая, гляжу - глядючи.

основа инфинитива 


-в, -вши, -ши
 

Например: 
задумать - задумав

Синтаксическая роль деепричастия

В предложении деепричастия выступают в роли обстоятельств времени, образа действия, условия, причины.

Например: Он шел по тротуару, внимательно глядя под ноги.

План морфологического разбора

План

Образец

1. Часть речи. Начальная форма глагола, от которого деепричастие образовано.

 

2. Морфологические признаки:

вид

переходность

возвратность

неизменяемость

формообразование (от какой основы гл. обр. и с помощью какого суффикса).

 

3. Синтаксическая роль 

Улыбнувшись, отец одобрительно похлопал сына по плечу.

 

1. Улыбнувшись — особая ф. гл. — деепричастие. Образовано от глагола улыбнуться.

 

2. Морфологические признаки:

совершенный вид

непереходное

возвратное

неизменяемое

Обр. от инфинитива улыбнуться с помощью суффикса -вши.

 

3. Синтаксическая роль — обстоятельство

 


Контрольные вопросы:

 

1. Какие грамматические признаки наречия есть у деепричастия?

2. Чем отличается деепричастие от причастия?

3. Почему у деепричастия нет постоянных и непостоянных признаков?


Предыдущий урок
Правописание согласных
Орфография
Следующий урок
Правописание ПРЕ- и ПРИ-
Орфография
Поделиться:
  • Ф.И. Тютчев. Адресаты любовной лирики. Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»

    Литература

  • Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии»

    Биология

  • Человек и война: единство фронта и тыла

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке