- вспомним, что такое согласные звуки
- познакомимся со словами, где есть удвоенные согласные
- поговорим о роли звука [й’]
- дополним знания о правилах переноса слов
- На уроке ребенок вспомнит, что такое согласные звуки и чем они отличаются от гласных.
- Важно, чтобы школьник понимал, в каких случаях в словах пишется удвоенный согласный и как переносить такие слова.
- Отличие букв И и Й важно проговаривать с учеником чётко. Иначе могут возникнуть проблемы с определением количества слогов в словах, переносе слов и другие.
- Поиграйте с ребенком: вы называете звук, а ребенок говорит, гласный он или согласный. Затем меняетесь ролями.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Разделите буквы на 2 группы. По какому признаку вы их разделили?
Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?
Согласный звук:
- состоит из шума или из шума и голоса
- при произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык)
- образует слог только вместе с гласным звуком
Упражнение 1
Прочитайте слова. Выпишите слова, которые начинаются на согласный звук.
Домик, айсберг, жара, курица, миска, история, помощь.
Прочитайте слова. Подумайте, чем они интересны?
Русский, ссора, аккуратный, грипп, касса, грамм.
В русском языке есть слова, где пишутся две одинаковые буквы подряд. Такие слова называются слова с удвоенным согласным.
При переносе слов с удвоенными согласными одна буква из пары остаётся на строке, а другая переносится.
Например, ван-на.
Упражнение 2
Спишите слова, разделяя чёрточкой для переноса.
Масса, сумма, группа, касса, пассажир, суббота.
Упражнение 3
Спишите, только те слова, которые переносить нельзя.
Грипп, аккуратный, кросс, Анна, класс, аллея, грамм.
Прочитайте. Какой согласный повторяется во всех словах?
Чайник, лейка, зайка, мойка, трамвай.
Вспомните!
Звук [й’] — это согласный звук.
В отличие от звука [и], звук [й’] без гласного звука слога не образует!
При переносе буква Й не отделяется от предыдущей буквы!
Например, стай-ка, лай-ка.
Упражнение 4
Прочитайте слова. Добавьте –ка или –ник.
Запишите получившиеся слова, разделяя их правильно для переноса.
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 1
Домик, жара, курица, миска, помощь.
Упражнение 2
Мас-са, сум-ма, груп-па, кас-са, пас-са-жир, суб-бо-та.
Упражнение 3
Грипп, кросс, класс, грамм.
Упражнение 4
Му-ра-вей-ник, чай-ник, чай-ка, лей-ка, строй-ка, май-ка, ко-фей-ник.