Узнаем, что такое ударение, как и в каких случаях его ставить
- На уроке ребенок узнает, что такое ударный и безударный слог.
- Важно, чтобы школьник понимал, как поставить ударение в слове правильно и в каких случаях его ставить не нужно.
- Обратите внимание на способы постановки ударения. Разыгрывайте с ребенком ситуации, которые будут помогать ставить ударение правильно. Если выбирает вариант «позвать слово», то ученик может представлять, будто он зовёт словом своего друга, находясь далеко. Например, как «Ва-а-а-ася», также и «зо-о-олото», «молото-о-ок» и любое другое слово.
- Тренируйтесь выделять ударный звук/слог в повседневной жизни. У любого слова есть ударение, так что Вам в помощь этикетки в магазинах, заголовки объявлений, названия марок автомобилей и т. д.
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Рассмотрите рисунки. Что помогает различить одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
Ударение – это выделение в слове голосом одного из слогов.
Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другие, называется ударным. Другие слоги (или слог) называются безударными.
Для того чтобы определить ударный слог нужно:
Упражнение 1
Прочитайте. Определите ударные слоги. Подчеркните их.
Ворона, соловей, королёк, сорока, дятел, петух, сокол, ястреб, чиж.
Вспомните, как обозначается ударение?
Как вы думаете, нужно ли ставить ударение в словах чиж и королёк?
Запомните!
Ударение имеет особый значок / , который указывает на букву
гласного ударного звука.
Например, соба́ка.
Знак ударения не ставится в односложных словах (слова из одного слога)!
Знак ударения не ставится в словах с буквой Ё!
При возникновении затруднений в постановке ударения используют орфоэпический словарь.
Упражнение 2
Прочитайте слова. Запишите их в тетрадь. Поставьте в словах ударение.
магазин шофёр
лук морковь
свёкла поле
дом озёра
банка корова
Упражнение 3
Соедините линиями слова и схемы.
Как вы определили ударные и безударные слоги?
Расскажите родителям свой способ постановки ударения, который вы использовали.
Вы хорошо потрудились на уроке? Отметьте, насколько вы довольны своей работой.
Упражнение 1
Ворона, соловей́, королёк, сорока, дятел, петух, сокол, ястреб, чиж.
Упражнение 2
Магази́н, шофёр, лук, морко́вь, свёкла, по́ле, дом, озёра, ба́нка, корóва.
Упражнение 3