- познакомимся с русским алфавитом
- вспомним, чем звуки отличаются от букв
- научимся расставлять слова в алфавитном порядке
- На уроке ребенок обобщит знания о буквах русского алфавита.
- Важно, чтобы школьник понимал, чем звуки отличаются от букв, и как обозначаются звуки.
- Умение расставлять слова в алфавитном порядке можно закрепить, читая словари и справочники. Задайте ребенку слово, пусть он найдёт его значение в словаре. Попросите найти нужную книгу в библиотеке (по фамилии автора или названию произведения).
- Для удобства страницы учебника можно распечатать и выполнять задания на бумажном носителе.
Прислушайтесь. Какие звуки вас окружают? Перечислите.
Человека окружают тысячи звуков! Особо выделяются такие звуки, которые складываются в слова. Слова складываются в предложения. Так и образуется человеческая речь.
Звуки человеческой речи образуются тогда, когда работает наш речевой аппарат: голосовые связки, язык, губы.
Чем похожи и чем отличаются записи в окошках?
Обратите внимание!
Звуки на письме обозначаются буквами. То есть буква – это знак, символ для записи звуков речи.
В первом окошке записаны звуки, а во втором - буквы для их обозначения.
Звуки также имеют определенное обозначение. Оно называется транскрипция. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках, например, [к]- твердый согласный, [к’] – мягкий согласный звук.
Рассмотрите рисунки. Как вы думаете, что такое алфавит?
Буквы, расположенные в определенном порядке, называютсяалфавитом.
Упражнение 1
Вставьте пропущенные буквы на месте арбузов.
Упражнение 2
Используя алфавит, расшифруйте слова (считая буквы по порядку, как они расположены в алфавите).
Обратите внимание!
Слова ученик, ученица и учитель записаны в особом порядке! Такой порядок называется алфавитным, потому что именно алфавит определяет, где будет записано то или иное слово.
Рассмотрите картинки. Где используется алфавитный порядок слов?
Для того чтобы расставить слова в алфавитном порядке, нужно:
- назвать первые буквы в словах;
- вспомнить место этих букв в алфавите;
- записать слова в алфавитном порядке по первой букве;
- если в словах первые буквы одинаковые, то назовите вторые буквы в словах;
- запишите слова в алфавитном порядке по второй букве;
- если вторые буквы одинаковые, то сравнить по третьей и т. д.
- таким образом сравнить все слова.
Упражнение 3
Прочитайте. Запишите данные слова в тетрадь в алфавитном порядке.
Прыгать, акула, собака, дельфин, выдра, слон, весело, фазан, як, хорошо, пальто.
Упражнение 4
Запишите в алфавитном порядке имена.
Виктор, Яков, Геннадий, Анна, Людмила, Надежда, Дарья, Борис, Ирина, Ульяна, Сергей, Валерия.
Упражнение 5
Рассмотрите рисунки. Запишите транскрипцию (обозначьте звуками) к словам.
Выберите листок, который соответствует цвету вашего настроения после занятия.
Упражнение 1
Упражнение 2
Упражнение 3
Акула, весело, выдра, дельфин, пальто, прыгать, слон, собака, фазан, хорошо, як.
Упражнение 4
Анна, Борис, Валерия, Виктор, Геннадий, Дарья, Ирина, Людмила, Надежда, Сергей, Ульяна, Яков.
Упражнение 5
[л’иса́], [ло́тка], [ут’у́к], [пал’то́].