- поговорим о вежливости
- продолжим учиться определять основную мысль произведения
- попробуем соотнести пункты плана с частями текста
- Д. Тихомиров «Находка»
- На этом занятии обсуждается понятие «вежливость».
- Обсуждая с ребенком поступки персонажей, не забывайте прибегать к анализу собственного опыта. Расскажите, были ли у вас в жизни похожие ситуации. Встречались ли вам такие люди, как герои произведений? Как вы отнеслись к их поведению? Общаетесь ли вы сейчас?
- Расскажите ученику, какие качества вы цените в своих друзьях. Можете ли вы назвать своего ребенка другом себе? Почему?
Прочитайте текст. Каждую строчку читайте справа налево.
Действительно ли ослик вежлив?
Вспомните!
Ирония – употребление слова в противоположном смысле с целью высмеивания.
То, что ослик знает «вежливые» слова не значит, что он действительно вежлив. Автор иронизирует, то есть использует в заголовке иронию. На самом деле И. Пивоварова совсем так не считает, а только подчёркивает своё отношение к действиям и словам героя стихотворения.
Ослик очень хочет добраться до конфеты. Проведи его только по тем пенькам, на которых написаны его черты характера.
Сердитый дог Буль
Дог Буль всегда рычал. Кого ни увидит — сразу свои зубы скалит. И глаза таращит. Это, значит, чтобы его все боялись.
______________________________________________________________________________________________
Подзывает он как-то к себе утёнка Крячика:
— Иди сюда!
— А не укусишь? — спросил утёнок.
— Очень мне надо тебя кусать!
Остановился утёнок возле Буля. А тот и спрашивает:
— У тебя много др-р-рузей?
— Мно-ого! Вот считай: цыплёнок Фью, корова Мурёнка, козлёнок Мармеладик, поросе...
______________________________________________________________________________________________
— Хватит, — перебил дог Буль. — Ты скажи мне лучше, почему это так получается: у тебя, такого крошечного и слабенького, столько друзей, а у меня, такого большого, храброго и сильного, нет ни одного?
— Вот ещё! — замахал крылышками утёнок. — Кто же согласится дружить с таким злым и вредным псом? Вот если ты прекря-крятишь на всех бросаться, лаять и пугать, тогда другое дело!
(М. Пляцковский)
Найдите строки, в которых Буль описывает себя. А каким его видит утёнок? Сравните их слова.
Определите главную мысль рассказа.
Обратите внимание!
К любому тексту можно составить план. План отражает порядок событий в тексте, основные моменты произведения. План удобно использовать, когда нужно пересказать готовый текст или, наоборот, придумать свой текст.
План состоит из пунктов, каждый из которых соответствует части текста.
Сказка «Сердитый дог Буль» разделена на три части. Соотнесите пункты плана и части текста. В кружочки впишите цифрами правильный порядок частей.
- «Кто согласится дружить с таким злым псом?»
- Все боятся дога Буля.
- Беседа утки и собаки.
Что объединяет «вежливого» ослика и дога Буля? Какой совет вы бы дали этим героям?
Обсудите с родителями или друзьями, какими качествами, необходимыми для дружбы, обладаете вы? Какие вы можете приобрести? Что для этого нужно делать?
Прочитайте произведение С. Маршака “Хороший день”. Почему этот день был хорошим? Понравился бы вам такой день?
Было ли вам интересно заниматься сегодня?
Обведите подходящий смайлик.
- «Кто согласится дружить с таким злым псом?» 3
- Все боятся дога Буля. 1
- Беседа утёнка и собаки. 2