- узнаем отличие сказки от рассказа
- научимся находить важную информацию в тексте
- С. Михалков «Трезор»,
- И. Токмакова «Купите собаку»
- На этом занятии ребенок научится отличать сказку от рассказа.
- Важно, чтобы ребенок умел приводить примеры произведений разных жанров. Для этого необходима высокая степень начитанности, которую Вы можете обеспечить ежедневными ритуалами чтения книг. Выделите время (по 5, 10, 15 и более минут), когда вы с ребенком вместе будете читать. Не забывайте, что в этом ритуале детям интересен не сам процесс, а возможность взаимодействовать с вами. Если ребенок не хочет читать, а просит сделать это вас, не отказывайте ему. Со временем он займёт более активную позицию.
- Не забывайте обсуждать прочитанное. Для закрепления темы занятия предлагаем определять жанры любых прочитанных произведений.
Прочитайте текст, вставляя пропущенные части слов в названия животных.
* * *
Кто любит со____к
Или прочих жив_____х -
Серьёзных ко___в
И щен___
Беззаботных,
Кто может
Любить
И ___зла, и ос___,
Тот людям вовеки
Не сделает зла.
(Р. Сеф)
Согласны ли вы с автором стихотворения?
Знаете ли вы…
Животные не только наши лучшие друзья. В науке существует такое понятие, как pet-терапия (pet – домашнее животное) – лечение разных заболеваний с помощью общения животных и человека. Такая терапия помогает людям расслабиться, пережить сильные эмоции, заснуть, избавиться от гнева, раздражительности, и даже боли!
Что нового вы узнали из данного текста? Как вы думаете, кто является его автором:
- поэт
- учёный
- школьник
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
(В. Осеева)
Найди ответы на вопросы в тексте:
- Кто припадал на передние лапы и яростно лаял?
- Какой был котёнок?
- Что делали мальчики?
- Какие чувства испытывала женщина?
Запомните!
Чтобы ответить на вопросы по тексту, нужно его внимательно прочитать. В процессе чтения постарайся запомнить основные части и то, о ком или о чём в них говорится. Во время ответов весь текст перечитывать не надо, а нужно найти только верную часть. Затем внимательно в ней искать ответ на вопрос.
Например, в произведении “Плохо” сначала была речь про собаку и котёнка, потом про мальчиков, в конце появилась женщина. Значит ответ на вопрос про котёнка надо искать вначале текста.
Лисица и Ёж
- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, чтоб некрасивый...
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то, чтоб неуклюжий!
- Ну так какой же я с колючками-то?!
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...
(Н. Сладков)
Вы прочитали сказку или рассказ? Как вы это поняли?
Запомните!
Отличить сказку от рассказа помогут события.
Сказка всегда содержит вымысел. В ней могут разговаривать животные или предметы, происходить чудеса, или невероятные события.
В рассказе обычно герои и события реальные, то есть описанное в рассказе могло произойти или произошло.
|
рассказ
|
сказка
|
автор
|
писатель или народное творчество
|
|
события
|
реальные
|
вымышленные
|
художественные приёмы
|
используются
|
Впишите по два примера произведений в каждое окошко.
Напишите рассказ о своём питомце или любом другом животном.
Воспользуйтесь планом:
- Как выглядит?
- Чем питается?
- Как играет?
- Какие особенности можно у него выделить? Отметь то, что тебя привлекает в питомце (повадки, внешность, сообразительность, привязанность и др.)
- Какой у него характер?
Прочитайте свой текст родителям. Узнайте у них, что в вашем тексте получилось, а на что следует обратить внимание в следующий раз.
Какую отметку вы поставите себе за это занятие? Обведите подходящую руку.
- Кто припадал на передние лапы и яростно лаял?
собака - Какой был котёнок?
взъерошенный - Что делали мальчики?
стояли и ждали, что будет - Какие чувства испытывала женщина?
гнев, рассерженность