Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И в шутку, и всерьёз

Юмористические произведения

14.02.2025
3895
0

Н. Артюхова «Саша-дразнилка», 

К. Д. Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Что хорошо, а что дурно?»

Цели урока

  • будем учиться пересказывать текст по рисунку
  • будем учиться оценивать поступки героев


Рассмотрите изображение ниже. Что делает мальчик? Предположите, что чувствует девочка.


Саша-дразнилка

 

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

– О чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

– Меня Саша дразнит!

– Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. 

Ребята сидели за столом и завтракали.

– Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

– Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

– У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

– Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

– Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

– У меня апельсин больше, чем у тебя!

– Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

– О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

– Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!

(Н. Артюхова)


Как вы поняли совет папы «А ты не дразнись»?

  • Не обижайся.
  • Сам не дразни.
  • Не обращай внимания.


Бываете ли вы похожи на Сашу? А на Лялю? Обсудите поступки детей с вашими друзьями.


Увеличиваем скорость чтения

 

Перечитайте рассказ ещё раз, зачёркивая букву «а» горизонтальной линией, букву «о» — вертикальной линией. 

 

Например:


Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?


Чтобы пересказать текст по иллюстрации, нужно:

  • внимательно рассмотреть рисунок,
  • обратить внимание на героев,
  • назвать героев, описать их выражения лиц и жесты,
  • подумать, к какому эпизоду рассказа он относится,
  • найти в тексте то, что изображено,
  • пересказать эпизод по иллюстрации.


Выполните рисунок к рассказу «Саша-дразнилка».


Используя план выше, перескажите текст по своему рисунку вашим родителям или друзьям. 

 

Уточните у них, удалось ли вам составить понятный, красивый текст. Получилось ли рассказать его выразительно?


Есть ли разница между словами “болтать” и “говорить”? Прочитайте произведение К. Ушинского “Ворон и сорока”. Что можно сказать о вороне по его словам?


Ворон и сорока

 

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. «Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» — спросила, наконец, сорока. «Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон. — Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!».

 

(К. Д. Ушинский)


В произведении “Ворон и сорока” слово “болтать” использовано в значении “говорить много”. Чаще всего такое слово используют, когда говорят попусту, не о важных делах. Если человек сплетничает, рассказывает что-то неправдивое, то в этом случае также используют слово “болтать”. Ворон мудрый, он понял, что сорока слишком много говорит ненужного. Стараясь привлечь его внимание, она, может и соврать. 


Как ты понимаешь пословицу: “Худо тому, кто добра не делает никому”? Прочитай одноименное произведение К. Ушинского. Как ты оцениваешь поступки Гриши? 


Худо тому, кто добра не делает никому

 

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

Любили ли Гришу товарищи?

 

(К. Д. Ушинский)


Худо тому, кто добра не делает никому — главная мысль одноименного произведения. Главный герой Гриша совершает эгоистичные поступки: не помогает товарищам. Скорее всего, если он окажется в трудной ситуации, то ему никто не поможет. Произведение учит помогать друг другу, не становиться таким, как Гриша. 


Какие вы знаете хорошие и плохие качества человека? 

Какие качества надо в себе развивать?


Что хорошо и что дурно?

 

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость.

Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.

 

(К. Д. Ушинский)


Какой балл (от 1 до 10) вы себе поставите за это занятие? Закрасьте нужное количество звёздочек.


Предыдущий урок
Поговорим о самом главном: дружба
Произведения о животных
Следующий урок
Апрель, апрель! Звенит капель...
Юмористические произведения
Урок подготовил(а)
Анна Николаевна
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
  • Внешняя политика России в 1741—1762 гг.

    История

  • Реформы в области государственного управления. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования

    История

  • Внешняя политика России на рубеже веков

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке