Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И в шутку, и всерьёз

Юмористические произведения

11.05.2025
3944
0

Н. Артюхова «Саша-дразнилка», 

К. Д. Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Что хорошо, а что дурно?»

Цели урока

  • будем учиться пересказывать текст по рисунку
  • будем учиться оценивать поступки героев


Рассмотрите изображение ниже. Что делает мальчик? Предположите, что чувствует девочка.


Саша-дразнилка

 

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

– О чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

– Меня Саша дразнит!

– Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. 

Ребята сидели за столом и завтракали.

– Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

– Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

– У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

– Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

– Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

– У меня апельсин больше, чем у тебя!

– Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

– О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

– Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!

(Н. Артюхова)


Как вы поняли совет папы «А ты не дразнись»?

  • Не обижайся.
  • Сам не дразни.
  • Не обращай внимания.


Бываете ли вы похожи на Сашу? А на Лялю? Обсудите поступки детей с вашими друзьями.


Увеличиваем скорость чтения

 

Перечитайте рассказ ещё раз, зачёркивая букву «а» горизонтальной линией, букву «о» — вертикальной линией. 

 

Например:


Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?


Чтобы пересказать текст по иллюстрации, нужно:

  • внимательно рассмотреть рисунок,
  • обратить внимание на героев,
  • назвать героев, описать их выражения лиц и жесты,
  • подумать, к какому эпизоду рассказа он относится,
  • найти в тексте то, что изображено,
  • пересказать эпизод по иллюстрации.


Выполните рисунок к рассказу «Саша-дразнилка».


Используя план выше, перескажите текст по своему рисунку вашим родителям или друзьям. 

 

Уточните у них, удалось ли вам составить понятный, красивый текст. Получилось ли рассказать его выразительно?


Есть ли разница между словами “болтать” и “говорить”? Прочитайте произведение К. Ушинского “Ворон и сорока”. Что можно сказать о вороне по его словам?


Ворон и сорока

 

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. «Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» — спросила, наконец, сорока. «Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон. — Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!».

 

(К. Д. Ушинский)


В произведении “Ворон и сорока” слово “болтать” использовано в значении “говорить много”. Чаще всего такое слово используют, когда говорят попусту, не о важных делах. Если человек сплетничает, рассказывает что-то неправдивое, то в этом случае также используют слово “болтать”. Ворон мудрый, он понял, что сорока слишком много говорит ненужного. Стараясь привлечь его внимание, она, может и соврать. 


Как ты понимаешь пословицу: “Худо тому, кто добра не делает никому”? Прочитай одноименное произведение К. Ушинского. Как ты оцениваешь поступки Гриши? 


Худо тому, кто добра не делает никому

 

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

Любили ли Гришу товарищи?

 

(К. Д. Ушинский)


Худо тому, кто добра не делает никому — главная мысль одноименного произведения. Главный герой Гриша совершает эгоистичные поступки: не помогает товарищам. Скорее всего, если он окажется в трудной ситуации, то ему никто не поможет. Произведение учит помогать друг другу, не становиться таким, как Гриша. 


Какие вы знаете хорошие и плохие качества человека? 

Какие качества надо в себе развивать?


Что хорошо и что дурно?

 

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость.

Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.

 

(К. Д. Ушинский)


Какой балл (от 1 до 10) вы себе поставите за это занятие? Закрасьте нужное количество звёздочек.


Н. Артюхова «Саша-дразнилка», 

К. Д. Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Что хорошо, а что дурно?»

Цели урока

  • будем учиться пересказывать текст по рисунку
  • будем учиться оценивать поступки героев


Рассмотрите изображение ниже. Что делает мальчик? Предположите, что чувствует девочка.


Саша-дразнилка

 

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

– О чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

– Меня Саша дразнит!

– Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.

Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. 

Ребята сидели за столом и завтракали.

– Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

– Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

– У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

– Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

– Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

– У меня апельсин больше, чем у тебя!

– Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

– О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

– Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!

(Н. Артюхова)


Как вы поняли совет папы «А ты не дразнись»?

  • Не обижайся.
  • Сам не дразни.
  • Не обращай внимания.


Бываете ли вы похожи на Сашу? А на Лялю? Обсудите поступки детей с вашими друзьями.


Увеличиваем скорость чтения

 

Перечитайте рассказ ещё раз, зачёркивая букву «а» горизонтальной линией, букву «о» — вертикальной линией. 

 

Например:


Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?


Чтобы пересказать текст по иллюстрации, нужно:

  • внимательно рассмотреть рисунок,
  • обратить внимание на героев,
  • назвать героев, описать их выражения лиц и жесты,
  • подумать, к какому эпизоду рассказа он относится,
  • найти в тексте то, что изображено,
  • пересказать эпизод по иллюстрации.


Выполните рисунок к рассказу «Саша-дразнилка».


Используя план выше, перескажите текст по своему рисунку вашим родителям или друзьям. 

 

Уточните у них, удалось ли вам составить понятный, красивый текст. Получилось ли рассказать его выразительно?


Есть ли разница между словами “болтать” и “говорить”? Прочитайте произведение К. Ушинского “Ворон и сорока”. Что можно сказать о вороне по его словам?


Ворон и сорока

 

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. «Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» — спросила, наконец, сорока. «Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон. — Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!».

 

(К. Д. Ушинский)


В произведении “Ворон и сорока” слово “болтать” использовано в значении “говорить много”. Чаще всего такое слово используют, когда говорят попусту, не о важных делах. Если человек сплетничает, рассказывает что-то неправдивое, то в этом случае также используют слово “болтать”. Ворон мудрый, он понял, что сорока слишком много говорит ненужного. Стараясь привлечь его внимание, она, может и соврать. 


Как ты понимаешь пословицу: “Худо тому, кто добра не делает никому”? Прочитай одноименное произведение К. Ушинского. Как ты оцениваешь поступки Гриши? 


Худо тому, кто добра не делает никому

 

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».

Любили ли Гришу товарищи?

 

(К. Д. Ушинский)


Худо тому, кто добра не делает никому — главная мысль одноименного произведения. Главный герой Гриша совершает эгоистичные поступки: не помогает товарищам. Скорее всего, если он окажется в трудной ситуации, то ему никто не поможет. Произведение учит помогать друг другу, не становиться таким, как Гриша. 


Какие вы знаете хорошие и плохие качества человека? 

Какие качества надо в себе развивать?


Что хорошо и что дурно?

 

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость.

Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.

 

(К. Д. Ушинский)


Какой балл (от 1 до 10) вы себе поставите за это занятие? Закрасьте нужное количество звёздочек.


Предыдущий урок
Апрель, апрель! Звенит капель...
Юмористические произведения
Следующий урок
Устное народное творчество
Литературные сказки
Урок подготовил(а)
Анна Николаевна
Анна Николаевна
Начальная школа
Опыт работы: 7 лет
  • А.Т. Твардовский. «Василий Теркин». История создания. Образ героя. «От автора». «На привале». «Переправа»

    Литература

  • А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Изображение крестьянской войны. Образы Пугачева и Екатерины II

    Литература

  • Поговорим о самом главном: дружба

    Литературное чтение

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке