- будем учиться пересказывать текст по рисунку
- будем учиться оценивать поступки героев
Рассмотрите изображение ниже. Что делает мальчик? Предположите, что чувствует девочка.

Саша-дразнилка

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.
– О чём ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.
– Меня Саша дразнит!
– Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
– Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.
– Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!
Саша даже поперхнулся от удивления.
– У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.
– А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
– Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.
– Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
– У меня апельсин больше, чем у тебя!
– Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.
Тут Саша не выдержал и заплакал.
– О чём ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.
– Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!
(Н. Артюхова)
Как вы поняли совет папы «А ты не дразнись»?
- Не обижайся.
- Сам не дразни.
- Не обращай внимания.
Бываете ли вы похожи на Сашу? А на Лялю? Обсудите поступки детей с вашими друзьями.
Увеличиваем скорость чтения
Перечитайте рассказ ещё раз, зачёркивая букву «а» горизонтальной линией, букву «о» — вертикальной линией.
Например:

Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

Чтобы пересказать текст по иллюстрации, нужно:
- внимательно рассмотреть рисунок,
- обратить внимание на героев,
- назвать героев, описать их выражения лиц и жесты,
- подумать, к какому эпизоду рассказа он относится,
- найти в тексте то, что изображено,
- пересказать эпизод по иллюстрации.
Выполните рисунок к рассказу «Саша-дразнилка».
Используя план выше, перескажите текст по своему рисунку вашим родителям или друзьям.
Уточните у них, удалось ли вам составить понятный, красивый текст. Получилось ли рассказать его выразительно?
Есть ли разница между словами “болтать” и “говорить”? Прочитайте произведение К. Ушинского “Ворон и сорока”. Что можно сказать о вороне по его словам?
Ворон и сорока
Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. «Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?» — спросила, наконец, сорока. «Плохо верю, кумушка, — отвечал ворон. — Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!».
(К. Д. Ушинский)
В произведении “Ворон и сорока” слово “болтать” использовано в значении “говорить много”. Чаще всего такое слово используют, когда говорят попусту, не о важных делах. Если человек сплетничает, рассказывает что-то неправдивое, то в этом случае также используют слово “болтать”. Ворон мудрый, он понял, что сорока слишком много говорит ненужного. Стараясь привлечь его внимание, она, может и соврать.
Как ты понимаешь пословицу: “Худо тому, кто добра не делает никому”? Прочитай одноименное произведение К. Ушинского. Как ты оцениваешь поступки Гриши?
Худо тому, кто добра не делает никому
«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гришенька в ответ: «Носи свой, мой мне самому нужен».
«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам их и укладывай».
Любили ли Гришу товарищи?
(К. Д. Ушинский)
Худо тому, кто добра не делает никому — главная мысль одноименного произведения. Главный герой Гриша совершает эгоистичные поступки: не помогает товарищам. Скорее всего, если он окажется в трудной ситуации, то ему никто не поможет. Произведение учит помогать друг другу, не становиться таким, как Гриша.
Какие вы знаете хорошие и плохие качества человека?
Какие качества надо в себе развивать?
Что хорошо и что дурно?
Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость.
Упрямство. Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе.
(К. Д. Ушинский)
Какой балл (от 1 до 10) вы себе поставите за это занятие? Закрасьте нужное количество звёздочек.
