Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: И в шутку, и всерьёз

Юмористические произведения

И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», 
И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», 
К. И. Чуковский «Федотка», “Телефон”

Цели урока

  • узнаем, что такое “юмор”
  • узнаем основную особенность юмористических произведений

Словарь

Сиротка , сирота — тот, у кого нет родственников.

Пуд — мера веса, равная чуть более 16 кг.

Калоши — низкая резиновая обувь.

Дюжина — двенадцать.

Нынче — сегодня, сейчас.

Галдеть — шуметь, говорить, перебивая и громко.

Литература для самостоятельного изучения

  • Т. Собакин “Как ловкий бегемот гонялся за нахальной мухой в тесной комнате, где было много стеклянной посуды”
  • Г. Кружков "Рры!"

Советы для наставников

  • На этом занятии ребенок узнает основные особенности юмористических произведений.
  • Рекомендуем перед занятием прочитать «Нестихотворение» Т. Собакина из списка выше. Оно поможет задать правильный настрой.
  • Обязательно давайте ребенку самостоятельно читать стихи из темы. Следите за тем, чтобы ученик читал сначала медленно, но целыми словами, а затем уже ускорял свой темп.
  • Рекомендуем во время чтения выполнять упражнение “шторка”: прочитанные слова закрываются листом бумаги таким образом, чтобы у ребенка не было возможности возвращаться и перечитывать


Как вы думаете, что такое “кулинаки-пулинаки”? Как играть в “хохотушки”?


Прочитайте стихотворения медленно, но целыми словами. 

Кулинаки-пулинаки
     Скороговорка

Кулинаки-пулинаки,
Громко гавкают собаки,
Тихо тикают часы,
Чистят чижики носы.

Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.

Кулинаки-пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.

Кулинаки-пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберёт,
Кто ходит задом-наперёд.

 

                                        (И. Пивоварова)

 

Мы играли в хохотушки

Мы играли в хохотушки,
Мы визжали, как свинушки,
Мы скакали, как лягушки,
Вбок и задом наперёд.
Мы решили: кто захочет,
Тот нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт.
Мы смеялись и смеялись,
Лопнуть со смеху боялись,
Даже по полу катались:
Всех нас разом смех берёт!
Я могу сказать вам честно,
До сих пор нам неизвестно,
Кто сумеет, кто захочет,
Кто нас всех перехохочет,
Всех один пересмеёт?

(И. Токмакова)

 

Чем похожи стихотворения? Какое настроение вызывают оба стихотворения?


Данные стихотворение —  юмористические . Они, как и небылицы, создаются для потехи. В них есть  юмор — добродушно-насмешливое отношение к чему-нибудь, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде.

 

Юмористические произведения вызывают у нас улыбку и даже смех, благодаря своему весёлому, шуточному настроению.


Прочитайте стихотворение “Кулинаки-пулинаки” быстро, как скороговорку.


Прочитайте стихотворение. Почему автор называет героя сироткой?

                Федотка

 

Бедный Федотка — сиротка.

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама, да дядя, да тётка,

Только папа да дедушка с бабушкой.

 

(К. Чуковский)


В  юмористических произведениях авторы могут явно подсмеиваться над своими героями.

 

Например, К. Чуковский вроде бы жалеет Федотку. Но на самом деле мы чувствуем здесь добродушную насмешку и подбираем соответствующую интонацию для прочтения.


Прочитайте стихотворение К. Чуковского “Телефон”. Можно ли назвать это произведение юмористическим? Почему? Какие чувства надо передать, когда читаем слова крокодила, газели, носорога? Помогает ли ритм стихотворения передавать характеристику героя?


Стихотворение К. Чуковского “Телефон” — юмористическое. В этом произведении животные оказываются в смешных ситуациях, например:

 

“А много ли прислать (прим.: шоколада)?
Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький.”

 

Автор подсказывает нам интонации для чтения. Крокодил плачет, значит, его слова надо читать с печальными эмоциями. Газели галдят, разговаривают нетерпеливо, очень болтливы. Эти качества автор передает в ритме строк: слоги чередуются так, что слова читаются быстро. Носорог напуган, испытывает страх, так как у него случилась беда. 


Прочитайте стихотворение “Федотка” своим родителям или друзьям, выбирая правильную интонацию. Получилось ли у вас рассмешить их?


Попробуйте сами придумать смешное буквосочетание, которое имело бы только понятный вам смысл. Используйте его при сочинении собственных стихов, небылиц, считалочек.


Какие эмоции у вас вызвали стихотворения из этой темы? Раскрасьте соответствующее лицо ниже.


Предыдущий урок
Буквы Н, н, С, с
Азбука
Следующий урок
Апрель, апрель! Звенит капель...
Юмористические произведения
  • Ударение

    Русский язык

  • Отношения «столько же», «больше», «меньше». Сравнение групп предметов (на сколько больше, на сколько меньше). Уравнивание предметов и групп предметов

    Математика

  • Куда текут реки? Откуда берутся снег и лёд?

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке