Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Апрель, апрель! Звенит капель...

Юмористические произведения

25.07.2024
2061
0

Стихотворения о природе. С. Маршак «Апрель». И. Токмакова «Ручей», «К нам весна шагает»

 

Цель урока

узнаем, что такое “образ” в стихотворении

Литература для самостоятельного изучения

  • А. Майков «Весна»
  • Трутнева Е. «Голубые, синие»
  • Т. Белозёров «Подснежники»
  • В. Лунин “Тень”

Словарь

Капéль  - падение капель воды с крыш при таянии снега и льда.

Валéжник  - упавшие на землю деревья.

Протáлины  - места, где снег уже растаял и показалась земля.

Ситцевый  - сделанный из ситца (лёгкой ткани).

Советы для наставников

  • На этом занятии ребенок узнает, как авторы создают образы в своих стихах, какие приёмы используют.
  • Наша задача научить детей не только читать стихи, но и слушать их. Для этого ученик откладывает все дела, занимает удобную позу, может закрыть глаза и внимательно, не перебивая читающего, воспринимает чтение. После прочтения выдерживается короткая пауза, а затем обсуждается первичное впечатление от прослушанного.
  • Не забывайте про творчество вне уроков. Складывайте рифмы, сочиняйте стихи или песенки вместе с ребенком обо всём, что видите вокруг. Это не только развивает ученика, но и сближает!


Что изображено на картинке?

 

Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? 
 

Как вы поняли, что это птицы, гуси?


Посмотрите на страничке с ответами, что прячется за этой картинкой на самом деле. Удивлены?


В литературе авторы стихотворных произведений также создают образы тех или иных явлений, при этом используя разные приёмы и средства выразительности. 

 

Писатели могут помочь своим читателям увидеть картину, услышать звуки, запахи, почувствовать тепло или холод. И всё это с помощью слов!

 

           Ручей

Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал...
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал...
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул...
Увидел речку – прыг туда –
И сразу утонул!

(И. Токмакова)

 

ручей

 


Каким нам представляется ручей? Он быстрый или медленный? Какие слова помогли нам представить образ ручья?


Повторы  в тексте часто используются авторами для усиления тех или иных качеств или характеристик в образе.

 

В стихотворении И.Токмаковой нам представляется быстрый, звонкий ручей. Это достигается автором за счёт повторения слов “бежал”, “лежал” ; повторения звуков  [ж], [ч’], [с].


         ***
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно, очень тёплые
Ноги у весны.

(И.Токмакова)

 

Весна


Какой вы представили весну? Подходит ли изображение к стихотворению?

Найдите слова, которые помогают представить весну в образе волшебной девушки.


Весна - явление неживое. Но автор говорит о ней, как о человеке, придает ей человеческие качества, действия. 

 

Слова “ весна шагает ”, “ под её ногами ” помогают автору создать живой образ девушки-весны.


Прочитайте стихотворение.

 

        Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

(С. Я. Маршак)

 

 

Какое настроение создаёт автор? Найдите слова, которые помогают представить образ пробуждающейся природы. Какие слова повторяются, какие явления очеловечиваются?


Прочитайте стихотворение.

 

                   * * *
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
«Как, февраль, ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Всё весною пахнет!»

 (А. Майков)

 

Что услышал автор в щебетании ласточки? Как он описывает весенние месяцы? Какими качествами наделяет?


Прочитайте стихотворение.

 

               * * *
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.

 

Какие слова говорят о том, что автор радуется и ждет весну?


А. Майков и А. Плещеев с радостью описывают весну.  А. Майков услышал оживление, веселье в щебетанье ласточки. Для него трель птицы означает приход весны. Первые весенние месяцы еще напоминают о зиме. Автор наделяет их человеческим качествами: злися, хмурься. То есть в эти месяцы еще случаются метели, ненастье. Но ласточка и автор знают, что это очень скоро закончится. 

 

А. Плещеев ждет весну, потому что в это время все становится краше (“С нею солнце краше и весна милей…”). Он радуется изменениям в природе (“Травка зеленеет, солнышко блестит…”)


Что такое чудо? Прочитайте стихотворение. Сравни свой ответ с мыслями автора.

 

        Чудо

Ты ещё
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда —
Не видел чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо:
Там,
Где магазин
«ПОСУДА»,
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перёкрестка
Пробивается
Берёзка.

 (Р. Сеф)


Выучите одно из стихотворений наизусть. Расскажите его выразительно своим родителям или друзьям. Попросите их высказаться, какой образ они себе представили.


Покажите на пальцах, какую отметку за урок вы себе поставите. Отметьте свой вариант ниже.

 

Какую отметку за урок вы себе поставите?


Ответы

За тенями на самом деле прячутся руки. Но они сложены особым способом, так, что мы видим образ гусей.  

 

Ответы

 

        Апрель

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель .
По полям бегут ручьи ,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

(С. Я. Маршак)

Зелёным выделен повтор, розовым приём, в котором автор наделяет природу человеческими качествами

 


Предыдущий урок
Литературные сказки
Произведения о весне
Следующий урок
И в шутку, и всерьёз
Юмористические произведения
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Диалог

    Русский язык

  • Отношения «столько же», «больше», «меньше». Сравнение групп предметов (на сколько больше, на сколько меньше). Уравнивание предметов и групп предметов

    Математика

  • Способы проверки буквы, обозначающей безударный гласный звук

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке