- Введение в тему
- Словесные модели
- Математические модели
- Компьютерные математические модели
- изучить особенности словесных моделей
- повторить основные логические операции и их обозначения
- научиться строить математические модели
- Какие модели называют информационными?
- Перечислите этапы построения информационных моделей.
Введение в тему
К знаковым моделям относят словесные описания и различные математические формулы. Словесные модели представлены в учебной, художественной и научной литературе. Математические модели используются не только в математике, но и в других предметах естественно-научного цикла, таких как физика, химия, биология, информатика и др.
Умение понимать, анализировать и строить словесные и математические модели входит в универсальные учебные действия, которыми необходимо владеть каждому обучающемуся.
Словесные модели
Словесные модели — это информационные модели, представляющие собой описания предметов, явлений, событий, процессов на естественном языке.
Литературное произведение можно назвать словесной моделью, потому что в ходе анализа из него можно выделить различные элементы, свойственные информационным моделям, например, определить объекты моделирования, выделить цели моделирования и существенные признаки. Формализацией в данном случае выступит форма, в которой записано данное произведение (стихотворение, рассказ и др.), а информационной словесной моделью будет выступать само произведение.
Особенностями словесных моделей являются:
- Большое количество разных слов.
- Использование слов в прямом и переносном смыслах.
- Эмоциональность и красочность речи.
Все эти особенности позволяют сформировать в воображении человека образы литературных героев, а также сюжет произведения, но вместе с тем делают естественный язык непригодным для создания профессиональных информационных моделей (например, написание компьютерных программ).
Математические модели
Математические модели — это информационные модели, построенные с использованием математических понятий и формул.
Математические модели имеют различное отображение в зависимости от предметной области.
Рассмотрим пример решения задачи механики (раздел физики) путём построения математической модели.
Пример 1
Снаряд выпущен с Земли с начальной скоростью под углом к её поверхности. Найти формулы траектории его движения и расстояния S между начальной и конечной точкой этой траектории.
Перед решением задачи опишем ряд допущений:
- Земля — это ровная плоская поверхность.
- Вращение Земли не влияет на движение снаряда.
- Сопротивление воздуха не влияет на движение снаряда.
- Размером снаряда будем пренебрегать, приняв его за материальную точку.
Решение
Построим график, отражающий траекторию движения снаряда под углом к поверхности Земли (рис. 1).
Как известно из школьного курса физики, движение снаряда описывается формулами:
, , где
t — время,
g — ускорение свободного падения.
Выразим время из первого уравнения и подставим во второе, чтобы получить уравнение траектории движения снаряда:
.
Изображённая на рисунке 1 кривая пересекает ось в двух точках: (начало траектории движения) и (место падения снаряда).
Ответ
a) уравнение траектории движения снаряда:
б) уравнение расстояния между начальной и конечной точками данной траектории:
Полученные формулы описывают математическую модель решения поставленной задачи.
Все математические модели представляют собой совокупность формальных языков. Из школьного курса математики известными формальными языками являются алгебраический и геометрический. В информатике, когда речь идёт об арифметико-логическом устройстве компьютера, помощью булевой алгебры (алгебра логики) строят математические (логические) модели.
Логические модели формируются из логических выражений, состоящих из высказываний. Высказывание — это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное (обозначается заглавной буквой латинского алфавита). Чтобы образовалось логическое выражение, необходимо объединить высказывания с помощью логических связок. Ниже представлена таблица с основными логическими связками (таб. 1).
Таблица 1. Основные логические связки
Вспомним основные определения алгебры логики и таблицы истинности основных логических операций.
Инверсия (логическое отрицание) — логическая операция, которая каждому высказыванию ставит в соответствие новое высказывание, значение которого противоположно исходному.
Построим таблицу истинности инверсии (таб. 2).
Таблица 2. Таблица истинности инверсии
Конъюнкция (логическое умножение) — логическая операция, ставящая в соответствие каждым двум высказываниям новое высказывание, являющееся истинным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания истинны.
Построим таблицу истинности конъюнкции (таб. 3).
Таблица 3. Таблица истинности конъюнкции
Дизъюнкция (логическое сложение) — логическая операция, которая каждым двум высказываниям ставит в соответствие новое высказывание, являющееся ложным тогда и только тогда, когда оба исходных высказывания ложны.
Построим таблицу истинности дизъюнкции (таб. 4).
Таблица 4. Таблица истинности дизъюнкции
Импликация (логическое следование) — это логическое выражение, которое истинно во всех случаях, кроме как из истины следует ложь.
Построим таблицу истинности импликации (таб. 5).
Таблица 5. Таблица истинности импликации
Эквивалентность (логическая равнозначность) — это логическое выражение, которое является истинным тогда, когда оба простых логических выражения имеют одинаковую истинность.
Построим таблицу истинности эквивалентности (таб. 6).
Таблица 6. Таблица истинности эквивалентности
Разберем следующий пример с помощью алгебры логики.
Пример 2
Рассмотрите электрические схемы параллельного и последовательного соединения переключателей (рис. 2).
В случае последовательного соединения переключателей (рис. 2а) для того, чтобы загорелась лампочка, необходимо включить оба переключателя. В случае параллельного соединения переключателей (рис. 2б), чтобы загорелась лампочка, достаточно включить хотя бы один (любой) из переключателей.
Опираясь на данные рис. 2 и пояснения к нему, можно сравнить элементы электрических схем с объектами, состояниями и логическими связками алгебры логики (таб. 7).
Таблица 7. Сравнение элементов электрических схем
Представим практическую задачу, которую можно решить с помощью имеющихся электрических схем и их логических описаний.
Задача
Идёт музыкальный конкурс. В нём принимает участие большое количество танцоров. Жюри конкурса представляют три выдающихся артиста: один председатель конкурса и два члена конкурсной комиссии. Состояние лампочки показывает итог голосования за человека, принимающего участие конкурсе. Если состояние лампочки «включено», то это означает, что «за» проголосовало всё жюри или председатель с одним из членов комиссии. Необходимо построить логическую модель, позволяющую на своей основе спроектировать электрическую цепь.
Решение
1. Обозначим председателя и членов комиссии буквами латинского алфавита:
A — председатель,
B — 1-й член комиссии,
С — 2-й член комиссии.
2. Составим выражения, учитывающие все возможные случаи голосования, когда будет загораться лампочка:
f1 = A & B & C,
f2 = A & B,
f3 = A & C.
3. Объединим все три случая дизъюнкцией и составим одно общее логическое выражение:
F = A & B & C v A & B v A & C.
4. Упростим логическое выражение:
F = A & B & C v A & B v A & C =
=A & B & ( C v 1) v A & C =
= A & B & 1 v A & C=
= A & B v A & C =
= A & (B v C).
Полученное выражение является логической моделью электрической цепи.
5. Спроектируем схему электрической цепи (рис. 3).
Построенная электрическая цепь отражает логическую модель
F = A & (B v C).
Компьютерные математические модели
До появления компьютеров сложные процессы, связанные с математическими расчётами, учёным приходилось делать вручную. Такой процесс мог занимать достаточно много времени, а большая сложность вычислений повышала вероятность допущения ошибок. Ситуация значительно улучшилась с появлением программных средств, автоматизирующих математические вычисления.
Компьютерные математические модели — это модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования. Исходя из данного определения, несложно определить, какими программными средствами можно воспользоваться, чтобы реализовать математическую модель:
- системы и среды программирования (КуМир, Lazarus, VisualStudio и др.);
- электронные таблицы (Microsoft Excel, LibreOffice Calc и др.);
- специализированные математические пакеты (MathCad, MathLab,
Maple и др.); - программные средства для моделирования (TinkerCAD, FreeCAD и др.).
Реализацией математической модели является расчёт состояния выходных параметров моделируемой системы по формулам, связывающим её входные и выходные параметры.
Сложность модели определяется сложностью входящих в неё элементов. В компьютерном математическом моделировании встречаются настолько сложные объекты, процессы или явления, что смоделировать их поведение без компьютера является невозможным. Примерами таких систем являются системы массового обслуживания, поведение различных живых организмов и др. В таком случае прибегают к имитационному моделированию.
Имитационная модель — математическая модель, воспроизводящая поведение сложной системы, элементы которой могут вести себя произвольным (случайным) образом.
Имитационное моделирование — метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе.
Для имитационного моделирования характерно наличие следующих обстоятельств (одновременно всех или некоторых из них):
- объект моделирования — сложная неоднородная система;
- в моделируемой системе присутствуют факторы случайного поведения;
- требуется получить описание процесса, развивающегося во времени;
- принципиально невозможно получить результаты моделирования без использования компьютера.
Исследование с помощью имитационного моделирования организуется следующим образом:
- Вместо проведения эксперимента с реальным объектом проводят искусственные эксперименты с его моделями.
- Для получения достоверной информации используют многократное повторение одних и тех же операций со случайными исходными данными подобранными компьютером.
- После проведения серии испытаний у исследователей появляется большое количество данных, которое они могли бы получить при проведении массового эксперимента на реальном оборудовании или в реальных условиях.
В результате к имитационному моделированию обращаются в следующих случаях: дорого или невозможно экспериментировать на реальном объекте; невозможно построить аналитическую модель: в системе есть время, причинные связи, последствие, нелинейности, стохастические (случайные) переменные; необходимо сымитировать поведение системы во времени.
Контрольные вопросы
- Какие модели называют словесными описаниями?
- Какие модели называют математическими?
- Чем отличаются компьютерные математические модели от математических моделей?
- Какие модели называют имитационными? Приведите пример имитационной модели.
- В каких случаях строят имитационную модель?