Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Система управления базами данных

Моделирование и формализация

30.03.2025
2041
0

Система управления базами данных

 

План занятия

 

  • Введение в тему
  • Что такое СУБД
  • Интерфейс СУБД
  • Создание базы данных

 

Цели занятия

 

  • узнать, что такое СУБД
  • изучить основные объекты СУБД
  • научиться создавать многотабличную БД

 

Разминка

 

  • Что такое БД?
  • Перечислите основные типы моделей организации данных в БД.
  • Перечислите основные типы полей реляционной БД.
  • Что такое ключ в реляционной БД?

 

Введение в тему 

 

Тема «Система управления базами данных» является логическим продолжением для изучения баз данных. Изучая эту тему, можно познакомиться с инструментами управления данными. 

 

Сама по себе база данных статична, чтобы в неё можно было удобно добавлять новую информацию (например, удобный шаблон, через который можно было бы вводить нужную информацию), осуществлять автоматизированный поиск, редактировать данные сразу во всех таблицах и др., необходимо использовать специальное программное обеспечение. Его можно назвать системами управления базами данных. 

 

Что такое СУБД


Система управления базами данных (СУБД) — программное обеспечение, предназначенное для поиска, создания, хранения и передачи информации из БД.


Возможности использования СУБД:

  • создание и редактирование структуры и содержания БД;
  • заполнение БД необходимой информацией;
  • выполнение поиска, сортировки и вывода на печать нужной информации;
  • установка защиты БД от похищения и повреждения данных.

 

Интерфейс СУБД

 

Слово «интерфейс» в переводе с английского языка означает «место соприкосновения». Интерфейс — это комплекс средств, предназначенных для взаимодействия двух систем друг с другом.

 

Пример интерфейса программы СУБД MS Access представлен на рис. 1.

 

 Рис. 1. Среда СУБД MS Access (c развёрнутым списком объектов) Рис. 1. Среда СУБД MS Access (c развёрнутым списком объектов)

 

 


В СУБД находятся следующие объекты:

  • таблицы — основной тип объектов, созданный из ячеек, образующих записи и поля;
  • формы — вспомогательный тип объектов, с помощью которого у пользователя отображается структура для ввода, просмотра и редактирования информации;
  • запросы — управляющий тип объектов, с помощью которого пользователь обращается за поиском и сортировкой данных;
  • отчёты — отчётный тип объектов, который формируется на основе вышеперечисленных объектов (таблиц, форм, запросов) или их сочетаний (как полностью, так и частично), предназначенный для вывода на печать.


Создание базы данных

 

Создадим многотабличную базу данных средствами СУБД MS Access. 

 

Инструкция по созданию БД в MS Access.

 

1. В Microsoft Access создадим новую базу данных, сохраним её под названием «Потребители МУП ТС».

2. Создадим в режиме конструктора шесть следующих таблиц (рис. 2).

а) а)

 

б) б)

 

в) в)

 

г) г)

 

д) д)

 

е) е)

 

Рис. 2. Шесть таблиц в режиме конструктора (заполнена структура): а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков» Рис. 2. Шесть таблиц в режиме конструктора (заполнена структура): а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков»

 

 

3. На вкладке «Работа с базами данных» выберем «Схема данных» и в открывшуюся область добавим все таблицы, и установим связи между ними (рис. 3). 

 

Рис. 3. Схема данных Рис. 3. Схема данных

 

 

4. Заполним все шесть таблиц данными (рис. 4).

 

а) а)

 

б) б)

 

б)

 

 

в)

г) г)

д) д)

 

е) Рис. 4. Шесть таблиц с заполненными данными: а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков» е) Рис. 4. Шесть таблиц с заполненными данными: а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков»

 

 

База данных готова. Её структура создана и заполнена данными. Теперь на основе созданной БД можно создавать запросы.

 


Контрольные вопросы

  1. Что такое СУБД?
  2. Что может делать пользователь с помощью СУБД?
  3. Перечислите основные объекты СУБД.
  4. Опираясь на инструкцию по созданию БД в MS Access, сформулируйте план, по которому можно создать многотабличную реляционную БД.


Система управления базами данных

 

План занятия

 

  • Введение в тему
  • Что такое СУБД
  • Интерфейс СУБД
  • Создание базы данных

 

Цели занятия

 

  • узнать, что такое СУБД
  • изучить основные объекты СУБД
  • научиться создавать многотабличную БД

 

Разминка

 

  • Что такое БД?
  • Перечислите основные типы моделей организации данных в БД.
  • Перечислите основные типы полей реляционной БД.
  • Что такое ключ в реляционной БД?

 

Введение в тему 

 

Тема «Система управления базами данных» является логическим продолжением для изучения баз данных. Изучая эту тему, можно познакомиться с инструментами управления данными. 

 

Сама по себе база данных статична, чтобы в неё можно было удобно добавлять новую информацию (например, удобный шаблон, через который можно было бы вводить нужную информацию), осуществлять автоматизированный поиск, редактировать данные сразу во всех таблицах и др., необходимо использовать специальное программное обеспечение. Его можно назвать системами управления базами данных. 

 

Что такое СУБД


Система управления базами данных (СУБД) — программное обеспечение, предназначенное для поиска, создания, хранения и передачи информации из БД.


Возможности использования СУБД:

  • создание и редактирование структуры и содержания БД;
  • заполнение БД необходимой информацией;
  • выполнение поиска, сортировки и вывода на печать нужной информации;
  • установка защиты БД от похищения и повреждения данных.

 

Интерфейс СУБД

 

Слово «интерфейс» в переводе с английского языка означает «место соприкосновения». Интерфейс — это комплекс средств, предназначенных для взаимодействия двух систем друг с другом.

 

Пример интерфейса программы СУБД MS Access представлен на рис. 1.

 

 Рис. 1. Среда СУБД MS Access (c развёрнутым списком объектов) Рис. 1. Среда СУБД MS Access (c развёрнутым списком объектов)

 

 


В СУБД находятся следующие объекты:

  • таблицы — основной тип объектов, созданный из ячеек, образующих записи и поля;
  • формы — вспомогательный тип объектов, с помощью которого у пользователя отображается структура для ввода, просмотра и редактирования информации;
  • запросы — управляющий тип объектов, с помощью которого пользователь обращается за поиском и сортировкой данных;
  • отчёты — отчётный тип объектов, который формируется на основе вышеперечисленных объектов (таблиц, форм, запросов) или их сочетаний (как полностью, так и частично), предназначенный для вывода на печать.


Создание базы данных

 

Создадим многотабличную базу данных средствами СУБД MS Access. 

 

Инструкция по созданию БД в MS Access.

 

1. В Microsoft Access создадим новую базу данных, сохраним её под названием «Потребители МУП ТС».

2. Создадим в режиме конструктора шесть следующих таблиц (рис. 2).

а) а)

 

б) б)

 

в) в)

 

г) г)

 

д) д)

 

е) е)

 

Рис. 2. Шесть таблиц в режиме конструктора (заполнена структура): а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков» Рис. 2. Шесть таблиц в режиме конструктора (заполнена структура): а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков»

 

 

3. На вкладке «Работа с базами данных» выберем «Схема данных» и в открывшуюся область добавим все таблицы, и установим связи между ними (рис. 3). 

 

Рис. 3. Схема данных Рис. 3. Схема данных

 

 

4. Заполним все шесть таблиц данными (рис. 4).

 

а) а)

 

б) б)

 

б)

 

 

в)

г) г)

д) д)

 

е) Рис. 4. Шесть таблиц с заполненными данными: а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков» е) Рис. 4. Шесть таблиц с заполненными данными: а — «Потребители»; б — «Тарифы на теплоснабжение и горячее водоснабжение»; в — «Льготы»; г — «Сроки оплаты»; д — «График ремонтных работ»; е — «Показания водосчётчиков»

 

 

База данных готова. Её структура создана и заполнена данными. Теперь на основе созданной БД можно создавать запросы.

 


Контрольные вопросы

  1. Что такое СУБД?
  2. Что может делать пользователь с помощью СУБД?
  3. Перечислите основные объекты СУБД.
  4. Опираясь на инструкцию по созданию БД в MS Access, сформулируйте план, по которому можно создать многотабличную реляционную БД.


Предыдущий урок
Графические информационные модели
Моделирование и формализация
Следующий урок
Знаковые модели
Моделирование и формализация
Урок подготовил(а)
Иван Андреевич
Иван Андреевич
Учитель информатики
Опыт работы: 7 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке