Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Средства анализа и визуализации данных. Построение диаграмм и графиков

Обработка информации

Средства анализа и визуализации данных. Построение диаграмм и графиков

 

План занятия

 

  • Введение в тему.
  • Построение диаграмм и графиков.

 

Цели занятия

 

  • Научиться строить диаграммы средствами электронных таблиц.
  • Научиться строить графики средствами электронных таблиц.

 

Разминка

 

  • Как можно отсортировать данные в электронных таблицах?
  • Как осуществлять поиск информации в электронных таблицах?

 

 

Введение в тему 

 

Возможности электронных таблиц позволяют не только строить таблицы и выполнять в них автоматизированные вычисления, но и добавлять дополнительные средства визуализации информации, такие как графики и диаграммы.

 

Умение строить графики и диаграммы позволяет нагляднее подготовить отчетную информацию, например, для выступления на занятии, конференции и др. мероприятиях, наглядно продемострировать результаты проведенного исследования, написать более информационную статью и т.д.

 

Построение диаграмм и графиков


Диаграмма   графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее производить сравнения величин и выявлять их закономерности.


 

Диаграмма является составным объектом, который может содержать:

  • заголовок;
  • оси категорий и значений с названиями;
  • изображения данных;
  • легенду.

Виды диаграмм в табличном процессоре Microsoft Excel:

 

  • Гистограмма – диаграмма, показывающая изменение данных за определенный период времени и отображающая соотношение отдельных значений данных (Рис. 1)

Рис. 1. Варианты построения гистограммы

 

  • Круговая диаграмма – представляет собой круг, разделенный на сектора, показывающие соотношение частей единого целого объекта. Применяется только в том случае, когда сумма всех секторов составляет 100% (Рис. 2).

Рис. 2. Варианты построения круговой диаграммы

 

  • Линейчатая диаграмма  – гистограмма, повернутая на 90о по часовой стрелке (Рис. 3).

Рис. 3. Варианты построения линейчатой диаграммы

 

  • Диаграмма с областями  – линейчатая диаграмма с заполненными цветом областями (Рис. 4).

Рис. 4. Варианты построения диаграммы с областями

 

  • Точечная диаграмма  – диаграмма в которой по обеим осям откладываются значения (Рис. 5).

Рис. 5. Варианты построения точечной диаграммы 

 

  • Пузырьковая диаграмма –диаграмма, способная отображать трехмерные данные в двумерном пространстве (Рис. 6).

Рис. 6. Варианты построения пузырьковой диаграммы

 

  • Биржевая диаграмма  – диаграмма, отражающая наборы данных из нескольких значений (например: цена открытия биржи, цена закрытия, максимальная и минимальная цена определённого временного интервала), (Рис. 7).

Рис. 7. Варианты построения биржевой диаграммы

 

  • Поверхностная диаграмма  – диаграмма, отражающая два или несколько рядов данных в виде поверхности (Рис. 8).

Рис. 8. Варианты поверхностной диаграммы

 

  • Лепестковая диаграмма  – круговая диаграмма, отображающая тренды данных с помощью углов (Рис. 9).

Рис. 9. Варианты построения лепестковой диаграммы

 

  • Комбинированная диаграмма  – диаграмма, состоящая из нескольких рядов данных, и в которой используются различные типы диаграмм. (Рис. 10).

Рис. 10. Варианты построения комбинированной диаграммы

 

Самыми распространенными типами диаграмм являются: линейчатая диаграмма, гистограмма и круговая диаграмма.

 

Рассмотрим пример выполнения задания на построение диаграмм.

 


Пример 1

 

Известно, что в 9 «А» классе 30 учеников. Из них 4 обучающихся учатся только на отметку «5», 23 обучающихся – на отметки «4» и «5» и только 3 обучающихся имеют отметку «3» за год. Создать таблицу «Общая успеваемость обучающихся 9 «А» класса» и построить три вида диаграмм (линейчатую, гистограмму и круговую диаграмму), отражающие успеваемость ребят 9 «А» класса.

 

Решение:

 

1. В табличном процессоре Microsoft Excel создадим таблицу под названием «Общая успеваемость обучающихся 9 «А» (Рис. 11).

Рис. 11. Таблица на основе исходных данных

 

2. Построим линейчатую диаграмму (Рис. 12). Выберем тип «линейчатая диаграмма с группировкой». Оформим ее (шрифт, размер, цвет).

Рис. 12. Линейчатая диаграмма с группировкой

 

Чтобы изменить шрифт, размер, цвет необходимо выделить нужную область и выбрать нужный шрифт, размер, цвет, начертание.

 

Если нужно, то можно изменить ось. Например, добавить делений, изменить диапазон и др. Для этого необходимо выделить область значений оси (нажать дважды подряд левой кнопкой мыши по значению на оси) и в открывшейся панели Формат оси выбрать изменения.

 

Чтобы изменить цвет блоков в диаграмме необходимо один раз нажать левой кнопкой мыши по блоку (они выделятся), а затем выбрать инструмент «заливка» и изменить цвет блоков на нужный.

 

3. На основе имеющихся данных построим гистограмму с группировкой (Рис. 13).

Рис. 13. Гистограмма с группировкой

 

4. На основе имеющихся данных построим круговую диаграмму (объемную), (Рис. 14).

Рис. 14. Круговая диаграмма (объемная)

 

Также в круговой диаграмме можно разделить секторы, т.е. добавить расстояние между секторами. Для этого нужно нажать левой кнопкой мыши на саму диаграмму и потянуть (Рис. 15).

Рис. 15. Круговая диаграмма (объемная) с расстоянием между секторами

 

Кроме диаграмм при работе с электронными таблицами часто используют графики.


График   это графическое представление данных, отображающее зависимость одной величины от другой (Рис. 16).

 

Рис. 16. Варианты построения графика


Рассмотрим пример выполнения задания на построение графиков функции.

 


Пример 2

 

Создать таблицу и построить график функции: y=x2.

 

Решение:

 

1. Создадим таблицу, в которую внесем значения х в диапазоне, например, от -5 до 5 с шагом 0,5. Значения y рассчитаем по формуле из условия (Рис. 17).

Рис. 17. Заполнение таблицы

 

Можно было бы применить функцию СТЕПЕНЬ(), которая имеет вид: СТЕПЕНЬ (число; степень), но т.к. в задании число во второй степени, то проще число умножить само на себя.

 

2. Выделим таблицу с данными и построим график (Рис. 18). Вставка -> График -> График.

 

Рис. 18. График

 

3. Построим график с маркерами (Рис. 19).

Рис. 19. График с маркерами

 

Диаграммы и графики в электронных таблицах строятся на основе таблицы (таблиц) и являются зависимыми от значений, которые расположены в ячейках таблицы, принявших участие в создании графика или диаграммы. Если изменить (добавить, удалить, отредактировать) данные в таблице, то соизмеримо и изменится график или диаграмма.


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое диаграмма?
  2. Что такое график?
  3. Для чего необходимо большое количество видов диаграмм?
  4. Какой график, рис. 18 или рис. 19 лучше отражает функцию?

 


Предыдущий урок
Средства анализа и визуализации данных. Сортировка и поиск данных
Обработка информации
Следующий урок
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места
Общие понятия и основы информатики
  • Регистрация ядерных излучений. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Дозиметрия. Экологические проблемы ядерной энергетики

    Физика

  • Химические реакции

    Химия

  • Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке