Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Химические взаимодействия

  • Неметаллы

  • Металлы

  • Практический смысл химии

  • Типичные органические соединения

  • Теория электролитической диссоциации

  • Состав и классификация химических соединений

  • Строение вещества

Конспект урока: Вещества

Строение вещества

27.04.2024
1870
0

Вещества

План урока

  • ПСХЭ Д. И. Менделеева и строение атома
  • Строение вещества и химическая связь
  • Основные классы неорганических веществ

Цели урока

  • повторить основные понятия по теме «Строение атома»
  • обобщить и систематизировать знания о строении вещества и химической связи
  • охарактеризовать основные классы неорганических веществ

Разминка

  • Сколько различных видов атомов известно на данный момент?
  • Перечислите известные вам виды химической связи.
  • Что такое электроотрицательность элемента?

Периодическая система химических элементов и строение атома

Рисунок 1. Модель атома гелия

Вспомним строение атома. 

 

В ядре атома находятся протоны и нейтроны. Соотношение числа протонов и нейтронов определяется уравнением:
 

A = N + Z,
 

где A — массовое число; N — число нейтронов в ядре; Z — число протонов.

 

Ядро окружено электронной оболочкой с электронами, которые располагаются на электронных слоях (энергетических уровнях).

 

Положение элемента в ПСХЭ Д. И. Менделеева определяется строением его атома:


  • число протонов в ядре и число электронов — атомный номер элемента;
  • число энергетических уровней в электронной оболочке — номер периода;
  • число валентных электронов, то есть электронов на внешнем энергетическом уровне — номер группы.


Свойства элементов, а также свойства образуемых ими соединений, изменяются с некоторой периодичностью, которую можно отследить благодаря периодической системе.

 

Свойства

По периоду слева направо

По группе сверху вниз

1

Радиус атома

уменьшается

увеличивается

2

Заряд ядра (количество протонов)

увеличивается

увеличивается

3

Металлические свойства

ослабляются

усиливаются

4

Неметаллические свойства

усиливаются

ослабляются

5

Восстановительные свойства

ослабляются

усиливаются

6

Окислительные свойства

усиливаются

ослабляются

7

Основные свойства оксидов и гидроксидов

ослабляются, переходя в амфотерные

усиливаются

8

Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

усиливаются

ослабевают

9

Количество энергетических уровней

не изменяются

увеличивается

10

Валентность (число валентных электронов)

увеличивается

не изменяется

11

Высшая степень окисления

увеличивается

не изменяется

12

Низшая степень окисления

увеличивается от −4 до −1 (IV–VII группы)

не изменяется

13

Электроотрицательность

увеличивается

уменьшается

14

Радиус атома

уменьшается

увеличивается


Упражнение 1 

 

Дайте полную характеристику серы по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева.


Строение вещества. Химическая связь


Химическая связь — это взаимодействие атомов, осуществляемое путём обмена электронами или их перехода от одного атома к другому.


Мы говорили об ионной, ковалентной и металлической связи. Для определения типа химической связи в простых веществах и бинарных соединениях можно воспользоваться схемой:

В данной схеме: неМе — неметалл; Ме — металл; ЭО — электроотрицательность элемента.

 

Самый электроотрицательный элемент — фтор. По нему можно ориентироваться при определении степени окисления других элементов: чем дальше химический элемент от фтора, тем меньше его электроотрицательность.

 

Важной величиной является степень окисления.


Степень окисления — условный заряд атома химического элемента.


Для расчёта степени окисления нужно помнить несколько правил:

  1. Водород в сложных веществах имеет степень окисления +1 (кроме гидридов, в которых его степень окисления равна −1, например, в гидриде натрия NaH);
  2. Кислород в сложных веществах имеет степень окисления −2 (кроме пероксидов, в них его степень окисления −1, и кроме фторидов, где его степень окисления +2 или +1);
  3. Максимальная (высшая) степень окисления металлов равна номеру группы;
  4. Минимальная (низшая) степень окисления неметаллов (кроме водорода) равна номеру группы минус восемь;
  5. Сумма степеней окисления всех атомов в соединении равна нулю, 
    а в ионе — заряду иона;
  6. Степень окисления атомов в простых веществах равна нулю;
  7. В кислородсодержащей кислоте центральный атом имеет такую же степень окисления, как и во всех солях данной кислоты (например, в серной кислоте и сульфатах сера всегда будет иметь степень окисления +6).


Упражнение 2
 

Определите тип химической связи и степени окисления элементов в следующих соединениях:

  • бромид калия;
  • азотная кислота;
  • йод;
  • медь;
  • сероводород;
  • фосфат кальция.


Основные классы неорганических веществ

Приведём схему классификации неорганических веществ.


Упражнение 3

 

Определите, к какому классу относятся вещества:

  • фтор;
  • гидрофосфат натрия;
  • азотистая кислота;
  • гидроксид меди (II);
  • оксид хрома (VI);
  • золото;
  • белый фосфор;
  • хлорид серебра.


Контрольные вопросы

  1. Как определить число протонов и электронов в атоме химического элемента?
  2. Что такое химическая связь? Какие виды химической связи вы знаете и как его определить?
  3. Перечислите основные классы неорганических соединений.


Предыдущий урок
Классификация химических соединений
Состав и классификация химических соединений
Следующий урок
Вещества
Строение вещества
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Сложное предложение с различными видами связи

    Русский язык

  • Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

    Информатика

  • Функция y=x^n

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке