Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Вид глагола

Морфология

Вид глагола

План урока

  • Вид глагола
  • Правописание суффиксов глаголов

Цели урока

  • Знать: совершенный и несовершенный вид глагола
  • Уметь: определять вид глагола, подбирать видовую пару глаголу, определять правописание суффиксов глаголов

 

Сегодня очень важная тема в разделе о глаголах. На первый взгляд, в ней нет ничего сложного, однако вы должны быть очень внимательными, так как с этой темой связаны многие правила орфографии, которые вы будете изучать на уроках русского языка. 

 

Вид глагола


Глаголы в русском языке обладают категорией вида , которая указывает на завершённость или незавершённость действия.


Сравните: покричать — покрикивать 

сдать — сдавать 

добыть — добывать 

изучить — изучать 

обидеть — обижать 

 

Даже у таких слов, как закончить — заканчивать, начать — начинать, тоже есть оттенки завершённости или незавершённости действия: дети уже закончили рисунок (действие завершено) или только заканчивают рисунок (действие в процессе завершения, но еще не окончено).

 

Определить вид несложно: достаточно задать вопрос к глаголу.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? что делай?, относятся к глаголам несовершенного вида: говорить, воспитывает, готовил, учи…

 

Глаголы, которые отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделал? что сделай?, относятся к глаголам совершенного вида: сказать, воспитает, приготовил, выучи... 

 

Обычно глаголу одного вида соответствует глагол другого вида, они образуют видовую пару


 

Видовая пара — это два однокоренных глагола, которые обозначают одно и то же действие, но отличаются друг от друга видом: 


 

задерживать (что делать? – н.в.) — задержать (что сделать? – с.в.)

встречать (что делать? – н.в.) – встретить (что сделать? – с.в.)

толкать (что делать? – н.в.) – толкнуть (что сделать? – с.в.)


 

Обычно глаголы, образующие видовую пару, отличаются суффиксами

 

Иногда в глаголах видовой пары может происходить чередование в корне слова: 

 

сжигать (н.в.) — сжечь (с.в.)

собирать (н.в.) — собрать (с.в.)

запирать (н.в.) — запереть (н.в.)

 

Иногда глаголы видовой пары отличаются ударениями

 

вырезАть (н.в.) — вЫрезать (с.в.)

 

Иногда видовую пару образуют глаголы с разными корнями: 

 

говорить (н.в.) — сказать (с.в.)

класть (н.в.) — положить (с.в.)

 

Путать их и смешивать слова видовой пары между собой — это ошибка: сказать — говорить, разговорить — разговаривать — это 4 самостоятельных слова, которые имеют свои формы:

сказать — скажу, сказал, скажи…;

говорить — говорю, говорил, говори…; 

разговорить — разговорю, разговорил, разговори…;

разговаривать — разговариваю, разговаривал, разговаривай... 

 

 

Правописание суффиксов глаголов


Суффиксы -ива-/-ыва- и -ева-/-ова- образуют глаголы несовершенного вида: что делать? — беседовать, заканчивать.

Произношение этих суффиксов почти не различается: завид[ъва]ть, разыгр[ыва]ть, участв[ъва]ть, опазд[ъва]ть …


Для того чтобы выбрать нужное написание, необходимо изменить форму слова: поставить глагол в форму 1 л. ед. ч. настоящего или будущего времени (я что делаю? я что сделаю?).

 

1. Если в данной форме суффикс остается на месте, то пишем -ива- или -ыва-

 

разыгрывать – разыгрываю;

опаздывать – опаздываю.

 

2. Если суффикс выпадает и глагол оканчивается на –ую или –юю, то нужно писать -ова- или -ева-: 

 

завидовать – завидую;

участвовать – участвую.


Контрольные вопросы

 

 

  1. Как определяется вид глагола?
  2. Что означает совершенный вид глагола?
  3. Что означает несовершенный вид глагола?
  4. Приведите примеры видовых пар.
  5. Расскажите об особенностях правописания -ива-/-ыва- и -ева-/-ова-.


Предыдущий урок
Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Морфологический разбор глагола
Морфология
Следующий урок
Падеж и склонение имён существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологический разбор имён существительных
Морфология
  • Объем прямоугольного параллелепипеда

    Математика

  • Римская империя при Константине

    История

  • Роды и жанры литературы. Басня. А.П. Сумароков. И.И. Дмитриев

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке