Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Род и число имён существительных

Морфология

27.02.2024
1581
0

Род и число имён существительных

План урока

  • Род имён существительных
  • Род несклоняемых имён существительных
  • Общий род имён существительных
  • Число имён существительных

Цели урока

  • Знать особенности категории рода и категории числа имён существительных
  • Уметь определять род имён существительных, при необходимости пользоваться словарём при определении рода, определять число имён существительных

 

Морфологические характеристики имён существительных — род и число — вам хорошо знакомы, однако есть имена существительные, у которых род и формы числа определяются с трудом и могут вызвать сложности. Зачем нам знать особенности категорий рода и числа имён существительных? Эти знания важны для формирования правильной речи.

Род имён существительных 

Род имён существительных — абстрактное понятие. Если имя существительное обозначает лицо, то род соотносится с полом: брат, отец, дядя и дедушка — слова мужского рода; сестра, мать, тетя и бабушка — женского. 

 

Однако у многих имён существительных такого соотношения нет: сосна, ель, берёза — женского рода; клён, дуб, вяз — мужского; слово дерево — среднего.

 

Поэтому есть ряд случаев, когда род слов определяется с трудом:

тюль, фасоль, шампунь, бандероль, лебедь, мозоль, туфля или туфель?

 

Принадлежность таких слов к определённому роду необходимо запомнить и уточнять по словарямтюль, шампунь, лебедь — слова мужского рода, фасоль, бандероль, мозоль, туфля — слова женского рода.

Род несклоняемых имён существительных 

Ещё один сложный случай — это имена существительные, заимствованные из других языков и не получившие возможность изменяться по падежам, — несклоняемые имена существительные: пальто, кенгуру, метро, депо, кашпо, леди, кафе, кофе, Батуми, Сомали и т.р.

 

В данном случае можно применить несколько правил:

 

  1. Если слово обозначает лиц или животных мужского пола, то имена существительные относят к мужскому роду: конферансье, маэстро, кенгуру, шимпанзе и т.п.
  2. Если слово обозначает лиц или животных женского пола, то имена существительные относят к женскому роду: леди, фрау, кенгуру, шимпанзе и т.п. 
  3. Если слово обозначает неодушевленный предмет, то имя существительное часто относят к среднему роду: метро, депо, кашпо, кафе и т.п. 
  4. Если слово обозначает географическое понятие, то род определяется по тому нарицательному существительному, к которому относится название: Батуми (город) — мужской род, Сомали (страна) — женский род.

Определение и использование формы рода важно при построении предложения, когда рядом с именем существительным необходимо использовать прилагательное или глагол в прошедшем времени: 

 

Кенгуру с детёнышем (ж.р.) оказалась совсем рядом. 

Я бы мечтал побывать на загадочной Килиманджаро (ж.р.). 

Мне очень понравился этот весёлый конферансье (м.р.). 

Общий род имён существительных


В русском языке есть и ещё один случай, когда определение рода имён существительных может вызвать затруднения: слова общего рода. К словам общего рода относятся имена существительные с окончанием -а или –я: простофиля, зануда, грязнуля, мямля... В речи они могут использоваться с именами прилагательными и глаголами как имена существительные женского или мужского рода в зависимости от контекста. 

Какой же ты у меня страшный грязнуля, Миша!

Какая же ты у меня страшная грязнуля, Маша!

 

Похожий случай – использование названий некоторых профессий: врач, профессор, адвокат, визажист, директор, астроном, парикмахер, продавец, геолог, историк, лингвист, редактор и т.д. В речи они могут употребляться с глаголами прошедшего времени в форме как мужского, так и женского рода: 

 

Адвокат Петров обратился в суд.

Адвокат Петрова обратилась в суд.

Директор Иванов пригласил на собеседование. 

Директор Иванова пригласила на собеседование.

 

Но имя прилагательное обязательно остается в форме мужского рода — согласуется только со словами мужского рода:

Юный адвокат Петров обратился в суд...

Юный адвокат Петрова обратилась в суд...


Число имён существительных 

Форма числа имён существительных — изменяемая. Единственное число указывает на то, что слово обозначает один предмет, множественное — два и более: нож — ножи, палец — пальцы, мальчик — мальчики, девочка — девочки.

 

Однако в русском языке есть имена существительные, не имеющие форм множественного числа и использующиеся только в единственном: молоко, горох, честность, доброта, листва и т. п.  

 

И наоборот, есть имена существительные, не имеющие форм единственного числа и использующиеся только во множественном: сутки, брюки, ножницы, качели и т. п.

 

В речи от этих слов образуются только формы множественного числа: новые брюки, в новых брюках, высокие качели, на высоких качелях и т. п.


Контрольные вопросы

 

 

  1. Сколько родов в русском языке? Всегда ли легко определяется род русских имён существительных?
  2. Как можно определить род несклоняемых имён существительных?
  3. Что такое слова общего рода? Как их можно правильно использовать в речи?
  4. Приведите примеры имён существительных, которые имеют только форму множественного числа или только форму единственного числа.


Предыдущий урок
Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов
Морфология
Следующий урок
Фонетика. Графика. Звуковое значение букв
Фонетика
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте. Жизнь египетского вельможи

    История

  • И.С. Тургенев. «Муму». Часть 1

    Литература

  • Your face. Твое лицо

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке