Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Род и число имён существительных

Морфология

17.04.2024
1696
0

Род и число имён существительных

План урока

  • Род имён существительных
  • Род несклоняемых имён существительных
  • Общий род имён существительных
  • Число имён существительных

Цели урока

  • Знать особенности категории рода и категории числа имён существительных
  • Уметь определять род имён существительных, при необходимости пользоваться словарём при определении рода, определять число имён существительных

 

Морфологические характеристики имён существительных — род и число — вам хорошо знакомы, однако есть имена существительные, у которых род и формы числа определяются с трудом и могут вызвать сложности. Зачем нам знать особенности категорий рода и числа имён существительных? Эти знания важны для формирования правильной речи.

Род имён существительных 

Род имён существительных — абстрактное понятие. Если имя существительное обозначает лицо, то род соотносится с полом: брат, отец, дядя и дедушка — слова мужского рода; сестра, мать, тетя и бабушка — женского. 

 

Однако у многих имён существительных такого соотношения нет: сосна, ель, берёза — женского рода; клён, дуб, вяз — мужского; слово дерево — среднего.

 

Поэтому есть ряд случаев, когда род слов определяется с трудом:

тюль, фасоль, шампунь, бандероль, лебедь, мозоль, туфля или туфель?

 

Принадлежность таких слов к определённому роду необходимо запомнить и уточнять по словарямтюль, шампунь, лебедь — слова мужского рода, фасоль, бандероль, мозоль, туфля — слова женского рода.

Род несклоняемых имён существительных 

Ещё один сложный случай — это имена существительные, заимствованные из других языков и не получившие возможность изменяться по падежам, — несклоняемые имена существительные: пальто, кенгуру, метро, депо, кашпо, леди, кафе, кофе, Батуми, Сомали и т.р.

 

В данном случае можно применить несколько правил:

 

  1. Если слово обозначает лиц или животных мужского пола, то имена существительные относят к мужскому роду: конферансье, маэстро, кенгуру, шимпанзе и т.п.
  2. Если слово обозначает лиц или животных женского пола, то имена существительные относят к женскому роду: леди, фрау, кенгуру, шимпанзе и т.п. 
  3. Если слово обозначает неодушевленный предмет, то имя существительное часто относят к среднему роду: метро, депо, кашпо, кафе и т.п. 
  4. Если слово обозначает географическое понятие, то род определяется по тому нарицательному существительному, к которому относится название: Батуми (город) — мужской род, Сомали (страна) — женский род.

Определение и использование формы рода важно при построении предложения, когда рядом с именем существительным необходимо использовать прилагательное или глагол в прошедшем времени: 

 

Кенгуру с детёнышем (ж.р.) оказалась совсем рядом. 

Я бы мечтал побывать на загадочной Килиманджаро (ж.р.). 

Мне очень понравился этот весёлый конферансье (м.р.). 

Общий род имён существительных


В русском языке есть и ещё один случай, когда определение рода имён существительных может вызвать затруднения: слова общего рода. К словам общего рода относятся имена существительные с окончанием -а или –я: простофиля, зануда, грязнуля, мямля... В речи они могут использоваться с именами прилагательными и глаголами как имена существительные женского или мужского рода в зависимости от контекста. 

Какой же ты у меня страшный грязнуля, Миша!

Какая же ты у меня страшная грязнуля, Маша!

 

Похожий случай – использование названий некоторых профессий: врач, профессор, адвокат, визажист, директор, астроном, парикмахер, продавец, геолог, историк, лингвист, редактор и т.д. В речи они могут употребляться с глаголами прошедшего времени в форме как мужского, так и женского рода: 

 

Адвокат Петров обратился в суд.

Адвокат Петрова обратилась в суд.

Директор Иванов пригласил на собеседование. 

Директор Иванова пригласила на собеседование.

 

Но имя прилагательное обязательно остается в форме мужского рода — согласуется только со словами мужского рода:

Юный адвокат Петров обратился в суд...

Юный адвокат Петрова обратилась в суд...


Число имён существительных 

Форма числа имён существительных — изменяемая. Единственное число указывает на то, что слово обозначает один предмет, множественное — два и более: нож — ножи, палец — пальцы, мальчик — мальчики, девочка — девочки.

 

Однако в русском языке есть имена существительные, не имеющие форм множественного числа и использующиеся только в единственном: молоко, горох, честность, доброта, листва и т. п.  

 

И наоборот, есть имена существительные, не имеющие форм единственного числа и использующиеся только во множественном: сутки, брюки, ножницы, качели и т. п.

 

В речи от этих слов образуются только формы множественного числа: новые брюки, в новых брюках, высокие качели, на высоких качелях и т. п.


Контрольные вопросы

 

 

  1. Сколько родов в русском языке? Всегда ли легко определяется род русских имён существительных?
  2. Как можно определить род несклоняемых имён существительных?
  3. Что такое слова общего рода? Как их можно правильно использовать в речи?
  4. Приведите примеры имён существительных, которые имеют только форму множественного числа или только форму единственного числа.


Предыдущий урок
Изменение имен существительных, прилагательных, глаголов
Морфология
Следующий урок
Словообразование имен прилагательных
Морфемика и словообразование
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религия древних греков

    История

  • Could - глагол can в прошедшем времени

    Английский язык

  • Внутренние процессы, влияющие на формирование рельефа

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке