Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Химические взаимодействия

  • Металлы

  • Неметаллы

  • Теория электролитической диссоциации

  • Типичные органические соединения

  • Состав и классификация химических соединений

  • Строение вещества

  • Практический смысл химии

Конспект урока: Вещества

Строение вещества

08.05.2024
2163
0

Вещества

План урока

  • ПСХЭ Д. И. Менделеева и строение атома
  • Строение вещества и химическая связь
  • Основные классы неорганических веществ

Цели урока

  • повторить основные понятия по теме «Строение атома»
  • обобщить и систематизировать знания о строении вещества и химической связи
  • охарактеризовать основные классы неорганических веществ

Разминка

  • Сколько различных видов атомов известно на данный момент?
  • Перечислите известные вам виды химической связи.
  • Что такое электроотрицательность элемента?

Периодическая система химических элементов и строение атома

Рисунок 1. Модель атома гелия

Вспомним строение атома. 

 

В ядре атома находятся протоны и нейтроны. Соотношение числа протонов и нейтронов определяется уравнением:
 

A = N + Z,
 

где A — массовое число; N — число нейтронов в ядре; Z — число протонов.

 

Ядро окружено электронной оболочкой с электронами, которые располагаются на электронных слоях (энергетических уровнях).

 

Положение элемента в ПСХЭ Д. И. Менделеева определяется строением его атома:


  • число протонов в ядре и число электронов — атомный номер элемента;
  • число энергетических уровней в электронной оболочке — номер периода;
  • число валентных электронов, то есть электронов на внешнем энергетическом уровне — номер группы.


Свойства элементов, а также свойства образуемых ими соединений, изменяются с некоторой периодичностью, которую можно отследить благодаря периодической системе.

 

Свойства

По периоду слева направо

По группе сверху вниз

1

Радиус атома

уменьшается

увеличивается

2

Заряд ядра (количество протонов)

увеличивается

увеличивается

3

Металлические свойства

ослабляются

усиливаются

4

Неметаллические свойства

усиливаются

ослабляются

5

Восстановительные свойства

ослабляются

усиливаются

6

Окислительные свойства

усиливаются

ослабляются

7

Основные свойства оксидов и гидроксидов

ослабляются, переходя в амфотерные

усиливаются

8

Кислотные свойства оксидов и гидроксидов

усиливаются

ослабевают

9

Количество энергетических уровней

не изменяются

увеличивается

10

Валентность (число валентных электронов)

увеличивается

не изменяется

11

Высшая степень окисления

увеличивается

не изменяется

12

Низшая степень окисления

увеличивается от −4 до −1 (IV–VII группы)

не изменяется

13

Электроотрицательность

увеличивается

уменьшается

14

Радиус атома

уменьшается

увеличивается


Упражнение 1 

 

Дайте полную характеристику серы по положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева.


Строение вещества. Химическая связь


Химическая связь — это взаимодействие атомов, осуществляемое путём обмена электронами или их перехода от одного атома к другому.


Мы говорили об ионной, ковалентной и металлической связи. Для определения типа химической связи в простых веществах и бинарных соединениях можно воспользоваться схемой:

В данной схеме: неМе — неметалл; Ме — металл; ЭО — электроотрицательность элемента.

 

Самый электроотрицательный элемент — фтор. По нему можно ориентироваться при определении степени окисления других элементов: чем дальше химический элемент от фтора, тем меньше его электроотрицательность.

 

Важной величиной является степень окисления.


Степень окисления — условный заряд атома химического элемента.


Для расчёта степени окисления нужно помнить несколько правил:

  1. Водород в сложных веществах имеет степень окисления +1 (кроме гидридов, в которых его степень окисления равна −1, например, в гидриде натрия NaH);
  2. Кислород в сложных веществах имеет степень окисления −2 (кроме пероксидов, в них его степень окисления −1, и кроме фторидов, где его степень окисления +2 или +1);
  3. Максимальная (высшая) степень окисления металлов равна номеру группы;
  4. Минимальная (низшая) степень окисления неметаллов (кроме водорода) равна номеру группы минус восемь;
  5. Сумма степеней окисления всех атомов в соединении равна нулю, 
    а в ионе — заряду иона;
  6. Степень окисления атомов в простых веществах равна нулю;
  7. В кислородсодержащей кислоте центральный атом имеет такую же степень окисления, как и во всех солях данной кислоты (например, в серной кислоте и сульфатах сера всегда будет иметь степень окисления +6).


Упражнение 2
 

Определите тип химической связи и степени окисления элементов в следующих соединениях:

  • бромид калия;
  • азотная кислота;
  • йод;
  • медь;
  • сероводород;
  • фосфат кальция.


Основные классы неорганических веществ

Приведём схему классификации неорганических веществ.


Упражнение 3

 

Определите, к какому классу относятся вещества:

  • фтор;
  • гидрофосфат натрия;
  • азотистая кислота;
  • гидроксид меди (II);
  • оксид хрома (VI);
  • золото;
  • белый фосфор;
  • хлорид серебра.


Контрольные вопросы

  1. Как определить число протонов и электронов в атоме химического элемента?
  2. Что такое химическая связь? Какие виды химической связи вы знаете и как его определить?
  3. Перечислите основные классы неорганических соединений.


Предыдущий урок
Вещества
Строение вещества
Следующий урок
Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения
Практический смысл химии
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии

    Алгебра

  • Страны Азии в XIX – начале ХХ века

    История

  • Построение графика квадратичной функции

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке