в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции

Эволюция

Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида

• Что такое вид?
  • Какие критерии вида существуют?

• Вид — единица биологической системы
  • Критерии вида
  • Структура вида

• Уметь: объяснять сущность понятия «вид», объяснять, почему для определения вида необходимо пользоваться несколькими критериями.
  • Знать: признаки вида, основные критерии вида.

Вид — единица биологической системы

Сейчас на Земле обитает около 50 000 видов растений, более 1,5 млн видов животных, не менее 100 000 видов грибов, большое количество видов бактерий и вирусов.

Учёные постоянно обнаруживают и описывают новые виды живых организмов. На сегодняшний день, как вам уже известно, элементарной единицей систематики является вид. Сам термин «вид» в переводе с латыни означает «образ» и впервые был введён в биологию английским ботаником Джоном Рей.

Первое представление о виде было создано ещё Аристотелем, который определял вид как совокупность сходных особей.

Определение вида К. Линнея:

Вид – это множество организмов, сходных морфологически и физиологически и способных к воспроизводству. Виды постоянны, они неизменны.

Определение вида Ж. Б. Ламарка:

Вид, род – воображаемые категории, придуманные человеком для облегчения классификации. Виды изменяемы под воздействием среды. Этому способствуют: упражнение и неупражнение органов, наследование благоприятных признаков.

Ч. Дарвин исходил из представления о видах как реально существующих группировках, чётко обособленных от других, родственных.

Каждый вид — результат длительного исторического развития и существует относительно постоянно.

Дарвин объединил идею Ламарка об эволюции органического мира с признаками действительного реального существования вида (по Линнею), притом относительно постоянно.

Вид  — группа особей, сходных по морфолого-анатомическим, физиолого-экологическим, биохимическим и генетическим признакам, занимающих естественный ареал, способных свободно скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.

Таким образом, чтобы отнести организмы к одному виду, необходимо, чтобы они были похожи, давали потомство, которое, в свою очередь, сможет дать потомство, и занимали общую территорию. Все характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других, называют критериями  или признаками вида .

Критерии вида

Критерии вида  — характерные признаки и свойства, по которым одни виды отличаются от других.

Основные критерии: морфологический, физиологический, генетический, биохимический, экологический, географический и исторический.

Морфологический критерий  характеризует особенности внешнего и внутреннего строения особей данного вида. Так, разные виды лютика различаются по форме, размерам и расположению листьев, по строению стебля.

Физиологический критерий  характеризует особенности процессов жизнедеятельности (размножения, обмена веществ, раздражимости и т. д.). Наиболее важным признаком является способность свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство. Особи разных видов обычно не могут скрещиваться и давать потомство из-за разного строения органов размножения, отличий в брачном поведении, несовместимости половых клеток.

Генетический критерий  — это определённый набор хромосом, имеющих характерное строение и состав. Это наиболее важный критерий, так как он определяет репродуктивную изоляцию вида.

Биохимический критерий  отражает сходство химического состава (белков, нуклеиновых кислот и др.) и особенности обмена веществ у особей данного вида.

Экологический критерий  — это особенности факторов среды, необходимые для жизнедеятельности особей. Каждый вид может обитать только в той среде, где климат, особенности почвы, рельеф и источники пищи соответствуют его пределам выносливости.

Рис.1. Ареал обитания малиновки обыкновенной Рис.1. Ареал обитания малиновки обыкновенной

Обитающие на одной территории близкие виды занимают разные  экологические ниши . Так, большой пёстрый дятел зимой питается семенами сосны и лиственницы. Чёрный дятел желна добывает из-под коры елей личинки усачей, а малый пёстрый дятел добывает насекомых из древесины ольхи или стеблей травянистых растений.

Географический критерий  характеризует территорию ( ареал ), на которой обитают и проходят полный цикл своего развития особи данного вида.

Рис.2. Эволюция лошади Рис.2. Эволюция лошади

Исторический критерий  характеризует происхождение данного вида. Основан на изучении истории группы близких видов. Этот критерий носит комплексный характер, поскольку включает сравнительный анализ современных ареалов видов (географический критерий), сравнительный анализ геномов (генетический критерий) и др. предположение об историческом, эволюционном родстве.

Для представителей царства животных

существует ещё этологический критерий — присущие только данному виду особенности поведения.

Каждый критерий вида имеет определённые достоинства и недостатки. Не существует одного абсолютного критерия вида, представители разных видов могут совпадать по некоторым критериям. Поэтому для определения видовой принадлежности каждого конкретного организма необходимо использовать все критерии в совокупности.

К сожалению, в наше время виды исчезают быстрее, чем их успевают обнаружить и описать. Часто это происходит в результате разрушения мест их обитания. Утрата любого вида невосполнима, ведь каждый вносит свой уникальный вклад в формирование биосферы Земли, в которой существует и человек как биологический вид.

Структура вида

В природе особи любого вида внутри ареала распределены неравномерно: где-то они образуют скопления, а где-то могут вообще отсутствовать. Частично или полностью изолированные группировки особей одного вида называют популяциями (от лат. populus — народ, население).

Популяция — совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп.

Таким образом, в естественных условиях любой вид состоит из совокупности популяций.

1. Что такое вид?
  2. Какие критерии вида существуют?
  3. Почему для определения вида учёные используют совокупность разных критериев?
  4. Что такое популяция?

Выводы

Характерные признаки и свойства, которыми одни виды отличаются от других, называют критериями или признаками вида. Выделяют несколько основных критериев вида: морфологический, генетический, физиологический, биохимический, географический, экологический, этологический. Наиболее распространённой внутривидовой структурной единицей является популяция.

Основные движущие силы эволюции. Результаты эволюции

Эволюция

• Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

• Язык и речь

• Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

Математика