Конспект урока: Развитие биологии в додарвиновский период. Чарлз Дарвин – основоположник эволюционного учения

Эволюция

23.04.2024

Развитие биологии в додарвиновский период

• Эволюционное учение
  • Развитие биологии в античные и средневековые времена
  • Вклад К. Линнея
  • Теория эволюции Ж. Б. Ламарка
  • Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

• уметь характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества, оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии, анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина
  • знать вклад К. Линнея в развитие биологии, существенные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка

• Какие учёные внесли вклад в развитие биологии?
  • Что такое эволюция?

Эволюционное учение

Термин «эволюция» (от лат. evolutio — развёртывание) был введён в науку уже в конце XVII в. Однако в современном понимании его впервые стал употреблять французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744–1829).

Эволюция — процесс исторического изменения живых существ и их сообществ.

Эволюционное учение (теория эволюции) — это совокупность представлений о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени.

Выполняя функцию объединяющей теории, эволюционное учение является фундаментом для всей биологической науки.

Развитие биологии в античные и средневековые времена

Представления о том, что окружающий мир изменяется, возникли много тысяч лет тому назад. Фалес Милетский считал, что первоосновой всего является вода, что «всё происходит из воды и всё в неё возвращается», Демокрит был убеждён, что жизнь образовалась из речного ила, Анаксагор в качестве основы называл воздух. Все они задавались вопросом о зарождении жизни, не уделяя внимания её развитию.

Теорию развития живых организмов первым предложил один из величайших учёных Древней Греции Аристотель. Суть её — в процессе непрерывного развития живых организмов из неживой материи. Развитие он представлял в виде «лестницы существ», внизу — простые неорганические объекты природы (минералы), а на вершине — сложнейшие — человек. Кроме того, Аристотель разработал первую систематику животных.

Рис. 1. Лестница существ Аристотеля

Вклад К. Линнея

Рис. 2. Портрет К. Линнея

Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных.

В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики . В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis — расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д.

Систематика — наука о классификации живых организмов.

Самой крупной единицей в системе Линнея был класс . С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории ( семейство , подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру , первое слово названия обозначало род, второе — вид

В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери

Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей — по строению зубов.

Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства.

Теория эволюции Ж. Б. Ламарка

Рис. 3. Портрет Ж. Б. Ламарка

Жан Батист Ламарк считается основоположником эволюционной теории. В своей книге «Философия зоологии», которая была опубликована в начале XIX века, он описывал теорию изменяемости видов. В своей работе учёный обосновал целостную теорию эволюции живого мира.

Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: происходящее во времени постоянное усложнение уровня организации живых существ и увеличение разнообразия под воздействием условий среды. Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией.

Однако, правильно оценив общее направление развития природы от простого к сложному, Ламарк не смог корректно объяснить причины и механизмы эволюции. Как показало дальнейшее развитие биологии, многие положения теории Ламарка оказались ошибочными.

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

Рис. 4. Портрет К. М. Бэра

В 1839 г. Т. Шванн и М. Шлейден создали клеточную теорию, которая постулировала, что все живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это было весомым доказательством единства происхождения живого мира.

К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом у всех позвоночных наблюдаются общие черты эмбрионального развития: на ранних этапах обнаруживается удивительное сходство в строении зародышей, принадлежащих к разным классам.

Факты и открытия в самых разных областях естествознания противоречили теории о божественном происхождении и неизменности существования природы.

Но не только в научной среде зрели предпосылки для возникновения новой эволюционной теории. Развитие капитализма и резкий рост городского населения в развитых странах требовали быстрого развития сельского хозяйства. В Англии успешно развивалась  селекция .

Селекция — наука о приёмах создания новых сортов растений и пород животных, а также улучшения уже существующих.

Огромное влияние на развитие эволюционных идей в обществе оказал труд экономиста Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Впервые введя выражение «борьба за существование», Мальтус объяснял, что человеку, как и всем другим организмам, свойственно стремление к безграничному размножению. Однако нехватка ресурсов ограничивает рост численности человечества, приводя к нищете, голоду и болезням.

Рис. 5. Портрет Ч. Дарвина

Всё больше учёных склонялось к мысли о том, что представление о неизменности видов является ложным. Назревала насущная необходимость создания эволюционной теории.

Создателем основ современного эволюционного учения по праву считают выдающегося английского учёного Чарлза Дарвина (1809–1882), который в своих работах объяснил изменения органического мира действием законов природы без вмешательства сверхъестественных сил.

1. Что такое эволюция?
  2. Каков вклад К. Линнея в развитие биологии?
  3. В чём сущность эволюционного учения Ж. Б. Ламарка?
  4. Какие предпосылки помогли Ч. Дарвину сформулировать теорию эволюции?

Выводы

Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Представления об изменяемости окружающего мира возникли много тысяч лет тому назад. Однако первая эволюционная теория (теория Ж. Б. Ламарка) была создана только в начале XIX в. Её многие положения оказались ошибочными, и вскоре назрела необходимость создания новой эволюционной теории, которая объяснила бы, какие механизмы лежат в основе развития природы от простого к сложному.

Пищевые связи в экосистеме. Экологические пирамиды