Как поступить
в Онлайн-школу №1 и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Развитие биологии в додарвиновский период. Чарлз Дарвин – основоположник эволюционного учения

Эволюция

Развитие биологии в додарвиновский период

 

Разминка

  • Какие учёные внесли вклад в развитие биологии?
  • Что такое эволюция?

План урока

  • Эволюционное учение
  • Развитие биологии в античные и средневековые времена
  • Вклад К. Линнея
  • Теория эволюции Ж.Б. Ламарка
  • Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

Цели урока

  • Уметь: характеризовать представления о сущности и развитии жизни, существовавшие в античный и средневековый периоды истории человечества, оценивать значение теории эволюции Ж. Б. Ламарка для развития биологии, анализировать предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
  • Знать: вклад К. Линнея в развитие биологии, существенные положения теории эволюции Ж.Б. Ламарка

 

Эволюционное учение

 

Термин «эволюция» (от лат. evolutio — развёртывание) был введён в науку уже в конце XVII в. Однако в современном понимании его впервые стал употреблять французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744–1829).


Эволюция — процесс исторического изменения живых существ и их сообществ. 

 

Эволюционное учение (теория эволюции) — это совокупность представлений о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. 


Выполняя функцию объединяющей теории, эволюционное учение является фундаментом для всей биологической науки.

 

 

Развитие биологии в античные и средневековые времена

 

Представления о том, что окружающий мир изменяется возникли много тысяч лет тому назад. Фалес Милетский считал, что первоосновой всего является вода, что «всё происходит из воды и всё в неё возвращается», Демокрит был убеждён, что жизнь образовалась из речного ила, Анаксагор в качестве основы называл воздух. Все они задавались вопросом о зарождении жизни, не уделяя внимания её развитию.

 

Теорию развития живых организмов первым предложил один из величайших учёных Древней Греции Аристотель. Суть её — в процессе непрерывного развития живых организмов из неживой материи. Развитие он представлял в виде «лестницы существ», внизу — простые неорганические объекты природы (минералы), а на вершине — сложнейшие — человек. Кроме того, Аристотель разработал первую систематику животных.

Рис.1. Лестница существ Аристотеля Рис.1. Лестница существ Аристотеля

 

 

Вклад К. Линнея

 

Рис.2. Портрет К. Линнея Рис.2. Портрет К. Линнея

Большой вклад в создание системы природы внёс выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Учёный считал вид реальной и элементарной единицей живой природы, имеющей не только морфологические, но и физиологические критерии (например, нескрещиваемость разных видов). В начале своей научной деятельности К. Линней придерживался метафизических взглядов, поэтому он считал, что виды и их количество неизменны. Разработав короткие и чёткие определения признаков, учёный описал около 10 тыс. видов растений и более 4 тыс. видов животных. 

В возрасте 28 лет К. Линней опубликовал свою самую известную работу «Система природы», в которой описал основные принципы систематики . В основу своей классификации он положил принцип иерархичности (соподчинённости) таксонов (от греч. taxis – расположение в порядке), когда несколько мелких таксонов (видов) объединяются в более крупный род, роды объединяются в отряды и т. д. 


Систематика — наука о классификации живых организмов.


Самой крупной единицей в системе Линнея был класс . С развитием биологии в систему таксонов были добавлены дополнительные категории ( семейство , подкласс и др.), но принципы систематики, заложенные Линнеем, остались неизменными до нашего времени. Для обозначения видов учёный ввёл бинарную (двойную) номенклатуру , первое слово названия обозначало род, второе – вид

 

В XVIII в. международным научным языком была латынь, поэтому Линней давал видам названия на латинском языке, что делало его систему универсальной и понятной во всем мире.
 

Карл Линней построил первую научную систему живой природы, которая включала всех известных в то время животных и все растения и была самой совершенной для своего времени. Впервые человек был помещён в один отряд с обезьянами. Однако, распределяя организмы по таксономическим группам, Линней учитывал ограниченное число признаков. Например, все животные были разделены на 6 классов по строению дыхательной и кровеносной систем: черви, насекомые, рыбы, гады, птицы и звери

 

Внутри классов Линней основывался на более мелких признаках, например птиц он объединял по клюву, а зверей – по строению зубов.
  
Основным признаком у цветковых растений Линней выбрал количество тычинок. Это привело к тому, что в одну группу попадали организмы, далеко отстоящие друг от друга по степени родства. 
 


Теория эволюции Ж.Б. Ламарка

 

Рис.3. Портрет Ж.Б. Ламарка Рис.3. Портрет Ж.Б. Ламарка

Жан Батист Ламарк считается основоположником эволюционной теории. В своей книге «Философия зоологии», которая была опубликована в начале 19 века, он описывал теорию изменяемости видов. В своей работе учёный обосновал целостную теорию эволюции живого мира. в качестве обоснования своей теории он опирался на следующие факты: 

 

  • Существование разновидностей, которые занимают промежуточное место между двумя видами;
  • Сложность диагностики близких видов, существование так называемых сомнительных видов;
  • Изменчивость видов при измени экологических и географических условий;
  • Межвидовая гибридизация.

Учёный определил два основных направления эволюционного процесса: происходящее во времени постоянное усложнение уровня организации живых существ и увеличение разнообразия под воздействием условий среды. Учение Ламарка стало первой целостной эволюционной теорией. 

 

Однако, правильно оценив общее направление развития природы от простого к сложному, Ламарк не смог корректно объяснить причины и механизмы эволюции. Как показало дальнейшее развитие биологии, многие положения теории Ламарка оказались ошибочными.

 

 

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина

Рис.4. Портрет К.М. Бэра Рис.4. Портрет К.М. Бэра

 

В 1839 г. Т. Шванн и М. Шлейден создали клеточную теорию, которая постулировала, что все живые организмы состоят из клеток, общие черты которых одинаковы у всех растений и животных. Это было весомым доказательством единства происхождения живого мира.

 

К. М. Бэр показал, что развитие всех организмов начинается с яйцеклетки. При этом у всех позвоночных наблюдаются общие черты эмбрионального развития: на ранних этапах обнаруживается удивительное сходство в строении зародышей, принадлежащих к разным классам.

Факты и открытия в самых разных областях естествознания противоречили теории о божественном происхождении и неизменности существования природы.

 

Но не только в научной среде зрели предпосылки для возникновения новой эволюционной теории. Развитие капитализма и резкий рост городского населения в развитых странах требовали быстрого развития сельского хозяйства. В Англии успешно развивалась  селекция .


Селекция — наука о приёмах создания новых сортов растений и пород животных, а также улучшения уже существующих.


Огромное влияние на развитие эволюционных идей в обществе оказал труд экономиста Томаса Мальтуса «Опыт о законе народонаселения». Впервые введя выражение «борьба за существование», Мальтус объяснял, что человеку, как и всем другим организмам, свойственно стремление к безграничному размножению. Однако нехватка ресурсов ограничивает рост численности человечества, приводя к нищете, голоду и болезням.

Рис.5. Портрет Ч. Дарвина Рис.5. Портрет Ч. Дарвина

Всё больше учёных склонялись к мысли о том, что представление о неизменности видов является ложным. Назревала насущная необходимость создания эволюционной теории.

 

Создателем основ современного эволюционного учения по праву считают выдающегося английского учёного Чарлза Дарвина (1809–1882), который в своих работах объяснил изменения органического мира действием законов природы без вмешательства сверхъестественных сил.


Контрольные вопросы

 

  1. Что такое эволюция?
  2. Каков вклад К. Линнея в развитие биологии?
  3. В чём сущность эволюционного учения Ж. Б. Ламарка?
  4. Какие предпосылки помогли Ч. Дарвину сформулировать теорию эволюции?


Выводы

Эволюционное учение — это наука о причинах, движущих силах, механизмах и общих закономерностях преобразования живых существ во времени. Представления об изменяемости окружающего мира возникли много тысяч лет тому назад. Однако первая эволюционная теория (теория Ж. Б. Ламарка) была создана только в начале XIX в. Её многие положения оказались ошибочными, и вскоре назрела необходимость создания новой эволюционной теории, которая объяснила бы, какие механизмы лежат в основе развития природы от простого к сложному.

Вид как основная систематическая категория живого. Признаки вида. Популяция как структурная единица вида. Популяция как единица эволюции

Эволюция

  • Обучение грамоте. Письмо. Первая учебная тетрадь

    Русский язык

  • Язык и речь

    Русский язык

  • Числа от 1 до 100. Счёт десятками.

    Математика