Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

Строение вещества

Ковалентная неполярная и полярная химическая связь

 

План урока

  • Электроотрицательность
  • Ковалентная полярная и неполярная связь
  • Механизм образования связи

Цели урока

  • Познакомиться с понятием «электроотрицательность».
  • Изучить разновидности ковалентной связи (полярная и неполярная).
  • Научиться составлять электронные схемы образования химических связей в соединениях с ковалентным типом связи.

Разминка

  • Между какими атомами возникает ковалентная связь?
  • Какие электроны принимают участие в образовании связи?
  • За счет чего образуется ковалентная связь?

 

Электроотрицательность

 

Смещение общих электронных пар к какому-либо из атомов химических элементов, при образовании химической связи, характеризует величина, которую называют электроотрицательностью (ЭО).


Электороотрицательность  — это способность атомов химического элемента смещать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи.


Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее убыванию:

Самый электроотрицательный элемент – фтор, значение его ЭО = 4.0. Это означает, что во всех химических реакциях, фтор является окислителем, смещая к себе электронную плотность.

 

С уменьшением электроотрицательности уменьшаются и способность атома смещать общую электронную пару ближе к своему ядру.

 

Наиболее часто используют ряд электроотрицательности элементов, предложенный американским химиком Л. Полингом.

 

Таблица электроотрицательности некоторых элементов

Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе?

 

В периоде – слева направо значение ЭО увеличивается.

 

В группе главной подгруппе – сверху вниз значение ЭО уменьшается.

 

Таким образом, металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы.

 

 

Ковалентная полярная и неполярная связь

 

Как мы уже знаем, неметаллы соединяются друг с другом ковалентной связью, и в зависимости от значений ЭО будет меняться и степень смещения валентных электронов между атомами.

 

По данной степени смещённости общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь делится:

Полярная

Неполярная

Ковалентная полярная связь (КПС) —осуществляется между атомами разных химических элементов неметаллов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с большим значением ЭО (HCl, HBr, H2O).

Ковалентная неполярная связь (КНС) — ссуществует между атомами одного и того же химического элемента неметалла с помощью образования общих электронных пар. Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам (H2, O2, O3).

 

 

Механизм образования связи

 

Ковалентная неполярная связь (КНС)

 

Рассмотрим схему образования молекулы водорода H2.

 

Атомы водорода образуют связь, осуществляемую общей для них электронной парой, для достижения наиболее стабильной электронной конфигурации, которую можно представить следующим образом:

Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того, чтобы электроны каждого из них оказались в пределах взаимодействия с ядром другого атома.

 

Ковалентная полярная связь (КПС)

 

Рассмотрим схему образования молекулы хлороводорода HCl.

 

Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному элементу.

 


Пример 1

 

Составим формулу и определим тип химической связи в молекуле йодоводорода.

 

HI – йодоводород, молекула образована атомами разных элементов неметаллов, у атома водорода на последнем уровне 1 электрон, в атоме йода – 7 электронов. Т.к. йод – более электроотрицательный элемент, он притягиает к себе общую электронную пару. Связь, которая образуется в молекуле – ковалентная полярная.

 

Электронная формула молекулы йодоводорода:

    ••

H •• I ••

    ••

 

Структурная формула молекулы йодоводорода:

 

H  I


Пример 2

 

Составим формулу и определим тип химической связи в молекуле азота.

 

N2 – азот, молекула образована атомами одного и того же химического элемента неметалла. Т.к. значение ЭО одинаково для атомов, электронная плотность равномерно распределена между атомами азота. Связь – ковалентная неполярная.

 

Электронная формула молекулы азота:

••

•• N •• N ••

••

 

Структурная формула молекулы азота:

 

N  N.


Упражнение

 

Составьте электронные и структурные формулы следующих соединений, укажите тип химической связи:

 

а) Br2;

б) H2O.


Контрольные вопросы

 

  1. Что называется электроотрицательностью?
  2. Назовите виды ковалентной связи?
  3. Как на основе значения ЭО определить тип ковалентной химической связи?


Ответы

Упражнение

 

а) Br2 – бром, связь ковалентная неполярная.

 

Электронная формула молекулы брома:

               

••      ••

  •• Br •• Br ••

••      ••

Структурная формула молекулы брома:

                

Br - Br

 

 

 

б) H2O – вода, связь ковалентная полярная.

 

Электронная формула молекулы воды:

                    

         ••

     H ••  O ••

         ••

         H

 Структурная формула молекулы воды:

 

 H  O

               

               H

Предыдущий урок
Ковалентная химическая связь
Строение вещества
Следующий урок
Металлическая химическая связь
Строение вещества
  • Поэты русского зарубежья о Родине

    Литература

  • Признаки подобия треугольников

    Геометрия

  • Collocations with email. Коллокации с электронным письмом

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке