Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Решение уравнений и неравенств

  • Функции

  • Одночлены

  • Числа

  • Статистика

  • Формулы сокращенного умножения

  • Алгебраические выражения

  • Системы уравнений и неравенств

  • Многочлены

  • Степень

Конспект урока: Статистические характеристики

Статистика

08.12.2024
2843
0

Статистические характеристики

План урока

  • Среднее арифметическое ряда чисел;
  • Размах ряда чисел;
  • Мода ряда чисел;
  • Медиана ряда чисел.

Цели урока

  • Знать определение среднего арифметического, моды, размаха, медианы ряда чисел;
  • Уметь находить среднее арифметическое чисел;
  • Уметь находить моду, размах и медиану ряда чисел.

Разминка

  • Что такое статистика?
  • Для чего нужна статистика?
  • Какие статистические данные вы можете собрать прямо сейчас, не используя интернет?

Среднее арифметическое, размах и мода

 

При написании учебного проекта, Катя решила провести опрос среди своих одноклассников и узнать, сколько минут они провели в телефоне сегодня. Для этого ребятам предложили в течение дня отслеживать время, проведенное в телефоне с помощью специального приложения. В опросе приняло участие 11 ребят, Катя получила следующие результаты: 

 

117, 245, 95, 98, 62, 365, 118, 77, 46, 53, 132

 

Имея этот ряд данных, Катя решила вычислить, сколько минут в среднем тратят учащиеся, находясь в телефоне. Для этого необходимо сложить все 11 чисел и сумму разделить на 11

 

117+245+95+98+62+365+118+77+46+53+13211=

 

=140811=128

 

Получается, что учащиеся провели в телефоне в среднем 128 минут или 2 часа и 8 минут. Полученное число называют средним арифметическим рассматриваемого ряда чисел. 


Средним арифметическим ряда чисел называется частное от деления суммы этих чисел на число слагаемых.


Катя узнала, что в определенный день учащиеся провели в телефоне в среднем 2 часа и 8 минут. Дальнейшее развитие ее проекта заключалось в том, чтобы, проводя аналогичные наблюдения, проследить, сколько времени учащиеся проводят в телефоне за неделю и попытаться сравнить, в какой день недели учащиеся проводят в телефоне времени больше и найти причину. Следует заметить, что для того, чтобы Катя смогла делать серьезные выводы о времени, проводимом учащимися в телефоне,  ей необходимо выделить для наблюдений группу значительно больше, чем 11 человек. 


Пример 1

 

Найдите среднее арифметическое чисел 22, 34, 53, 71, 38, 69 и 70.


Решение

 

1. Найдем сумму всех чисел ряда: 22+34+53+71+38+69+70=357.

 

2. Разделим полученную сумму на количество чисел ряда: 357÷7=51.

 

Ответ: 51.


Среднее арифметическое – это такое значение величины, которое получается, когда сумма всех наблюдаемых значений распределяется поровну между единицами наблюдений. Например, вычислив среднее арифметическое количества шагов, пройденных за месяц, мы получим то количество шагов, которое мы проходили бы каждый день, если бы ежедневно проходили одинаковое количество шагов. 

 

Нахождение среднего арифметического не всегда дает полезную информацию. Например, если мы узнаем средний размер обуви, которую носят учащиеся школы, это не принесет нам никакой пользы, точно так же, как и средний размер одежды или размер кольца. 

 

Вспомним про результаты исследования, которые получила Катя. Она выяснила, что в среднем учащиеся проводят в телефоне 128 минут. Если посмотреть на первоначальные данные, то можно заметить, что время, затраченное некоторыми учащимися, существенно отличается от 128 минут. Разность между наибольшим и наименьшим расходом времени составляет 365-46=319 минут. В этом случае говорят, что размах ряда составляет 319 минут. 


Размах ряда чисел ­– это разность между наибольшим и наименьшим из этих чисел. 


Пример 2

 

Найдите размах ряда чисел 21, 85, 67, 91, 34, 52.


Решение

 

1. Максимальное значение в ряду равняется 91.

 

2. Минимальное значение в ряду равняется 21.

 

3. Найдем разность между максимальным и минимальным значением 91-21=70.

 

Ответ: 70.


Размах ряда находят, когда хотят узнать, как велик разброс данных в ряду. К примеру, мы измеряли весь день температуру тела. Для анализа данных полезно знать не только среднее значение температуры тела, максимальное и минимальное значение, но и найти размах ряда, чтобы отследить колебание температуры тела в течение суток. 

 

Вернемся к проекту Кати. Что еще она может узнать из собранных ею данных? Например, она может попытаться узнать, какой расход времени является типичным для данной группы учеников, т.е. найти число, которое встречается чаще всего. Такое число будет называться модой ряда. Но у ряда может и не быть моды, как в случае Кати, потому что числа в полученном ей ряду не повторяются. 


Мода ряда чисел ­– это число, которое встречается в данном ряду чаще других. 


Пример 3

 

Найдите моду ряда чисел:

31, 45, 65, 31, 78, 43, 31, 67, 31, 4.


Решение

 

Определим, какое число встречается в ряду чаще других, это и будет мода ряда: 

 

31, 45, 65, 31, 78, 43, 31, 67, 31, 4.

 

Ответ: 31.


Ряд чисел может иметь больше одной моды, если несколько чисел встречаются в ряду одинаковое количество раз. 

 

Моду ряда находят, когда хотят выявить некоторый типичный показатель. Например, при работе интернет магазина полезно найти моду ряда проданных за месяц вещей, чтобы определить, какой размер пользуется наибольшим спросом. 


Пример 4

 

Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда: 24, 16, 45, 16, 34, 41, 24, 16, 75, 16, 1.


Решение

 

1. Для упрощения расчетов, составим упорядоченный ряд, расположив числа в ряду в порядке возрастания или убывания. 

 

1, 16, 16, 16, 16, 24, 24, 34, 41, 45, 75.

 

2. Определим размах ряда: 75-1=74.

 

3. Определим моду ряда: число 16 встречается 4 раза, следовательно, это и есть мода ряда.

 

4. Определим среднее арифметическое ряда:

 

1+16+16+16+16+24+24+34+41+45+7511=

 

=30811=28

 

Ответ: среднее арифметическое 28, мода 16, размах 74.


Упражнение 1

 

1. Найдите среднее арифметическое и размах ряда чисел: 21, 27, 22, 25, 19, 30.

2. Найдите среднее арифметическое, размах и моду ряда чисел: -25, -29, -30, -21, -24, -21.


Медиана как статистическая характеристика

 

В 2008 году была зарегистрирована новая криптовалюта – Биткоин. По сути Биткоин – это обычная компьютерная программа, только расположена не на каком-либо отдельном сервере, а сразу на миллионах компьютеров, которые напрямую сообщаются между собой через эту программу. Популярность к этой криптовалюте и, как следствие, взлет стоимости пришла в 2016 году. Рассмотрим таблицу стоимости биткоина, начиная с 2015 года по 2021 (см. Таблицу 1).

 

Таблица 1. Стоимость Биткоина

 

Год

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Стоимость $

360

1000

19000

3809

12069

28000

35000

 

Составим из данных, приведенных в таблице, упорядоченный ряд: 

 

360, 1000, 3809, 12069, 19000, 28000, 35000

 

В полученном нами упорядоченном ряду семь чисел. Посередине находится число 12069: слева от него находится три числа и справа от него три числа. В математике такое число называется серединным или медианой упорядоченного ряда чисел. Определив медиану, мы можем указать года, в которых стоимость Биткоина превосходит срединное значение, т.е. медиану. 

 

Как находится медиана ряда с нечетным количеством чисел понятно, но что делать, если в ряду четное количество чисел? Рассмотрим на примере: 


Пример 5

 

Найдите медиану ряда чисел: 15, 34, 153, 28, 95, 1, 68, 72.


Решение

 

1. Упорядочим этот ряд.

1, 15, 28, 34, 68, 72, 95, 153

 

2. В середине ряда находятся числа 34 и 68.

 

1, 15, 28, 34, 68, 72, 95, 153

 

3. Найдем среднее арифметическое этих чисел

 

34+682=1022=51.

 

Ответ: Медиана ряда 51.


Медианой упорядоченного ряда чисел с нечетным числом членов называется число, записанное посередине, а медианой упорядоченного ряда чисел с четным числом членов называется среднее арифметическое двух чисел, записанных посередине. 

 

Медианой произвольного ряда чисел называется медиана соответствующего упорядоченного ряда.


Упражнение 2

 

1. Найдите медиану ряда чисел: 32, 40, 45, 52, 30, 41, 65.

2. Найдите медиану ряда чисел: 1, 9, 12, 5, 21, 54, 13, 87.


Контрольные вопросы

 

1. Что такое среднее арифметическое ряда чисел? 

2. Может ли среднее арифметическое не совпадать ни с одним из чисел ряда? 

3. Что такое размах ряда чисел? 

4. Что такое мода ряда чисел? 

5. Может ли у ряда не быть моды? 

6. Может ли мода не совпадать ни с одним из чисел ряда? 

7. Что такое медиана ряда чисел? 

8. Как найти медиану ряда чисел? 


Ответы

Упражнение 1

 

  1. 2411;
  2. Среднее арифметическое -25, мода -21, размах -9.

Упражнение 2

 

  1. 41;
  2. 12,5.

Предыдущий урок
О простых и составных числах
Числа
Следующий урок
Преобразование целого выражения в многочлен
Формулы сокращенного умножения
Урок подготовил(а)
teacher
Валерия Александровна
Учитель математики
Опыт работы: более 20 лет
Поделиться:
  • Оценка количественных параметров текстовых документов

    Информатика

  • Всемирная паутина как информационное хранилище

    Информатика

  • Тождества. Тождественные преобразования выражений

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке