Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Правописание окончаний

Орфография

21.01.2025
3353
0

Правописание окончаний

 

На прошлом уроке вы вспомнили о правописании приставок. Сегодня мы перейдём к правописанию окончаний.
 

План урока

  • Правописание окончаний имён существительных
  • Правописание окончаний прилагательных
  • Правописание окончаний глаголов

Цели урока

  • Знать: правила правописания безударных окончаний в разных частях речи
  • Уметь: опознавать в тексте безударные окончания и соотносить их с определённой частью речи, определять способ проверки и правильного написания безударных гласных в окончании слова

 

Написание окончаний определяется: 

  1. у существительных – по склонению и падежу;
  2. у прилагательных – по вопросу;
  3. у глаголов – по спряжению.

Правописание окончаний имен существительных

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных определяется в соответствии с падежом и склонением.

Таблица 1. Окончание имен существительных

Правописание окончаний имен прилагательных

Правописание падежных окончаний имён прилагательных определяется по вопросу:

 

каки́м? — синим морем

о каки́х?о синих морях.

 

Это правило не распространяется на имена прилагательные с безударным окончанием в форме именительного падежа единственного числа: како́й? – красный, синий. 


В окончаниях прилагательных -ого, -его пишется буква гбольногосинего.

Правописание окончаний глаголов 

Правописание безударных личных окончаний глаголов определяется по спряжению.

Таблица 2. Окончание глаголов

Образец рассуждения:

  1. Бо́р(?)шься (что делаешь?) → что делать? → бороться – глагол на -оть(ся) (не искл.); значит, это глагол I спряжения, пишем окончание -ешь – борешься.
  2. Полю́б(?)т (что сделает?) → что сделать? → полюбить глагол на -ить (не искл.); значит, это глагол II спряжения, пишем окончание -итполюбит.

 


Контрольные вопросы

 

  1. Как проверить написание безударного окончания имени существительного? Приведите примеры.
  2. Как проверить написание безударного окончания глагола? Приведите примеры.
  3. Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? Приведите примеры.


 

Предыдущий урок
Правописание сложных прилагательных
Орфография
Следующий урок
Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными
Орфография
Урок подготовил(а)
Анастасия Дмитриевна
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
  • Внешняя политика России в 1741—1762 гг.

    История

  • Открытие Периодического закона Д. И. Менделеева. Основные сведения о строении атома

    Химия

  • Отклоняющееся поведение

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке