Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Орфограммы корня

Орфография

08.12.2024
1705
0

Орфограммы корня

 

На прошлом уроке вы вспомнили о правильном употреблении мягкого и твёрдого знаков. Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые встречаются в корнях слов.
 

План урока

  • Орфограмма
  • Проверяемые гласные и согласные
  • Непроверяемые гласные и согласные
  • Буквы О – Ё после шипящих
  • Буквы И и Ы после Ц
  • Корни с чередованием О – А, Е – И

Цели урока

  • Знать: виды орфограмм в корне слова, правила правописания гласных и согласных в корне слова;
  • Уметь: различать орфограммы в корне, определять правописание гласных и согласных в корне слова

 

Затруднения при написании слова могут возникнуть, когда буква стоит в слабой позиции, т. е. её не слышно чётко. Из-за этого звучание и написание слова могут не совпадать. Например, мы говорим [м ъ л а к о́], но пишем молоко. Первая буква о проверяется с помощью орфографического словаря, а вторая – проверочным словом моло́чный. То место в слове, в котором необходимо проверить правильное написание, называется орфограммой.

Большое количество орфограмм находится в корнях слов. Их все можно разделить на несколько групп.

 

Проверяемые гласные и согласные. В этом случае, чтобы правильно написать букву, необходимо подобрать проверочное слово – однокоренное или форму слова – так, чтобы нужная буква находилась в сильной позиции, звучала чётко. Если нужно проверить безударную гласную, сильной позицией будет ударное положение, например: в_да́ – во́ды. А вот согласный чётко звучит перед гласным а_ – лазы) или перед сонорными согласными м, н, л, р (ду_ – дубрава).

 

Непроверяемые гласные и согласные. Бывает, что написание некоторых букв нельзя проверить сильной позицией, т. к. невозможно подобрать проверочное слово. В таком случае необходимо посмотреть правильное написание в орфографическом словаре и запомнить его. Примерами для этой орфограммы являются слова терраса, чемпион, тренироваться.

 

Буквы О – Ё после шипящих. В корнях после шипящих под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным: шёлкшелковистый, шёрсткашерстяной. Буква о пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным: шов, шорох, капюшон, шорты, обжора, трущобы и др. 

 

Буквы И и Ы после ЦВ корнях и в словах на -ция после буквы ц всегда пишется и. Цитрус, цинк, акация, администрация. Есть несколько слов-исключений, которые можно запомнить так: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц».

 

Корни с чередованием О – А, Е – И: -рос-//-раст- (-ращ-), -лож-//-лаг-, -мер-//-мир-, -пер-//-пир- и др. Если речь идёт о корнях с чередованием, необходимо помнить, что существует несколько вариантов одного корня, которые могут отличаться при написании. Но они всегда имеют одно и то же значение. В случае, когда нам нужно проверить корень с чередованием, подсказка обычно находится в самом слове.

Если корень с чередованием -рос-//-раст- (-ращ-) оканчивается на ст или щ, то пишется а (растение, взращивать). Если на с, то пишется буква о (заросли). Помним о словах-исключениях: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

В корнях -лож-//-лаг- перед буквой ж пишется о, перед буквой га: предложение, располагаться, сложение, слагать. 

В корнях с чередованием е – и буква и пишется только тогда, когда после корня идёт суффикс -а-: беру – собирать, задерёт – задирать, умереть – умирать, запереть – запирать, стереть – стирать, блестеть – блистать, жёг – сжигать, стелить – расстилать и др. 

 


Контрольные вопросы

 

  1. Какие виды орфограмм в корне вы знаете? Как и почему они так называются?
  2. Как определяется написание разных видов орфограмм – одинаково или по-разному? Приведите свои примеры.
  3. Правописание какого вида орфограммы в корне требует подбора проверочного слова? Как правильно его подобрать? Приведите пример.


 

 

Предыдущий урок
Правописание наречий, образованных от имен существительных, местоимений
Орфография
Следующий урок
Употребление прописных букв
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Порядковые числительные

    Русский язык

  • Текст. Структура сочинения

    Русский язык

  • Природно-территориальный комплекс

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке