Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Орфограммы корня

Орфография

14.12.2024
2047
0

Орфограммы корня

 

На прошлом уроке вы вспомнили о правильном употреблении мягкого и твёрдого знаков. Сегодня мы поговорим об орфограммах, которые встречаются в корнях слов.
 

План урока

  • Орфограмма
  • Проверяемые гласные и согласные
  • Непроверяемые гласные и согласные
  • Буквы О – Ё после шипящих
  • Буквы И и Ы после Ц
  • Корни с чередованием О – А, Е – И

Цели урока

  • Знать: виды орфограмм в корне слова, правила правописания гласных и согласных в корне слова;
  • Уметь: различать орфограммы в корне, определять правописание гласных и согласных в корне слова

 

Затруднения при написании слова могут возникнуть, когда буква стоит в слабой позиции, т. е. её не слышно чётко. Из-за этого звучание и написание слова могут не совпадать. Например, мы говорим [м ъ л а к о́], но пишем молоко. Первая буква о проверяется с помощью орфографического словаря, а вторая – проверочным словом моло́чный. То место в слове, в котором необходимо проверить правильное написание, называется орфограммой.

Большое количество орфограмм находится в корнях слов. Их все можно разделить на несколько групп.

 

Проверяемые гласные и согласные. В этом случае, чтобы правильно написать букву, необходимо подобрать проверочное слово – однокоренное или форму слова – так, чтобы нужная буква находилась в сильной позиции, звучала чётко. Если нужно проверить безударную гласную, сильной позицией будет ударное положение, например: в_да́ – во́ды. А вот согласный чётко звучит перед гласным а_ – лазы) или перед сонорными согласными м, н, л, р (ду_ – дубрава).

 

Непроверяемые гласные и согласные. Бывает, что написание некоторых букв нельзя проверить сильной позицией, т. к. невозможно подобрать проверочное слово. В таком случае необходимо посмотреть правильное написание в орфографическом словаре и запомнить его. Примерами для этой орфограммы являются слова терраса, чемпион, тренироваться.

 

Буквы О – Ё после шипящих. В корнях после шипящих под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с безударным гласным: шёлкшелковистый, шёрсткашерстяной. Буква о пишется, если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным: шов, шорох, капюшон, шорты, обжора, трущобы и др. 

 

Буквы И и Ы после ЦВ корнях и в словах на -ция после буквы ц всегда пишется и. Цитрус, цинк, акация, администрация. Есть несколько слов-исключений, которые можно запомнить так: Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц».

 

Корни с чередованием О – А, Е – И: -рос-//-раст- (-ращ-), -лож-//-лаг-, -мер-//-мир-, -пер-//-пир- и др. Если речь идёт о корнях с чередованием, необходимо помнить, что существует несколько вариантов одного корня, которые могут отличаться при написании. Но они всегда имеют одно и то же значение. В случае, когда нам нужно проверить корень с чередованием, подсказка обычно находится в самом слове.

Если корень с чередованием -рос-//-раст- (-ращ-) оканчивается на ст или щ, то пишется а (растение, взращивать). Если на с, то пишется буква о (заросли). Помним о словах-исключениях: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль

В корнях -лож-//-лаг- перед буквой ж пишется о, перед буквой га: предложение, располагаться, сложение, слагать. 

В корнях с чередованием е – и буква и пишется только тогда, когда после корня идёт суффикс -а-: беру – собирать, задерёт – задирать, умереть – умирать, запереть – запирать, стереть – стирать, блестеть – блистать, жёг – сжигать, стелить – расстилать и др. 

 


Контрольные вопросы

 

  1. Какие виды орфограмм в корне вы знаете? Как и почему они так называются?
  2. Как определяется написание разных видов орфограмм – одинаково или по-разному? Приведите свои примеры.
  3. Правописание какого вида орфограммы в корне требует подбора проверочного слова? Как правильно его подобрать? Приведите пример.


 

 

Предыдущий урок
Правописание приставок
Орфография
Следующий урок
Правописание НЕ с именами существительными и прилагательными
Орфография
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Процентное отношение двух чисел

    Математика

  • Средства связи предложений в тексте

    Русский язык

  • Правописание наречий на -О/-Е

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке