Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Гидросфера

  • Биосфера

  • Атмосфера. Климат

  • Литосфера. Рельеф. Недра

  • Население Земли и мира

  • Топография. Планы местности. Карта

  • Развитие географических знаний о Земле

Конспект урока: Что изучает география? Введение

Развитие географических знаний о Земле

Открытие, изучение и преобразование Земли

План урока

  • Как изменялись географические карты
  • Как люди открывали Землю
  • Как изучали Землю в прошлом и изучают сейчас
  • Как люди преобразовывали Землю

Вступление

<strong>Рис. 1. Древнейшая карта на бивне мамонта (ей около 27 000 лет)</strong> Рис. 1. Древнейшая карта на бивне мамонта (ей около 27 000 лет)

Мы живём на планете Земля . И она единственное небесное тело, на котором есть жизнь. По крайней мере о других мы пока не знаем. Нашей планете более 4,6 млрд лет. Такой возраст даже страшно представить! А люди на Земле  появились чуть более 1 млн лет назад. Первобытные люди охотились, искали новые, более удобные для жизни места, путешествовали в поисках таких мест и пытались узнать больше не только о том, что их окружало, но и о том, что находилось за дальней горой, рекой, лесом. На стенах пещер, на больших камнях и костях животных люди изображали простые карты, похожие на комиксы (рис. 1). 

<strong>Рис. 2. Вид Земли с космической станции</strong> Рис. 2. Вид Земли с космической станции

Только подумайте: сегодня мы можем взглянуть на Землю из космоса, убедиться, что она похожа на шар голубого цвета (большую часть поверхности занимает вода Мирового океана ), рассмотреть — рис. 2. 

<strong>Рис. 3. Первые путешествия из Египта к Земле Пунт</strong> Рис. 3. Первые путешествия из Египта к Земле Пунт

Но было время, когда люди почти ничего не знали о Земле.  Помогла им география — удивительная наука, которая появилась очень давно. Только представьте: первые экспедиции отправлялись из  Египта в центр Африки или по  Красному морю , на восток (рис. 3). А потом путешественники рассказывали о своих удивительных приключениях. Слово «география» тогда не использовали, его просто не существовало. География — описание Земли (в переводе с греческого «гео» — Земля, «графо» — пишу. Почему же у этой науки греческое название? Хотите узнать, как всё начиналось? В путь! 

Цели урока

Сегодня вы узнаете: 

  • о появлении науки география и о том, кто подарил ей имя;
  • почему географические открытия были опаснее полёта в космос;
  • какими были географические представления у разных народов в разные времена;
  • о новых способах изучения Земли, не связанных с путешествиями;
  • о новом облике нашей планеты и о том, возможны ли географические открытия сегодня.

После изучения темы вы будете уметь: 

  • находить знакомые географические объекты на карте Эратосфена;
  • приводить доказательства шарообразности формы Земли;
  • называть известных географов и путешественников прошлого и современности.

Разминка

  • Как переводится слово «география»?
  • Как люди представляли Землю в древности?
  • Кого из известных путешественников или географов вы знаете?

Как изменялись географические карты 

 

<strong>Рис. 4. Храм Хатшепсут в Египте</strong> Рис. 4. Храм Хатшепсут в Египте

Первые экспедиции, о которых мы знаем точно, были отправлены во время правления египетской царицы Хатшепсут более 3500 лет назад на Землю Пунт. Пунт располагался на востоке Африки , туда отправлялись по Красному морю . Мы можем увидеть «рассказ» об этом событии на стенах храма Хатшепсут (рис. 4). 

<strong>Рис. 5. Роспись на стенах — рассказ об экспедиции египтян в страну Пунт</strong> Рис. 5. Роспись на стенах — рассказ об экспедиции египтян в страну Пунт

Вот идут воины, ведут рабов, леопардов, антилоп, несут ветви невиданных растений, сокровища (рис. 5). Экспедиция была успешной.

 

Первые путешествия и открытия были связаны совсем не с наукой, а с торговлей, войнами и важными для хозяйства вещами. Например, для египтян было важно знать, когда разливается река Нил .   

Представителям древней Хараппской цивилизации было необходимо знать о ветрах, которые приносят дожди. А древним грекам очень нужно было знать всё о Средиземном море , ведь Греция располагается на его берегах и островах.

 

Александр Македонский , живший в IV в. до н. э., — один из самых известных полководцев в истории, был хорошим географом, изучал природу и обычаи людей на землях, которые завоёвывал. И конечно же, для него были очень важны карты, которые он изучал при планировании своих походов и сражений. Маршруты его походов и размеры владений можно рассмотреть на современной карте (рис. 6). 

<strong>Рис. 6. Карта земель, завоёванных Александром Македонским</strong> Рис. 6. Карта земель, завоёванных Александром Македонским

Древняя греческая карта, на которой показаны земли, завоёванные Александром Македонским, выглядела вот так (рис. 7): 

<strong>Рис. 7. Карта Посидония (II в. до н. э.)</strong> Рис. 7. Карта Посидония (II в. до н. э.)


Зачем люди могли путешествовать в древности?  

С какой целью они изучали окружающий мир, наблюдали, сравнивали? 


<strong>Рис. 8. Вавилонская карта мира</strong> Рис. 8. Вавилонская карта мира

Очень интересно наблюдать, как люди получали всё новые сведения о Земле и создавали  карты — уменьшенные изображения поверхности Земли или её части. Самые первые карты были выполнены на камне, глиняных табличках. Одной из самых древних является карта из  Вавилона , ей больше 2500 лет (рис. 8). В центре карты — Вавилонское царство. Вокруг океан — «горькая река».

Необычна карта мира, созданная греческим историком и географом, путешественником Гекатеем Милетским (V–VI век до н. э.). Гекатей делил мир на три части: Европу, Азию и Ливию (так называли Африку), расположенные вокруг Средиземного моря (рис. 9). Его мир — это круглый диск, окружённый океаном.

<strong>Рис. 9. Вавилонская карта мира</strong> Рис. 9. Вавилонская карта мира

<strong>Рис. 10. Представления древних людей о форме Земли</strong> Рис. 10. Представления древних людей о форме Земли

В древние времена люди не могли знать точно, что собой представляет наша планета Земля , какую она имеет форму . Самым популярным мнением о форме нашей планеты в древнее время была история о том, что Земля — плоское тело, она покоится на трёх слонах, которые стоят на огромной черепахе. В зависимости от природы, которая окружала людей, Землю «помещали» на слонов, китов, змей (рис. 10). Землю считали плоской египтяне, вавилоняне, представители разных религий. Но уже в Древней Греции стали высказываться идеи о шарообразности Земли.

Если вы посмотрите старый добрый фильм «Старик Хоттабыч», то увидите, как джинн «помог» Вольке на экзамене по географии.


Какие способы доказательства шарообразности Земли вы знаете?


<strong>Рис. 11. Аристотель (работа его современника, скульптора Лисиппа)</strong> Рис. 11. Аристотель (работа его современника, скульптора Лисиппа)

Великий греческий учёный Аристотель (рис. 11) (384–322 до н. э.), учитель Александра Македонского , считал, что Земля имеет шарообразную форму.

 

<strong>Рис. 12. Тень Земли на поверхности Луны при лунном затмении</strong> Рис. 12. Тень Земли на поверхности Луны при лунном затмении

Он наблюдал круглую тень Земли на поверхности Луны при лунных затмениях (рис. 12).


А вы наблюдали лунное затмение? Если да, то что удалось увидеть?


<strong>Рис. 13. Эратосфен (возможно, он выглядел  так)</strong> Рис. 13. Эратосфен (возможно, он выглядел  так)

Отцом географии называют греческого учёного Эратосфена Киренского (рис. 13) (276–194 до н. э.), который дал название новой науке, первым сумел измерить Землю и написал многотомный труд о географических представлениях людей того времени. Эратосфен был отличным математиком. Ему удалось определить размеры Земли, и эти измерения для того времени были очень точными: окружность составила около 40 000 км. Он создал одну из первых карт мира. Она не была похожа на современные карты, не была точной, создавалась по описаниям и почти сказочным историям, но многие объекты на ней можно узнать (рис. 14). Попробуйте найти их современные названия на карте из своего атласа. 

<strong>Рис. 14. Карта мира, составленная Эратосфеном (в современном оформлении)</strong> Рис. 14. Карта мира, составленная Эратосфеном (в современном оформлении)


Упражнение 1

 

Как вы думаете, почему Эратосфен изобразил на карте не всю поверхность Земли?

 

Упражнение 2

 

Какие географические объекты здесь можно найти? Дополните названия на карте Эратосфена современными: 

 

Внутреннее море  

Понт Эвксинский  

Остров Альбион  

Остров Тапробана  

Река Истр  


Эратосфен пользовался описаниями Геродота (484–425 до н. э.), греческого историка, отца истории, который путешествовал по Вавилону, Ассирии, Египту, Малой Азии , северному побережью Чёрного моря, по Балканскому полуострову . Путешествия в те времена были делом опасным и долгим: перемещаться можно было только пешком, верхом на лошади или на корабле. На путешественника могли напасть разбойники, он мог лишиться всего имущества, заболеть и погибнуть. Путешествия длились очень долго: переход от Египта до Афин по Средиземному морю мог занять несколько недель. Верхом можно было преодолеть не более 50 км в день, а пешком — около 30 км. Но как путешествовать, если нет ещё даже карты тех земель или вод, куда путешественник собрался? Книг не было, «загуглить» получилось бы только через 24 века… 

<strong>Рис. 15. Карта Геродота. Возможно, она выглядела вот так</strong> Рис. 15. Карта Геродота. Возможно, она выглядела вот так

Геродот, отличаясь исключительной любознательностью, собирал любую информацию о жизни людей, природе, войнах и городах. Иногда это были его наблюдения, а иногда рассказы других людей, сказочные истории. Он написал девять удивительных книг, создал карту мира. Считают, что он изобразил мир, используя карту Гекатея (рис. 15). Так древнегреческие учёные накапливали знания о современном мире и пытались его изобразить, измерить и объяснить его особенности.

Около 150 лет до н. э. греческий учёный Птолемей создал карту мира, 26 специальных карт земной поверхности и текст «Руководство по географии». На картах были перечислены около 8 000 городов и местностей с указанием их географических координат. Это была первая карта с параллелями и меридианами. До эпохи Великих географических открытий текст Птолемея служил для  европейцев основным источником географических сведений.  

 

На основе его описаний картографам удалось воссоздать древнюю карту (рис. 16). 
 

<strong>Рис. 16. Карта Птолемея (так её выполнил художник в 1482 году)</strong> Рис. 16. Карта Птолемея (так её выполнил художник в 1482 году)

<strong>Рис. 17. Римская карта дорог (IV век)</strong> Рис. 17. Римская карта дорог (IV век)

Римляне были искусными воинами и строителями. Наверное, никто до них не путешествовал так часто, в том числе для отдыха и развлечения. Они отправлялись на лечение тёплыми водами или участвовать в спортивных соревнованиях, на религиозные праздники. Во времена Римской империи по всей  Европе строились дороги. Римляне составляли подробные карты, например, вот такие карты дорог — от территории нынешней  Испании до Индии Рим — в центре карты (рис. 17).  

По мере развития торговли люди путешествовали всё дальше, открывали новые земли и налаживали отношения с представителями других народов и стран. Многие сведения были получены арабскими путешественниками, одним из самых известных — Абу Абдаллах Ибн Баттута (1304–1377). Он побывал в Африке , пересёк пустыню Сахару , путешествовал по Индии и Китаю.

 

Как люди открывали Землю

 

<strong>Рис. 18. Марко Поло (возможно, он выглядел так)</strong> Рис. 18. Марко Поло (возможно, он выглядел так)

Одним из самых известных европейских путешественников был венецианский купец Марко Поло , живший с 1254 по 1344 гг. (рис. 18). Ещё ребёнком он отправился со своим отцом и дядей ко двору хана Хубилая в Китай. И путешествовал всю жизнь. Он побывал в пустынях и горах Азии , путешествовал на верблюдах и морских судах (рис. 19).

<strong>Рис. 19. Карта путешествий Марко Поло</strong> Рис. 19. Карта путешествий Марко Поло

Марко Поло написал книгу «О разнообразии мира». И эта книга стала очень популярной. Её читали и во дворцах, и в бедных домах. Потому что далеко не все люди могли путешествовать, а истории Марко Поло были захватывающими. Хотя есть мнение, что он не сам написал эту книгу, но это уже другая история. 

<strong>Рис. 20. Васко да Гама (версия современного художника)</strong> Рис. 20. Васко да Гама (версия современного художника)

Одной из самых важных ценностей в жизни людей в Средние века были пряности. Да, обычные для нас сегодня перец, корица, гвоздика, ваниль… Пища была пресной, кроме того, считалось, что пряности помогают не заболеть во время эпидемий. Стоили они очень дорого, их везли чаще всего из Индии и продавали на вес золота. Путь по суше был опасным и долгим. В Индию стремились португальские мореплаватели. Экспедиция  Васко да Гамы (рис. 20) открыла в 1498 году морской путь в Индию, обогнув Африку.

<strong>Рис. 21. Христофор Колумб (версия современного  художника)</strong> Рис. 21. Христофор Колумб (версия современного  художника)

Книгу Марко Поло взял с собой в плавание знаменитый Христофор Колумб (рис. 21), живший с 1451 по 1506 гг. и открывший Америку. Дальние морские походы стали возможными благодаря новой модели судна — трёхмачтовой каравелле, которая могла держать нужный курс. А ещё появились более подробные карты и компас. Эпоха Великих географических открытий (с конца XV до середины XVII века) началась! Государствам было важно получить достоверную географическую информацию в торговых и политических целях. В это время люди смогли открыть очень много новых мест, описать и нанести их на карту.


Что хотел найти Колумб на самом деле?


<strong>Рис. 22. Маршруты четырёх экспедиций Колумба</strong> Рис. 22. Маршруты четырёх экспедиций Колумба

Генуэзский мореплаватель Христофор Колумб верил, что Земля имеет форму шара . Он предположил, что, отправившись по морю в противоположную от Индии сторону, можно попасть туда быстрее. В 1492 году он начал своё долгое и сложное плавание, но неточно рассчитал расстояние и время. Оказался он вовсе не в Индии, а в Америке , о своей ошибке так и не узнал, до конца жизни полагая, что побывал в Индии (рис. 22).

Поэтому называл коренных жителей Америки индейцами . Название прижилось. А вот особых сокровищ и пряностей Колумб не нашёл. Но благодаря ему появилось понятие Новый Свет — так стали называть новые земли. Из Нового Света в Европу попали кукуруза, картошка, помидоры, подсолнечник, табак и многое другое.

<strong>Рис. 23. Фернан Магеллан (версия современного художника)</strong> Рис. 23. Фернан Магеллан (версия современного художника)

Известные мореплаватели и неизвестные торговцы, большие экспедиции и случайные путешественники из разных стран изучали и описывали Землю, создавали её портрет на картах. Но только в 1519 году португалец  Фернан Магеллан , живший с 1480 по 1521 гг. (рис. 23), отправился в первое кругосветное путешествие. Магеллан был воином, умелым капитаном и бесстрашным человеком. Из пяти кораблей Магеллана лишь один, «Виктория», обогнул земной шар, а из его экипажа в 265 человек через три года вернулись на родину только 18.

 

<strong>Рис. 24. Маршрут первого кругосветного путешествия</strong> Рис. 24. Маршрут первого кругосветного путешествия

 

В стычке с жителями Филиппинских островов погиб Магеллан. Такой была цена географического открытия, доказавшего, что можно отправиться в путь на запад и вернуться с востока, обогнув Землю (рис. 24). Но «Виктория» привезла столько пряностей, что это окупило все затраты на экспедицию, а Испания, которая организовала её, получила права на открытые острова. 


<strong>Рис. 25. Цилиндр</strong> Рис. 25. Цилиндр

Как вы думаете, экспедиция Магеллана доказала, что Земля имеет шарообразную форму? А если Земля имела форму цилиндра (рис. 25)?


<strong>Рис. 26. Герб Элькано</strong> Рис. 26. Герб Элькано

Экспедицию привёл домой помощник Магеллана Хуан Себастьян Элькано . За это он получил королевскую награду: дворянский титул и герб, на котором был изображён земной шар и написано на латинском языке: «Ты первым обогнул вокруг меня». А ещё были изображены пряности — палочки корицы, мускатный орех и  зёрнышки гвоздики (рис. 26). 

 

Чем больше изучали Землю, тем больше географических вопросов оставалось. Например, о том, где находится «неизвестная южная земля», ведь считали, что она должна быть на юге.

<strong>Рис. 27. Джеймс Кук (версия современного художника)</strong> Рис. 27. Джеймс Кук (версия современного художника)

Но чем ближе был юг, тем холоднее становилось. Экспедиция английского военного капитана Джеймса Кука , жившего с 1728 по 1779 гг. (рис. 27), исследовала Австралию, Новую Зеландию, Гавайские острова , а вот при попытке приблизиться к  Антарктиде испытала неудачу: там их встретили льды. Считают, что Кук совершил второе открытие Австралии: голландцы, которые побывали там первыми, Австралией не заинтересовались. Джеймс Кук запрещал своей команде воевать с жителями открытых земель, всегда умел договариваться и способствовал развитию этих территорий. Например, научил жителей Новой Зеландии выращивать картошку. Но по воле судьбы он погиб в конфликте с жителями Гавайских островов. Кук был опытным моряком и дисциплинированным человеком, он составлял очень точные карты и описания. Благодаря его путешествиям и картам появилась вот такая карта мира, которая очень похожа на современную (рис. 28). 

<strong>Рис. 28. Карта мира 1794 года</strong> Рис. 28. Карта мира 1794 года

Последней на милость географов «сдалась» Антарктида : слишком суровыми были условия плавания вокруг её берегов. В 1820 году её открыла российская экспедиция Михаила Петровича Лазарева и Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена на шлюпах «Восток» и «Мирный». Эта экспедиция имела огромное научное и политическое значение. 
 

<strong>Рис. 29. Открытие Антарктиды</strong> Рис. 29. Открытие Антарктиды

 

Как изучали Землю в прошлом и изучают сейчас

 

<strong>Рис. 30. Глубоководный аппарат «Мир-1»</strong> Рис. 30. Глубоководный аппарат «Мир-1»

Люди открывали Землю долго и продолжают открывать по сей день. В наше время уже в значительной степени изучены все материки, почти вся поверхность суши, часть Мирового океана . Но и сейчас происходит изучение нашей планеты и совершаются географические открытия. Мы знаем о Мировом океане меньше, чем о Луне. В глубины океана погружаются глубоководные исследовательские аппараты (рис. 30), для наблюдения за погодой запускают специальные шары-зонды (рис. 31), контролируют  уровень загрязнения воздуха, воды и почв.

<strong>Рис. 31. Метеозонд</strong> Рис. 31. Метеозонд

Важно не просто открыть, но и исследовать объект или явление, необходимо изучать изменения климата, прогнозировать изменения погоды и опасные стихийные явления. У географии сегодня много задач. От науки, связанной с описанием и нанесением географических объектов на карту, она развилась до науки, которая помогает бороться с голодом и эпидемиями, строить новые города и прокладывать дороги, искать новые месторождения полезных ископаемых, восстанавливать леса и делать многое другое.  

<strong>Рис. 32. Искусственные спутники Земли</strong> Рис. 32. Искусственные спутники Земли

Большое количество исследований связано с космическими программами, спутниками погоды и связи (рис. 32). Многое из космоса видно лучше, чем с поверхности Земли. Появились электронные карты, и каждый из нас может открыть их в своём мобильном телефоне или на компьютере. Мы можем получить любую информацию, наблюдать за ураганами и цунами, побывать онлайн в любом городе мира. Современные методы позволяют составить точнейшую карту на основе снимка из космоса, со спутника или космической станции. Но важно помнить о тех временах, когда за каждое открытие, каждую надпись на карте, каждый день пути платили человеческими жизнями. 

<strong>Рис. 33. Фёдор Конюхов на вёсельной лодке</strong> Рис. 33. Фёдор Конюхов на вёсельной лодке

Но и сегодня есть путешественники! Один из самых знаменитых — россиянин Фёдор Конюхов (рис. 33). Он в одиночку совершил пять кругосветных плаваний, 17 раз пересёк Атлантику (один раз на вёсельной лодке), в одиночку побывал на Южном и Северном полюсах .

Как люди преобразовывали Землю

<strong>Рис. 34. Так выглядят города ночью (снимок из космоса)</strong> Рис. 34. Так выглядят города ночью (снимок из космоса)

Современная Земля очень сильно изменена человеком. Люди не только открывали Землю, описывали её и изображали на картах, но и изменяли её своей деятельностью: распахивали поля, вырубали леса, прокладывали каналы, строили города и дороги, добывали полезные ископаемые. Сегодня наша планета выглядит совсем не так, как до появления людей (рис. 34). Тем более важно изучать все изменения, наблюдать и прогнозировать.


Контрольные вопросы

 

1. Какую форму имеет Земля? 

2. Как древние люди представляли себе Землю и почему? 

3. Кто впервые доказал, что Земля имеет шарообразную форму? 

4. Кого называют отцом географии? 

5. Почему Антарктиду открыли позже других материков? 

6. Приведите пример одного географического открытия и назовите человека, который его совершил. 

7. Какого современного путешественника вы знаете? 

8. Найдите на карте все географические объекты, названия которых выделены в тексте.


Ответы

Упражнение 1  

  

Только эта часть мира была известна грекам во времена Эратосфена.

  

Упражнение 2  

  

Внутреннее море — Средиземное море 

Понт Эвксинский — Чёрное море 

Остров Альбион — остров Великобритания 

Остров Тапробана — остров Шри-Ланка 

Река Истр — река Дунай


Предыдущий урок
Годовой ход температуры воздуха
Топография. Планы местности. Карта
  • Родная природа в стихотворениях поэтов XIX века

    Литература

  • Орфоэпия. Произношение имен существительных

    Русский язык

  • Природно-территориальный комплекс

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке