Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Топография. Планы местности. Карта

  • Литосфера. Рельеф. Недра

  • Гидросфера

  • Биосфера

  • Население Земли и мира

  • Развитие географических знаний о Земле

  • Атмосфера. Климат

Конспект урока: Человек - часть биосферы

Население Земли и мира

13.12.2024
3592
0

Население Земли

План урока

  • Все мы разные
  • Сколько нас
  • Где мы живём
  • От чего зависит наша жизнь

Вступление

Рис. 1. Герберт Уэллс

Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс (рис. 1) написал кроме удивительной книги «Человек невидимка» множество других, в том числе знаменитую «Машину времени». Ее герой отправляется в будущее. А мы побываем в прошлом: только представьте, чуть более миллиона или двух миллионов лет назад на Земле появились люди! Конечно же, они не  дружили с динозаврами (динозавров к  этому времени уже не было), но охотились на животных, кутались в шкуры, жили в пещерах и каждый день боролись за свою жизнь. Древние люди не были похожи на  персонажей мультфильмов и карикатур. Это были наши предки. И мы живем сегодня благодаря тому, что сильные первобытные охотники смогли защитить своё племя, женщин и детей от саблезубого тигра, который вовсе не был милым, или от огромного пещерного медведя. Самые ранние находки самых первых людей на Земле были сделаны в Восточной Африке. И им около 2,5 миллионов лет. 

Рис. 2. Люси, возможно, первая из первобытных людей, о которой мы что-то знаем

Возможно, они выглядели вот так (рис. 2). Это знаменитая Люси, австралопитек (так  назвали эту первобытную женщину учёные). Конечно же, этот портрет был создан  учёными по её останкам. Но он довольно точен. А слева — простые орудия труда, которыми она могла пользоваться. Естественно, изготовление таких каменных ножей требует большой сноровки.  

Люди выжили, их становилось всё больше, они стали расселяться по Земле в поисках новых мест, богатых охотничьих угодий. Возможно, они переселялись вот так (рис. 3). Там, где стоит красная точка, были найдены останки Люси.  

 

Рис. 3. Как люди расселялись по Земле

 

 

Цели урока

Сегодня вы узнаете: 

  • о человеческих расах и их особенностях;
  • о том, кто доказал, что не бывает рас плохих или хороших;
  • сколько людей на Земле сейчас и сколько будет в недалёком будущем;
  • где живут люди: почему то густо, то пусто;
  • как сохранить самое важное.

После изучения темы вы будете уметь: 

  • различать представителей разных рас и быть  корректными по отношению к разным людям;
  • называть страны с самой высокой численностью населения;
  • использовать правила безопасного поведения в случае стихийных бедствий.

Разминка

  • Чем занятия первобытных людей отличались от деятельности современного человека?
  • Сколько сегодня людей на Земле?
  • Какие расы людей вам известны?
  • Равномерно ли расселены люди по Земле?
  • Какие самые большие города вы можете назвать?

Все мы разные

Рис. 4. Человек разумный

Современный человек называется Homo sapiens — человек разумный. Так, как сейчас, люди стали выглядеть примерно 30–40 тысяч лет назад (рис. 4). Уже тогда у людей была сложная жизнь, они охотились, пытались приручать диких животных и выращивать растения.

Рис. 5. Сцена охоты (пещера Альтамира в Испании)

На стенах пещер создавали целые «картинные галереи» наскальных изображений. Чаще  всего это были сцены охоты (рис. 5). В каких-то местах было жарко, в каких-то холодно, где-то дули ветры и несли пыль, которая попадала в глаза, где-то нещадно палило солнце и было легче выжить тем, у кого кожа была более смуглой. Люди приспосабливались к новым условиям, постепенно менялся их внешний вид, особенности организма. Существует красивая  африканская легенда о том, что когда-то на Земле все люди были темнокожими и темноволосыми. Но однажды охотники  нашли волшебное озеро: тот, кто в нём купался, становился белокожим и светловолосым. К этому озеру кинулись все люди племени, потом подтянулись и другие племена. Люди купались, умывались, но воды в озере оставалось всё меньше…  А тому, кто пришёл последним, удалось только намочить  ладони и ступни.  

Появлялись расы — большие группы людей, которые  отличаются особыми признаками. 


Раса — большие группы людей, которые отличаются  особыми признаками: цветом кожи, волос, глаз, ростом, строением тела, разрезом глаз и другими. 


Рис. 6. Представителей разных рас сегодня можно встретить в одном офисе или классе

Сегодня на Земле несколько основных и множество переходных рас. К основным относят три расы: европеоидную, монголоидную и африканоидную (негроидную). Их представители составляют основное население планеты и проживают на всех обитаемых материках.

 

Кроме трёх основных выделяют австралоидную расу (аборигены Австралии). К  смешанным расам относят  мулатов, метисов, самбо. Учёные полагают, что сегодня человечество так перемешалось, что представителей основных рас найти довольно сложно (рис. 6). Одна из самых пёстрых расовых историй — в Бразилии, где есть люди всех оттенков кожи, от белого до угольно-чёрного. И цвет кожи не означает ничего, как ничего не означает цвет глаз или форма ушей. 


Как вы думаете, можно ли найти связь между интеллектом, добротой, воспитанием человека и его расовой принадлежностью? 


Рис. 7. Девушка из племени масаи (Африка)

Представители африканоидной (негроидной) расы (рис. 7) удивительно стройны, грациозны, замечательно двигаются, обладают отличным музыкальным слухом и чувством ритма. Это отличные бегуны и танцоры.  

Рис. 8. Житель Вьетнама

Представители монголоидной расы живут в Азии, а ещё — в Америке. Мы называем их индейцами с лёгкой руки Колумба. У них смуглая кожа, раскосые тёмные глаза, тёмные прямые волосы (рис. 8). Они, как правило, невысокие.  

Рис. 9. Жительницы Полинезии

Жительницы островов Тихого  океана — Океании — поражают своей красотой и прекрасными  улыбками (рис. 9). Когда-то их предки расселились по островам с помощью лодок и  умения находить путь по звёздам. Это представительницы смешанной расы.

Рис. 10. Европейские девочки

Рыжие волосы и зелёные глаза представителей европеоидной расы удивляют и добавляют красок (рис. 10). Европейцы могут быть и светловолосыми, и темноволосыми, как, например, итальянцы. Именно европейские путешественники открывали мир и считали, что они первые на этих землях. 

Рис. 11. Аборигены Австралии

Австралийские аборигены (рис. 11), конечно, уже не живут так, как раньше. Но сохраняют свои обычаи. И считаются одним из самых древних народов на Земле. Они представляют австралоидную расу.

Рис. 12. Это нужно прочитать!

Сегодня мы принимаем любого человека, не задумываясь о том, какой у него цвет кожи. Но так было не всегда. Довольно долго считали, что белая раса является главной. Это приводило к настоящим трагедиям, которые происходят и сегодня. Американская писательница Гарриет Бичер-Стоу написала пронзительную историю «Хижина дяди Тома» о работорговле и рабах (рис. 12).

Рис. 13. Чернокожая девочка идёт в школу «для белых»

А вот школьница Элизабет Экфорд пытается пройти в школу. 1957 год, США. Ей кричат вслед и угрожают. Потому что  школа «только для белых». И другой школы рядом нет.

Рис. 14. Королева и Президент

К счастью, есть и другие примеры. Королева Елизавета II танцует на приёме в Гане (Африка) с Президентом Нкура Кваме.  

Рис. 15. Миклухо-Маклай на Новой Гвинее

Одним из первых начал говорить о равенстве рас и доказал это равенство русский учёный Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Он совершил долгую и опасную экспедицию на остров Новая Гвинея. Он научился понимать папуасов, а они считали его «Человеком с Луны» за мудрость и доброту. 

Рис. 16. Альберт Швейцер в деревне Ламбарене

Немецкий врач Альберт Швейцер на свои деньги основал госпиталь в Экваториальной Африке и всю жизнь лечил там африканцев. Он считал, что европейцы нанесли работорговлей непоправимый ущерб населению Африки. 


Какая история о расах вам запомнилась?  


Упражнение 1  

 

Назовите основные особенности любой расы, используя иллюстрации: цвет кожи, цвет и особенности волос, форма носа, цвет глаз.


Сколько нас
 

15 ноября 2022 года все новостные каналы объявили, что население Земли достигло 8 миллиардов человек. А к 2037 году нас может стать 9 миллиардов (рис. 17).  

 

Рис. 17. Как растёт население Земли

Пока вы читали этот текст и рассматривали график, на Земле появилось около 200 человек. Если, конечно, вы потратили на чтение около нескольких минут. 

 

Население Земли размещено неравномерно. На диаграмме (рис. 18) представлены страны с наибольшей численностью населения. Лидерами являются Китай (почти 1,5 млрд чел.), Индия (около 1,4 млрд чел.), США (335 млн чел.), Индонезия (279 млн чел.), Пакистан (230 млн чел.). Россия на девятом месте (145 млн. чел.). 

 

Рис. 18. Страны с самой большой численностью населения

 

Где мы живём  

Рис. 19. Возможно, Вавилон выглядел так

Первые города появились на Земле более 5000 лет назад, а возможно и раньше. Их появление было связано с развитием ремёсел. Сегодня более половины жителей Земли (54 %) живёт в городах. Одним из самых древних был Библ (находился на территории современного Ливана), самым известным и самым большим городом древнего мира был Вавилон (рис. 19). В нём, по некоторым данным, жило более 1 млн. жителей. Сегодня в мире более 2,5 миллионов городов.  

Рис. 20. Самые большие города мира

В каждой стране свои представления о том, что такое город. Одно из основных — жители не должны быть заняты в сельском хозяйстве. Самые большие города мира показаны на схеме (рис. 20). 

 

Самый большой город мира — Токио. Он удивительный. О размерах города можно судить по схеме токийского метро (рис. 21).  

 

Рис. 21. Схема токийского метро (центральная часть)


Упражнение 2  

 

Столицей какого государства является Токио? 


В России более 1 000 городов, а городов-миллионеров — 15. 


Какова численность населения вашего населённого  пункта? Где работают его жители? 


От чего зависит наша жизнь  

 

Человеческая жизнь очень хрупкая. Наши первобытные предки сохранили её, чтобы жили мы. А мы должны сохранить для своих потомков, чтобы и дальше жили на Земле люди и берегли её. Не стоит рисковать жизнью, совершать  опрометчивые поступки, например, перебегать дорогу или ходить по замёрзшему пруду с толстым, как кажется, льдом. И очень важно правильно вести себя, если происходит что-то  опасное, например, землетрясение или ураган, смерч или наводнение. Даже сильная жара или мороз опасны для человека. Берегите себя! И обязательно путешествуйте (рис. 22)! Но только безопасно! 
 

Рис. 22. Путешествия не заканчиваются!

 


Упражнение 3  

 

Выберите любое стихийное явление, которое может произойти в вашей местности, и предложите три важных правила, которые необходимо соблюдать в этой ситуации.  


Контрольные вопросы  

  

1. Когда и где на Земле появились первые люди? 

2. Сколько людей живёт на Земле сейчас? 

3. Какие расы вам известны? 

4. Какой русский учёный доказал интеллектуальное равенство рас? 

5. Какие три страны отличаются самой высокой численностью населения? 

6. Какой город является самым большим по количеству жителей? 

7. Какие правила необходимо соблюдать при опасных стихийных явлениях? 


Ответы

Упражнение 1  

  

Африканоидная раса: тёмный цвет кожи, тёмные курчавые волосы, широкий нос, длинные руки и ноги. 

 

Монголоидная раса: узкие раскосые глаза, смуглый цвет кожи, чёрные прямые волосы, небольшой рост.   

 

Упражнение 2  

  

Токио — столица Японии. 

 

Упражнение 3  

 

При грозе летом не стоит выходить на улицу. Если гроза застигла на улице, в лесу, парке, нельзя вставать под деревья или высокие конструкции. Не стоит разговаривать на улице по мобильному телефону. Во время грозы нельзя купаться.


Предыдущий урок
Природно-территориальный комплекс
Биосфера
Следующий урок
Что изучает география? Введение
Развитие географических знаний о Земле
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Часть 1: личные местоимения, возвратное местоимение, притяжательные местоимения

    Русский язык

  • Глагол. Морфологические признаки глагола

    Русский язык

  • Н.С.Лесков. «Левша». Жанр сказа. Cюжет, герои, язык произведения

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке