Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Язык и речь. Виды речи

Культура речи

25.02.2024
2083
0

Язык и речь. Монологическая и диалогическая речь

План урока:

  • Отличие языка от речи
  • Условия возникновения речи
  • Устная и письменная формы речи
  • Монологическая речь и диалогическая речь

Цели урока:

  • Знать различия речи и языка, условия возникновения речи, особенности создания устной и письменной форм речи, особенности построения диалогической и монологической речи
  • Уметь строить монологическую и диалогическую речь, различать особенности оформления речи в текстах, строить простейшие монологи и диалоги на заданную тему

Вы уже поняли, что язык помогает нам мыслить и познавать действительность. Но как язык помогает нам общаться? Как строится общение с помощью языка? Эти вопросы только на первый взгляд кажутся бессмысленными. Ответ о том, что общаемся мы с помощью языка, недостаточен. Давайте разбираться. 

Отличие языка от речи


Следует различать понятие «язык» и понятие «речь». Язык — это огромная система знаков, которая формируется на протяжении многих веков, а речь — это средство общения, отбор средств и возможностей языка в живом общении.


Язык можно представить в виде огромной полки с книгами или компьютера, заполненного папками. Книги и папки хранят информацию о всех средствах и возможностях языка, и когда мы хотим поделиться своей мыслью, то выбираем нужную страницу или файл внутри нужной папки. 

 

В основе речи — звуки, они складываются в морфемы (части слова). Из морфем мы составляем слова и формы слов, с помощью которых по схемам строим предложения и текст. Но делаем мы это так быстро, что не замечаем все эти этапы. Чем больше опыта и сознательности в построении речи, тем она живее, понятнее и красивее. 

 

Иными словами, язык мыслится, а речь произносится. Речь не равна языку. Речь — это средство, с помощью которого язык воплощает себя в мире. Задача уроков русского языка заключается в том, чтобы, познавая систему языка, ученик научился строить свою речь легко и грамотно. Таким образом, на уроках русского языка мы изучаем язык и развиваем свою речь. 

Условия возникновения речи 

Рис. 1. Покупка молока

Звук, слово, предложение или текст — это языковые средства. Они становятся речью при нескольких важных условиях. Например, слова попугая, который просто повторяет звуковые сочетания, не могут считаться осмысленной речью, потому что нет нескольких важных условий.

 

Представим ситуацию: вы пришли в магазин и хотите купить молока, произносите только одно слово «молоко», отдаёте деньги и получаете его без единого слова. В этом случае речевая ситуация всё-таки состоялась, и это одно слово «молоко» стало средством общения. 

Рис. 2. Сообщение товарищу

Ещё одна ситуация. Вы написали товарищу сообщение: «В 13 у фонтана». Вы пришли в назначенное место вовремя и встретились с другом, как договаривались. Почему это стало возможным?

 

Общение с помощью слов становится возможным, если соблюдаются определённые правила. Иными словами, языковое средство становится речевым при нескольких условиях: 

 

1) присутствие двух человек: говорящего и слушающего;

2) потребность, необходимость, цель общения;

3) владение одним языком.

Устная и письменная формы речи

Речь может быть устной — если мы произносим её, используя звуки языка, или воспринимаем на слух; речь может быть письменной — мы записываем её, используя графические средства языка (буквы, знаки препинания), или читаем. Эти виды речи отличаются друг от друга также способом подбора речевых средств: устная речь — живая, непринуждённая, спонтанная, а письменная речь в большей степени нуждается в обдумывании, более строгом и детальном подборе средств. 

Монологическая и диалогическая речь 
Речь также делится на 2 типа: монологическую и диалогическую. 

 

Если слушателей много, а один говорящий обращается к ним, то такую речь называют монологической. Слово «монологическая» произошло от слова «монолог», что в переводе с древнегреческого означает «речь одного» («монос» — один, «логос» — речь).

 

Если один говорящий и один слушающий обмениваются высказываниями, то такую речь называют диалогической — от слова «диалог», что в переводе с древнегреческого означает «речь между двумя» («диа» — два, «логос» — речь).


Контрольные вопросы

 

  1. Как бы вы своими словами могли объяснить различие между языком и речью?
  2. Подумайте, можно ли считать выступление певца на сцене речью? Соблюдаются ли все три условия для того, чтобы считать песню живой речью?
  3. Можно ли считать утреннее «ку-ка-ре-ку» петуха в деревне речью?
  4. Что такое устная речь? Какой речью человек овладевает в первую очередь — письменной или устной?
  5. Что такое диалог и монолог? Каким видом речи пользуются учителя? Приведите примеры.


Предыдущий урок
Этикетные слова
Культура речи
Следующий урок
Язык. Что мы знаем о русском языке
Культура речи
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Числовые и буквенные выражения. Формулы

    Математика

  • Орфоэпия. Произношение звуков

    Русский язык

  • Равнины

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке