Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Язык. Что мы знаем о русском языке

Культура речи

26.04.2024
1649
0

Язык. Что мы знаем о русском языке

План урока:

  • Тайна происхождения языка
  • Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка
  • Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики
  • Многообразие языков и русский язык

Цели урока:

  • Знать определение понятия язык, гипотезы происхождения языка, определение понятия лингвистика, понимать роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка

Люди думают, общаются и познают мир, пользуясь языком. Для каждого из нас говорить и думать — это естественно и просто, однако для учёных язык остаётся загадочным явлением, которое требует пристального внимания. Что же в нём сложного? Сложности связаны не только с правописанием. Язык непосредственно связан с мышлением, он постоянно меняется и отражает особенности того, как думает каждый из нас. Мы перенимаем язык у нашего окружения, передаем его другим и даже создаём его. 

 

Все языки мира отличаются и в то же время иногда очень похожи. Лингвистика, наука о языке, исследует язык в целом и особенности каждого отдельного языка.

Тайна происхождения языка


Язык — это система знаков , с помощью которых человек мыслит и общается. 


Она не искусственная, а естественная , — это значит, что никто её не создавал и не придумывал, она сформировалась самостоятельно и живёт по собственным законам, передаваясь от одного человека к другому, рождаясь и совершенствуясь в сознании каждого из нас.

 

Как появился язык? Это одна из самых сложных загадок человечества. Кто-то убеждён, что язык появился благодаря божественному промыслу, вместе с сотворением мира и человека, кто-то предполагает, что люди сами договорились о том, как будут общаться с помощью знаков, кто-то находит доказательства тому, что язык появился в ходе миллионов лет превращения обезьяны в человека. Есть и очень экзотические теории о том, что инопланетные космические цивилизации оставили нам язык как подарок. Эта загадка вряд ли будет разгадана окончательно, однако поиски теорий не прекращаются до сих пор. 

Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка

Доподлинно наука знает только о том, что язык связан с мышлением человека: человеческое дитя не станет человеком, если не освоит язык, не научится говорить и мыслить хотя бы на одном человеческом языке. Ярким примером этого могут служить истории о потерявшихся детях, вскормленных животными, выживших благодаря животным. Сказка Р. Киплинга «Маугли» — это только сказка. В реальной жизни дети, прожившие среди животных длительное время и выжившие благодаря животным, никогда не становятся людьми. Так, в 1920 году в волчьем логове джунглей Индии были найдены две девочки, которые вели себя как волчата, передвигались на четырёх конечностях, не говорили и не мыслили так, как мыслит здоровый ребёнок. Попытки научить их и вернуть к человеческой жизни не увенчались успехом.

 

В науке даже есть такой термин — феномен «маугли», который используется по отношению к одичавшим детям, которых вовремя не научили правилам поведения в обществе и языку. К сожалению, они теряют способность не только говорить, но и мыслить по-человечески.  

 

Общество связано одним языком, люди объединены и имеют возможность общаться, познавать и изменять мир во многом благодаря возможностям языка, поэтому и общество без языка существовать не сможет. Итак, важно запомнить: у любого языка есть 2 важные задачи — общение и мышление.

Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики

Рис. 1. Портрет М. В. Ломоносова, художник Л. С. Миропольский, 1787

Учёных, исследующих язык, речь, словесность, называют филологами и лингвистами. Лингвистика — это наука о языке. Её зарождение в России связано с именем великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.). Этот удивительный человек обладал обширными знаниями во многих областях науки и техники: физике, химии, геологии, астрономии, приборостроении. К тому же он был художником, поэтом, историком и филологом. Он также основатель первого университета в России — Московского университета (ныне МГУ им. М. В. Ломоносова).

 

Михаила Васильевича Ломоносова называют основателем русской лингвистики. Он написал первую научную грамматику русского языка и разработал учебники, по которым учились многие поколения русских школьников. 

Многообразие языков и русский язык

На нашей планете множество государств, народностей, и каждая из них говорит на собственном языке. По подсчётам учёных, на Земле около 2000 языков. Языки иногда сильно отличаются друг от друга, а иногда очень схожи. Это связано с тем, что языки имеют общность благодаря общему прародителю — праязыку, существовавшему в глубокой древности. Сначала он объединял их, а с течением веков каждый язык начал развиваться самостоятельно. Однако связь языков не теряется полностью, и такую  связь называют родством языков.

 

Русский язык, например, родственен белорусскому и украинскому языкам, болгарскому, чешскому и польскому. Это родство мы замечаем благодаря общим звукам, частям слов (морфемам), словам, выражениям.

 

Родство славянских языков

 

Рассмотрите таблицу. Очевидно, что слова в разных славянских языках очень похожи — это доказывает их родство.

 

Таблица 1. Славянские языки

таблица 1


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите основные теории происхождения языков. Какая из них вам нравится или кажется наиболее вероятной?
  2. Докажите тот факт, что человек не станет человеком, не научившись в раннем детстве ни одному языку. О чём говорит это доказательство?
  3. Кого называют основоположником русской лингвистики?
  4. Что такое родство языков? Назовите 2–3 языка, родственных русскому.


 

Предыдущий урок
Фонетический разбор слова
Фонетика
Следующий урок
Этикетные слова
Культура речи
Урок подготовил(а)
teacher
Анастасия Дмитриевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 18 лет
Поделиться:
  • Nationalities. Национальности

    Английский язык

  • Афинское образование и театр

    История

  • Единовластие Цезаря. Установление империи

    История

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке