- Тайна происхождения языка
- Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка
- Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики
- Многообразие языков и русский язык
- Знать определение понятия язык, гипотезы происхождения языка, определение понятия лингвистика, понимать роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка
Люди думают, общаются и познают мир, пользуясь языком. Для каждого из нас говорить и думать — это естественно и просто, однако для учёных язык остаётся загадочным явлением, которое требует пристального внимания. Что же в нём сложного? Сложности связаны не только с правописанием. Язык непосредственно связан с мышлением, он постоянно меняется и отражает особенности того, как думает каждый из нас. Мы перенимаем язык у нашего окружения, передаем его другим и даже создаём его.
Все языки мира отличаются и в то же время иногда очень похожи. Лингвистика, наука о языке, исследует язык в целом и особенности каждого отдельного языка.
Тайна происхождения языка
Язык — это система знаков, с помощью которых человек мыслит и общается.
Она не искусственная, а естественная, — это значит, что никто её не создавал и не придумывал, она сформировалась самостоятельно и живёт по собственным законам, передаваясь от одного человека к другому, рождаясь и совершенствуясь в сознании каждого из нас.
Как появился язык? Это одна из самых сложных загадок человечества. Кто-то убеждён, что язык появился благодаря божественному промыслу, вместе с сотворением мира и человека, кто-то предполагает, что люди сами договорились о том, как будут общаться с помощью знаков, кто-то находит доказательства тому, что язык появился в ходе миллионов лет превращения обезьяны в человека. Есть и очень экзотические теории о том, что инопланетные космические цивилизации оставили нам язык как подарок. Эта загадка вряд ли будет разгадана окончательно, однако поиски теорий не прекращаются до сих пор.
Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка
Доподлинно наука знает только о том, что язык связан с мышлением человека: человеческое дитя не станет человеком, если не освоит язык, не научится говорить и мыслить хотя бы на одном человеческом языке. Ярким примером этого могут служить истории о потерявшихся детях, вскормленных животными, выживших благодаря животным. Сказка Р. Киплинга «Маугли» — это только сказка. В реальной жизни дети, прожившие среди животных длительное время и выжившие благодаря животным, никогда не становятся людьми. Так, в 1920 году в волчьем логове джунглей Индии были найдены две девочки, которые вели себя как волчата, передвигались на четырёх конечностях, не говорили и не мыслили так, как мыслит здоровый ребёнок. Попытки научить их и вернуть к человеческой жизни не увенчались успехом.
В науке даже есть такой термин — феномен «маугли», который используется по отношению к одичавшим детям, которых вовремя не научили правилам поведения в обществе и языку. К сожалению, они теряют способность не только говорить, но и мыслить по-человечески.
Общество связано одним языком, люди объединены и имеют возможность общаться, познавать и изменять мир во многом благодаря возможностям языка, поэтому и общество без языка существовать не сможет. Итак, важно запомнить: у любого языка есть 2 важные задачи — общение и мышление.
Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики

Учёных, исследующих язык, речь, словесность, называют филологами и лингвистами. Лингвистика — это наука о языке. Её зарождение в России связано с именем великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.). Этот удивительный человек обладал обширными знаниями во многих областях науки и техники: физике, химии, геологии, астрономии, приборостроении. К тому же он был художником, поэтом, историком и филологом. Он также основатель первого университета в России — Московского университета (ныне МГУ им. М. В. Ломоносова).
Михаила Васильевича Ломоносова называют основателем русской лингвистики. Он написал первую научную грамматику русского языка и разработал учебники, по которым учились многие поколения русских школьников.
Многообразие языков и русский язык
На нашей планете множество государств, народностей, и каждая из них говорит на собственном языке. По подсчётам учёных, на Земле около 2000 языков. Языки иногда сильно отличаются друг от друга, а иногда очень схожи. Это связано с тем, что языки имеют общность благодаря общему прародителю — праязыку, существовавшему в глубокой древности. Сначала он объединял их, а с течением веков каждый язык начал развиваться самостоятельно. Однако связь языков не теряется полностью, и такую связь называют родством языков.
Русский язык, например, родственен белорусскому и украинскому языкам, болгарскому, чешскому и польскому. Это родство мы замечаем благодаря общим звукам, частям слов (морфемам), словам, выражениям.
Родство славянских языков
Рассмотрите таблицу. Очевидно, что слова в разных славянских языках очень похожи — это доказывает их родство.
Таблица 1. Славянские языки

Контрольные вопросы
- Назовите основные теории происхождения языков. Какая из них вам нравится или кажется наиболее вероятной?
- Докажите тот факт, что человек не станет человеком, не научившись в раннем детстве ни одному языку. О чём говорит это доказательство?
- Кого называют основоположником русской лингвистики?
- Что такое родство языков? Назовите 2–3 языка, родственных русскому.
- Тайна происхождения языка
- Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка
- Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики
- Многообразие языков и русский язык
- Знать определение понятия язык, гипотезы происхождения языка, определение понятия лингвистика, понимать роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка
Люди думают, общаются и познают мир, пользуясь языком. Для каждого из нас говорить и думать — это естественно и просто, однако для учёных язык остаётся загадочным явлением, которое требует пристального внимания. Что же в нём сложного? Сложности связаны не только с правописанием. Язык непосредственно связан с мышлением, он постоянно меняется и отражает особенности того, как думает каждый из нас. Мы перенимаем язык у нашего окружения, передаем его другим и даже создаём его.
Все языки мира отличаются и в то же время иногда очень похожи. Лингвистика, наука о языке, исследует язык в целом и особенности каждого отдельного языка.
Тайна происхождения языка
Язык — это система знаков, с помощью которых человек мыслит и общается.
Она не искусственная, а естественная, — это значит, что никто её не создавал и не придумывал, она сформировалась самостоятельно и живёт по собственным законам, передаваясь от одного человека к другому, рождаясь и совершенствуясь в сознании каждого из нас.
Как появился язык? Это одна из самых сложных загадок человечества. Кто-то убеждён, что язык появился благодаря божественному промыслу, вместе с сотворением мира и человека, кто-то предполагает, что люди сами договорились о том, как будут общаться с помощью знаков, кто-то находит доказательства тому, что язык появился в ходе миллионов лет превращения обезьяны в человека. Есть и очень экзотические теории о том, что инопланетные космические цивилизации оставили нам язык как подарок. Эта загадка вряд ли будет разгадана окончательно, однако поиски теорий не прекращаются до сих пор.
Связь языка и мышления. Задачи и возможности языка
Доподлинно наука знает только о том, что язык связан с мышлением человека: человеческое дитя не станет человеком, если не освоит язык, не научится говорить и мыслить хотя бы на одном человеческом языке. Ярким примером этого могут служить истории о потерявшихся детях, вскормленных животными, выживших благодаря животным. Сказка Р. Киплинга «Маугли» — это только сказка. В реальной жизни дети, прожившие среди животных длительное время и выжившие благодаря животным, никогда не становятся людьми. Так, в 1920 году в волчьем логове джунглей Индии были найдены две девочки, которые вели себя как волчата, передвигались на четырёх конечностях, не говорили и не мыслили так, как мыслит здоровый ребёнок. Попытки научить их и вернуть к человеческой жизни не увенчались успехом.
В науке даже есть такой термин — феномен «маугли», который используется по отношению к одичавшим детям, которых вовремя не научили правилам поведения в обществе и языку. К сожалению, они теряют способность не только говорить, но и мыслить по-человечески.
Общество связано одним языком, люди объединены и имеют возможность общаться, познавать и изменять мир во многом благодаря возможностям языка, поэтому и общество без языка существовать не сможет. Итак, важно запомнить: у любого языка есть 2 важные задачи — общение и мышление.
Роль М. В. Ломоносова в изучении русского языка и в становлении лингвистики

Учёных, исследующих язык, речь, словесность, называют филологами и лингвистами. Лингвистика — это наука о языке. Её зарождение в России связано с именем великого учёного Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765 гг.). Этот удивительный человек обладал обширными знаниями во многих областях науки и техники: физике, химии, геологии, астрономии, приборостроении. К тому же он был художником, поэтом, историком и филологом. Он также основатель первого университета в России — Московского университета (ныне МГУ им. М. В. Ломоносова).
Михаила Васильевича Ломоносова называют основателем русской лингвистики. Он написал первую научную грамматику русского языка и разработал учебники, по которым учились многие поколения русских школьников.
Многообразие языков и русский язык
На нашей планете множество государств, народностей, и каждая из них говорит на собственном языке. По подсчётам учёных, на Земле около 2000 языков. Языки иногда сильно отличаются друг от друга, а иногда очень схожи. Это связано с тем, что языки имеют общность благодаря общему прародителю — праязыку, существовавшему в глубокой древности. Сначала он объединял их, а с течением веков каждый язык начал развиваться самостоятельно. Однако связь языков не теряется полностью, и такую связь называют родством языков.
Русский язык, например, родственен белорусскому и украинскому языкам, болгарскому, чешскому и польскому. Это родство мы замечаем благодаря общим звукам, частям слов (морфемам), словам, выражениям.
Родство славянских языков
Рассмотрите таблицу. Очевидно, что слова в разных славянских языках очень похожи — это доказывает их родство.
Таблица 1. Славянские языки

Контрольные вопросы
- Назовите основные теории происхождения языков. Какая из них вам нравится или кажется наиболее вероятной?
- Докажите тот факт, что человек не станет человеком, не научившись в раннем детстве ни одному языку. О чём говорит это доказательство?
- Кого называют основоположником русской лингвистики?
- Что такое родство языков? Назовите 2–3 языка, родственных русскому.