Конспект урока: Строение клетки

28.03.2024

Строение клетки

• История открытия клетки
  • Строение клетки

• знать историю открытия клетки, особенности строения растительной, грибной, животной клетки и бактериальной клетки, понятия: органоид, клеточная стенка, клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хлоропласты, хлорофилл, хитин
  • уметь выделять особенности строения растительной, грибной, животной и бактериальной клеток, определять по рисункам растительную и животную клетку, части клетки, описывать строение клетки

Вступление

Клетка — мельчайшая частица живого организма. Клети растений, животных, грибов и бактерий отличаются по строению, размерам и форме. В природе встречаются как микроскопические клетки, которые невозможно рассмотреть без увеличительных приборов, так и очень крупные, как, например яйца птиц. Яйцо страуса — женская половая клетка весом до 2 кг!

• Какие царства живой природы вы знаете?

Рис. 1. Открытие клетки

История открытия клетки

Учёных с давних времён интересовало не только внешнее строение живых организмов, но и внутреннее.

В 1665 году Роберт Гук в один из первых микроскопов рассмотрел тонкий срез коры пробкового дуба и увидел мельчайшие ячейки, которые он назвал клетками .

Строение клетки

Изучая клетки в микроскоп, учёные пришли к выводу, что внутри они заполнены полужидким веществом — цитоплазмой , которая обеспечивает связь всех её частей.

В растительных, животных и грибных клетках в центре располагается ядро, регулирующее все процессы жизнедеятельности. Живые организмы, в клетках которых имеется ядро, называются ядерными . Внутри ядра находятся хромосомы (от греч. хромо — цвет, сома — тело) — носители генетической информации о строении организма. Клетки бактерий не имеют ядра, их хромосома располагается непосредственно в цитоплазме. Такие организмы называют доядерными .

Клетки всех живых организмов снаружи имеют клеточную (плазматическую) мембрану — тонкую «плёнку», обеспечивающую связь клеток друг с другом. Главное свойство клеточной мембраны — избирательная проницаемость. Благодаря этому свойству одни вещества проникают в клетку беспрепятственно, другие в клетку не допускаются.

Клетки бактерий, грибов и растений поверх мембраны покрыты плотной клеточной стенкой . Она придаёт клеткам форму, обеспечивает защиту и прочность.

Цитоплазма, генетический аппарат (хромосомы) и мембрана — основные части любой клетки.

Рис. 2. Строение клетки: 1 — животная клетка; 2 — растительная клетка

Помимо основных частей клетка имеет органоиды — постоянные структуры клетки, её маленькие органы, осуществляющие разнообразные процессы жизнедеятельности: переваривание пищевых частиц, синтез органических веществ, выделение, транспорт веществ в клетке и многие другие. Клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, существенно отличающийся от бактериальной клетки (рис. 2).

Несмотря на значительные сходства в строении клеток всех живых организмов, представители различных царств природы имеют свои особенности.

Растительная клетка имеет крупную вакуоль с клеточным соком, которая часто занимает большую часть клетки. В цитоплазме можно рассмотреть три вида пластид, основные из которых — хлоропласты , содержащие зелёный пигмент хлорофилл (от греч. хлорос — зелёный, филлон — лист). Он принимает участие в процессе фотосинтеза — образования на свету органических веществ и накоплении крахмала. Клеточная стенка растительной клетки состоит из целлюлозы , или клетчатки .

Клеточные стенки грибной клетки содержат вещество хитин входящий в состав и покровов членистоногих (раков, пауков, насекомых).

В зависимости от количества клеток в телах живых организмов их можно разделить на три группы:

1. Одноклеточные (бактерии, одноклеточные животные — амёбы, инфузории, одноклеточные водоросли — хлорелла, хламидомонада);
  2. Многоклеточные . Клетки их тел имеют разное строение и образуют ткани и органы, выполняющие определённые функции (черви, рыбы, птицы и др.);
  3. Колониальные организмы — образуют большие скопления одноклеточных организмов и осуществляют жизнедеятельность как единый организм (вольвокс).

1. Какие части клетки имеются у всех живых организмов?
  2. Чем растительная клетка отличается от других?
  3. В чём отличие животной клетки от клеток бактерий, растений и грибов?
  4. Какое вещество содержится в клеточных стенках грибов?

Выводы

Клетка — наименьшая частица живого организма. Изучать клетки можно при помощи микроскопа. В любой клетке имеется клеточная мембрана, хромосомы и цитоплазма. Органоиды — постоянные структуры клетки, выполняющие определённые функции. Клетки растений, грибов, животных и бактерий имеют свои особенности строения.

Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука»