- изучим термин «природное сообщество»
- рассмотрим лес как природное сообщество
Что такое лес? Как вы думаете, что такое природное сообщество?
Лес — это единство живой и неживой природы. В лесу присутствует несколько типов растительности: деревья, кустарники, трава, мхи и лишайники. Лес так же включает животных, грибов и бактерии. Все обитатели леса взаимосвязаны друг с другом.
Природное сообщество — это живые организмы, обитающие на определённой территории. Лес — это природное сообщество.
Жизнь живых организмов тесно связана с неживой природой. Растения и животные не могут существовать без света, воды и воздуха. Солнце согревает, вода помогает утолить жажду, воздух — основа жизни.
Важное значение имеет также почва. В ней обитают черви, некоторые насекомые и другие мелкие животные. Из почвы корни растений добывают воду и минеральные вещества. В почве находится грибница грибов, живут бактерии, которые перерабатывают остатки растений и животных в перегной, в минеральные соли.
Растения леса образуют три яруса: 1) деревья, 2) кустарники, 3) травы. Они связаны с животными цепями питания. Также животные помогают распространять семена. А деревья служат для некоторых птиц домом. Некоторые растения (росянка) являются хищниками. Растения и животные связаны цепями питания.
Что такое цепи питания? Приведите примеры цепей питания в лесу.
Цепь питания — это взаимосвязь между объектами природы, где каждый из них питается другим, и, в свою очередь, является пищей третьему.
Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Что лежит под ногами?
Под ногами в лесу можно увидеть остатки сухой травы, сухие ветки, старые листья. Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой травы и листьев постепенно перегнивает, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов леса. Некоторым лесным животным подстилка помогает. Например, ежам, жукам, медведям, когда они впадают в спячку.
Постройте модель цепи питания, характерной для лесного сообщества. Вы можете её нарисовать или написать.
По своим наблюдениям расскажите родителям или друзьям о животных, растениях, грибах, которые встречаются в вашем лесу.
Раскрасьте солнышко.
Жёлтым цветом, если на уроке вы всё поняли.
Красным цветом, если на уроке вы не всё поняли, нужно ещё поработать над темой.
Оранжевым цветом, если на уроке вы ничего не поняли.