Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Поверхность нашего края

Природа

20.04.2024
3134
0

Поверхность нашего края

Цели урока

  • узнаем, где располагается ваш край на политико-административной карте России
  • вспомним виды поверхности земли, будем искать пути сохранения поверхности нашего края


Найдите на политико-административной карте регион (ваш край), где вы живёте.

Политико-административная карта — это карта, которая отражает территорию каждого региона, страны и т. п.


Что вы представляете, когда слышите слова «наш край», какая поверхность вашего края? 

 

Когда люди слышат слова «наш край», кто-то представляет себе свой край с прекрасной природой, свой город с высокими домами, кто-то свою деревню с холмами и горами разной высоты, оврагами, любимую улицу с деревьями, кустарниками, травой. Это всё — наша Родина, страна, в которой мы живём, — Россия.

 

Наша страна занимает большую часть территории земного шара. Территория страны имеет различные формы рельефа. Рельеф — строение земной поверхности, совокупность неровностей суши.

 

На территории России есть горы и равнины. Среди равнин встречаются низменности, возвышенности или холмы и плоскогорья. Всё это можно определить по карте, по условным обозначениям, по цвету.

 

На равнинах можно наблюдать резкие ветвистые углубления с крутыми склонами и узким дном — это овраги . Во время таяния снега или сильных дождей многочисленные ручейки сливаются вместе и образуют бурные потоки. Вода по склонам устремляется в низкие места, размывает землю, образуя рытвины. Она легко размывается водой, не укреплённая корнями растений, углубляется, расширяется, превращается в овраг. Через много лет склоны оврагов обрастают растительностью, овраг перестаёт расти и превращается в балку. 

Балка — это широкий овраг , поросший кустарниками или лесом.


Какие опасности подстерегают поверхность нашего края и как её спасти?

На территории каждого края строятся дома, развлекательные центры, прокладываются дороги. Для строительства нужно добывать песок, глину, уголь, известняк и другие полезные ископаемые. Так появляются карьеры.  Карьер — это место для добычи материалов, необходимых для строительства. После окончания разработки люди должны засыпать его и сажать деревья. Или превратить карьер в пруд для разведения рыбы. 

В другом месте строители возводили новые здания, после строительства остаются  битые кирпичи, осколки стекла, плиты — возле строек возникают свалки. Строители сваливают туда остатки строительных материалов. Свалка — ещё одна рана на поверхности земли. 

 

В некоторых районах нашей страны, там, где из недр земли добывают много полезных ископаемых, выросли горы, которых не должно быть. Эти горы называются терриконы. Появились они не сами собой, их насыпали люди. Перерабатывая полезные ископаемые, все отходы сваливали в кучи. Чтобы избавиться от терриконов, люди их выравнивают или привозят почты и высаживают деревья. Так же люди научились  из терриконов извлекать полезные вещества.

Не по-хозяйски поступает тракторист, если он распахивает землю на склоне так, что борозды спускаются вдоль склона. По этим бороздам после первого же дождя потекут потоки воды — вот вам и начало оврага! Проводить вспашку можно только поперек склонов. А крутые склоны совсем нельзя распахивать.


Чтобы остановить образование оврага, маленькие рытвины закапывают и на этом месте сеют траву. Поперёк небольшого оврага ставят низкие плетни из ивовых кольев и прутьев. Ива легко укореняется. Со временем образуется живой заслон для потоков воды. По краям оврага сажают деревья и кустарники.


Нарисуйте поверхность вашего края.


Порассуждайте с родителями: а что вы делаете, чтобы сохранить поверхность вашего края.


Раскрасьте одну часть круга по итогу урока.

Предыдущий урок
Равнины и горы России. Моря, озера и реки России
Природа
Следующий урок
Жизнь в пресных водоемах
Природа
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Present Continuous в отрицательных предложениях

    Английский язык

  • Леса России. Лес и человек

    Окружающий мир

  • Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля - кормилица

    Окружающий мир

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке