- будем находить члены предложения
- узнаем новый вид предложений (простое и сложное)
- будем давать характеристику предложению
Рассмотрите изображение. Прочитайте предложение. Что заметили?
![]() |
![]() |
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
О чём или о ком говорится в первой части? А во второй?
В первой части предложения сообщается о том, что прозвенел урок. Во второй — рассказывается о ребятах, которые выбежали на перемену. В одном предложении идёт речь и о звонке, и о ребятах.
Вспомним!
Предложение — это слово или сочетание слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
По количеству грамматических основ предложение может быть простым и сложным.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.
Основа может состоять: из двух главных членов предложения, либо только из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое).
- Девочки играют в классики.
В этом предложении говорится о девочках. Кто? Девочки. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Девочки (что делают?) играют. Играют – это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
В этом предложении одна грамматическая основа – девочки играют. Это предложение простое.
- Зима.
В этом предложении говорится о зиме. Что? Зима. Это подлежащее подчеркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – зима. Это предложение простое.
- Смеркается.
В этом предложении говорится о том, что смеркается. Что делает? Смеркается. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – смеркается. Это предложение простое.
Сложное предложение
– это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (предложений). В нём их может быть две и более.
Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией или союзами , союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т. д.
Простые предложения, которые входят в состав сложных, разделяются на письме запятой .

Как дать характеристику предложению?
- Прочитать предложение.
- Определить, какое оно по цели высказывания (повест., вопр., побуд.), по интонации (воскл., невоскл.)
- Выделяем грамматические основы. По наличию определяем какое это предложение – простое или сложное.
- Если предложение простое, то определяем, какое оно по наличию главных и второстепенных членов – распространённое или нераспространенное.
- Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определим, сколько частей в сложном предложении и как они соединены между собой.
Образец письменного разбора


Упражнение 1
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.
1. Витя нашел гриб. 2. Мы ждали письмо, но почтальон так и не пришёл. 3. На полянке цвели колокольчики, мерно жужжали пчелы. 4. В реке плыла крупная рыба. 5. Задачки вызвали у меня интерес, и я решил еще две.
Упражнение 2
Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.
Гремел гром.
|
Брат приедет завтра.
|
Я знал.
|
И пошёл дождь.
|
Небо затянули тучи.
|
Ярко сверкала молния.
|
Запишите получившиеся предложения. Правильно расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал(работала) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен(довольна) / недоволен (недовольна).
- За урок я устал(устала) / не устала (не устал).
- Материал для меня был понятен / скучен / бесполезен / интересен / непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение:

Упражнение 1

Упражнение 2
