Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Простое и сложное предложения.

Синтаксис и пунктуация

19.04.2024
1607
0

Простое и сложное предложение

Цели урока

  • будем находить члены предложения
  • узнаем новый вид предложений (простое и сложное)
  • будем давать характеристику предложению


Рассмотрите изображение. Прочитайте предложение.  Что заметили?

 

Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.

 

О чём или о ком говорится в первой части? А во второй?


В первой части предложения сообщается о том, что прозвенел урок. 
Во второй — рассказывается о ребятах, которые выбежали на перемену. 
В одном предложении идёт речь и о звонке, и о ребятах.

 

Вспомним!

 

Предложение — это слово или сочетание слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.

 

По количеству грамматических основ предложение может быть простым и сложным .

 

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения .


Простое предложение  — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.

Основа может состоять: из двух главных членов предложения либо только из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое).

 

  • Девочки играют в классики.

В этом предложении говорится о девочках. Кто? — девочки. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Девочки (что делают?) играют. Играют — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами. 

В этом предложении одна грамматическая основа — девочки играют. Это предложение простое .

 

  • Зима.

В этом предложении говорится о зиме. Что? — зима. Это подлежащее подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа — зима. Это предложение простое .

 

  • Смеркается.

В этом предложении говорится о том, что смеркается. Что делает? — смеркается. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа — смеркается. Это предложение простое .


Сложное предложение — это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (предложений). В нём их может быть две и более. 
 

Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией или союзами , союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т. д.

 

Простые предложения, которые входят в состав сложных, разделяются на письме запятой .


Как дать характеристику предложению?

 

  1. Прочитать предложение.
  2. Определить, какое оно по цели высказывания (повест., вопр., побуд.), по интонации (воскл., невоскл.).
  3. Выделяем грамматические основы. По наличию определяем, какое это предложение — простое или сложное.
  4. Если предложение простое, то определяем, какое оно по наличию главных и второстепенных членов — распространённое или нераспространенное.
  5. Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определяем, сколько частей в сложном предложении и как они соединены между собой.

 

Образец письменного разбора



Упражнение 1

 

Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.

 

1. Витя нашёл гриб. 2. Мы ждали письмо, но почтальон так и не пришёл. 
3. На полянке цвели колокольчики, мирно жужжали пчёлы. 4. В реке плыла крупная рыба. 5. Задачки вызвали у меня интерес, и я решил ещё две.


Упражнение 2

 

Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.

 

 

Запишите получившиеся предложения. Правильно расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал (-а)/не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.

 


Ответы

Упражнение 1

 

Упражнение 2


Предыдущий урок
Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения.
Синтаксис и пунктуация
Следующий урок
Что такое словосочетание? Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Учимся писать сочинение.
Лексика и фразеология
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • Устные и письменные приёмы сложения и вычитания.

    Математика

  • Н. А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

    Литературное чтение

  • Знакомство с калькулятором. Римские цифры

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке