- будем находить члены предложения
- узнаем новый вид предложений (простое и сложное)
- будем давать характеристику предложению
Рассмотрите изображение. Прочитайте предложение. Что заметили?
Прозвенел звонок с урока, ребята выбежали на перемену.
О чём или о ком говорится в первой части? А во второй?
В первой части предложения сообщается о том, что прозвенел звонок.
Во второй — рассказывается о ребятах, которые выбежали на перемену.
В одном предложении идёт речь и о звонке, и о ребятах.
Вспомним!
Предложение — это слово или сочетание слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу и грамматически.
По количеству грамматических основ предложение может быть простым и сложным.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Простое предложение — это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа.
Основа может состоять: из двух главных членов предложения либо только из одного главного члена (только подлежащее или только сказуемое).
- Девочки играют в классики.
В этом предложении говорится о девочках. Кто? — девочки. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Девочки (что делают?) играют. Играют — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.
В этом предложении одна грамматическая основа — девочки играют. Это предложение простое.
- Зима.
В этом предложении говорится о зиме. Что? — зима. Это подлежащее подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа — зима. Это предложение простое.
- Смеркается.
В этом предложении говорится о том, что смеркается. Что делает? — смеркается. Это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа — смеркается. Это предложение простое.
Сложное предложение — это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (предложений). В нём их может быть две и более.
Простые предложения в составе сложного соединяются интонацией или союзами , союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т. д.
Простые предложения, которые входят в состав сложных, разделяются на письме запятой .
Как дать характеристику предложению?
- Прочитать предложение.
- Определить, какое оно по цели высказывания (повест., вопр., побуд.), по интонации (воскл., невоскл.).
- Выделяем грамматические основы. По наличию определяем, какое это предложение — простое или сложное.
- Если предложение простое, то определяем, какое оно по наличию главных и второстепенных членов — распространённое или нераспространенное.
- Если предложение сложное, то по наличию грамматических основ определяем, сколько частей в сложном предложении и как они соединены между собой.
Образец письменного разбора
Упражнение 1
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы.
1. Витя нашёл гриб. 2. Мы ждали письмо, но почтальон так и не пришёл.
3. На полянке цвели колокольчики, мирно жужжали пчёлы. 4. В реке плыла крупная рыба. 5. Задачки вызвали у меня интерес, и я решил ещё две.
Упражнение 2
Прочитайте. Образуйте сложное предложение из двух простых. Подберите, если нужно, союз для соединения простых предложений в сложное.
Запишите получившиеся предложения. Правильно расставьте знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а)/не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Упражнение 2