- обобщим знания о предложении
- изучим виды предложений по цели высказывания и по интонации
Вспомните, что такое предложение?
Составьте из предложенных слов предложение.
Давно, жёлтые, сбросили, деревья, листья.
Предложение — это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
К примеру, возьмём предложение: «Осень наступила».
Прочитайте, выделяя голосом сначала слово «осень», а затем «наступила».
Осень наступила.
Осень наступила .
В первом случае, выделяя слово «осень», мы показываем, что наступила именно осень, а не другое время года.
Выделяя голосом «наступила», мы показываем, что осень уже пришла.
Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи к ним. Что общего и различного имеется в этих записях?
![](/upload/Oz5wqjyGRv9H_%25D0%25A0%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B5%2520%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25BD%25D0%25BA%25D0%25B8.%2520%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B5%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25B8%2520%25D0%25BA%2520%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BC.png)
В зависимости от цели высказывания выделяются три вида предложений: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные — это предложения, которые содержат некое сообщение, информацию для собеседника.
Вопросительные — это предложения, которые содержат в себе вопрос. С помощью таких предложений мы спрашиваем что-то у собеседника.
Побудительные — это предложения, которые побуждают к действию. С помощью таких предложений мы просим, приказываем, призываем к действию.
Прочитайте предложения. Что общего и различного заметили в них?
Мне подарили котёнка!
Мне подарили котёнка.
С помощью предложений мы не только повествуем, спрашиваем или побуждаем, но и выражаем свои чувства, эмоции:
радость, грусть, досаду и т. д.
![](/upload/PEpItHU9PKwl_%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25BF%25D0%25BE%2520%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B8.png)
Эмоционально окрашенные предложения называются восклицательными .
В конце таких предложений ставится восклицательный знак .
Восклицательными могут быть разные по цели высказывания предложения: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные.
1. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И. С. Тургенев)
— предложение по цели высказывания повествовательное , по эмоциональной окраске — восклицательное .
2. «Доколе матери тужить?!
Доколе коршуну кружить?!» (А. Блок)
— предложения по цели высказывания вопросительные , по эмоциональной окраске — восклицательные .
3. «Пешеход морщинистый,
Не любуйся парусом!» (М. Цветаева)
— предложение по цели высказывания побудительное , по эмоциональной окраске — восклицательное .
Если высказывание произносится спокойно, без особой эмоциональной нагрузки в его конце, это невосклицательное предложение.
Предложение, в котором не выражено чувство, называется невосклицательным .
Поздно ночью пошёл сильный дождь. Он весело стучал в окна, лихо шумел в густой листве деревьев, деловито журчал в водосточных трубах (Л. Лагин).
![](/upload/AGDWJCv8fHel_%25D0%259E%25D0%25B2%25D1%2591%25D1%2581.png)
Упражнение 1
Поставьте в конце предложения правильный знак и определите, побудительным, вопросительным или повествовательным оно является.
![](/upload/Lu38DZ8nVOAO_%25D0%25A3%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%25201.png)
Упражнение 2
Прочитайте предложения. Определите типы предложений.
![](/upload/i2UuIDo9jz8g_%25D0%25A3%25D0%25BF%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%25202%2520%283%29.png)
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал (-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
![](/upload/RfMYgoNCve5W_%25D0%2597%25D0%25B0%25D0%25BA%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%258C%25D1%2582%25D0%25B5%2520%25D1%2581%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25BA%2C%2520%25D0%25BA%25D0%25BE%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580%25D1%258B%25D0%25B9%2520%25D0%25BE%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B0%25D0%25B5%25D1%2582%2520%25D0%25B2%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25B5%2520%25D0%25BD%25D0%25B0%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5.png)
Упражнение 1
Будьте осторожны на воде! (Побудительное)
Отчего ты, себя не жалея, с непокрытой идёшь головой? (Вопросительное)
Листья клёна разрумянились. (Повествовательное)
Упражнение 2
Просыпайтесь скорее.
По цели высказывания: побудительное.
По интонации: невосклицательное.
Пёстрый ковёр листьев шуршал под ногами.
По цели высказывания: повествовательное.
По интонации: невосклицательное.
Почему же не идёт дождь?
По цели высказывания: вопросительное.
По интонации: невосклицательное.