Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения.

Синтаксис и пунктуация

02.03.2024
1431
0

Предложения с обращением. Главные и второстепенные члены предложения

Цели урока

  • познакомимся с понятием «обращение»
  • узнаем, какие слова могут быть обращениями и как оформляется обращение на письме
  • будем находить грамматическую основу
  • будем делать разбор предложения по членам


Рассмотрите изображение. Прочитайте подписи. Слышите ли вы такие фразы в повседневной жизни?

 

Какие слова вам показались устаревшими?

 

 

 

– Сударь, вы сказали, что один из ваших спутников ранен?

– Милостивая сударыня, видите ли, возникла какая-то ошибка. С ним всё хорошо!

Как принято обращаться к людям в наше время? Что такое обращение? Какие знаки препинания есть внутри предложений?


Обращение  — это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Обращение не является членом предложения.

 

На письме обращение выделяется запятыми.

 

Если обращение стоит в начале или в конце предложения, то оно выделяется запятой с одной стороны.

 

Саша, я люблю тебя.

Здравствуй, милый друг!

 

Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон.

 

Ты знаешь, Света, как я ждал тебя.


Прочитайте. Сравните первое и второе предложение. Объясните, чем они отличаются?

 

Ветер дует.

Ветер дует с Чёрного моря.


Вспомним!

 

Подлежащее — это член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?».

 

Сказуемое — это член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», «что сделал?», «что сделала?», «что сделает?» и т. д.

 

Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

 

Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными. Второстепенные члены поясняют, дополняют и уточняют главные члены предложения.
 

Вспомните!

 

Распространённые предложения — это предложения, в которых есть и грамматическая основа, и второстепенные члены.

Нераспространённые предложения — это предложения, в которых есть только грамматическая основа.


Прочитайте предложение. Что обозначает цифра 4?

 

На морском берегу лежала полосатая ракушка.4


В русском языке существует множество разборов. Цифра 4 в конце предложения означает, что нужно сделать разбор предложения по членам. 


Алгоритм разбора предложения по членам

 

  1. Прочитайте предложение.
  2. Найдите подлежащее. Поставьте вопрос: «О чём говорится в предложении?» Подчеркните подлежащее одной чертой.
  3. Найдите сказуемое. Поставьте вопрос: «Что говорится о подлежащем?» Подчеркните сказуемое двумя чертами.
  4. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего. Выпишите подлежащее, вопрос, второстепенный член, являющийся ответом.
  5. Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставьте от сказуемого вопрос. Выпишите сказуемое, вопрос, второстепенный член, являющийся ответом.
  6. Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то задайте и к ним  вопросы от других второстепенных членов. Выпишите.

 

Пример письменного разбора

ракушка (какая?) полосатая

лежала (где?) на берегу

берегу (каком?) морском



Упражнение 1

 

Прочитайте диалог из сказки «Лисичка-сестричка и волк». Найдите обращения. Над обращением поставьте значок:

Спишите последнюю реплику, вставляя, если необходимо, знаки препинания. 

 

– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?

– Рыбку.

– Сестричка, дай мне попробовать.

– Ты братец ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!


Упражнение 2

 

Распространите предложения второстепенными членами. Запишите вопросы к второстепенным членам. В первом предложении подчеркните грамматическую основу. 

 

Подул ____________ ветер.

______________ лежит снег.

________________ вбежал Петя.

______________ появились узоры.4

Ученики ___________ разговаривали.

Начался урок ______________________.


Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.

 

  • Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
  • Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
  • За урок я устал(-а) / не устал (-а).
  • Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.

 

Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.


Ответы

Упражнение 1

Упражнение 2


Предыдущий урок
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных.
Морфология
Следующий урок
Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации.
Синтаксис и пунктуация
Урок подготовил(а)
teacher
Мария Викторовна
Начальная школа
Опыт работы: 12 лет
Поделиться:
  • В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Литературное чтение

  • Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).

    Математика

  • Множественное число существительных

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке