- познакомимся с понятием «обращение»
- узнаем, какие слова могут быть обращениями и как оформляется обращение на письме
- будем находить грамматическую основу
- будем делать разбор предложения по членам
Рассмотрите изображение. Прочитайте подписи. Слышите ли вы такие фразы в повседневной жизни?
Какие слова вам показались устаревшими?
– Сударь, вы сказали, что один из ваших спутников ранен?
– Милостивая сударыня, видите ли, возникла какая-то ошибка. С ним всё хорошо!
Как принято обращаться к людям в наше время? Что такое обращение? Какие знаки препинания есть внутри предложений?
Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того (лицо или предмет), к кому обращена речь. Обращение не является членом предложения.
На письме обращение выделяется запятыми.
Если обращение стоит в начале или в конце предложения, то оно выделяется запятой с одной стороны.
Саша, я люблю тебя.
Здравствуй, милый друг!
Если обращение стоит в середине предложения, то оно выделяется запятыми с двух сторон.
Ты знаешь, Света, как я ждал тебя.
Прочитайте. Сравните первое и второе предложение. Объясните, чем они отличаются?
Ветер дует.
Ветер дует с Чёрного моря.
Вспомним!
Подлежащее — это член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы «кто?» или «что?».
Сказуемое — это член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы «что делает?», «что делают?», «что сделал?», «что сделала?», «что сделает?» и т. д.
Подлежащее и сказуемое — это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными. Второстепенные члены поясняют, дополняют и уточняют главные члены предложения.
Вспомните!
Распространённые предложения — это предложения, в которых есть и грамматическая основа, и второстепенные члены.
Нераспространённые предложения — это предложения, в которых есть только грамматическая основа.
Прочитайте предложение. Что обозначает цифра 4?
На морском берегу лежала полосатая ракушка.4
В русском языке существует множество разборов. Цифра 4 в конце предложения означает, что нужно сделать разбор предложения по членам.
Алгоритм разбора предложения по членам
- Прочитайте предложение.
- Найдите подлежащее. Поставьте вопрос: «О чём говорится в предложении?» Подчеркните подлежащее одной чертой.
- Найдите сказуемое. Поставьте вопрос: «Что говорится о подлежащем?» Подчеркните сказуемое двумя чертами.
- Найдите второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Поставьте вопрос от подлежащего. Выпишите подлежащее, вопрос, второстепенный член, являющийся ответом.
- Найдите второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Поставьте от сказуемого вопрос. Выпишите сказуемое, вопрос, второстепенный член, являющийся ответом.
- Если остались в предложении ещё второстепенные члены, то задайте и к ним вопросы от других второстепенных членов. Выпишите.
Пример письменного разбора
ракушка (какая?) полосатая
лежала (где?) на берегу
берегу (каком?) морском
Упражнение 1
Прочитайте диалог из сказки «Лисичка-сестричка и волк». Найдите обращения. Над обращением поставьте значок:
Спишите последнюю реплику, вставляя, если необходимо, знаки препинания.
– Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь?
– Рыбку.
– Сестричка, дай мне попробовать.
– Ты братец ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь!
Упражнение 2
Распространите предложения второстепенными членами. Запишите вопросы к второстепенным членам. В первом предложении подчеркните грамматическую основу.
Подчеркните утверждения, с которыми вы согласны.
- Я считаю, что работал (-а) плохо/хорошо/отлично.
- Своей работой я доволен (-льна)/недоволен (-льна).
- За урок я устал(-а) / не устал (-а).
- Материал для меня был понятен/скучен/бесполезен/интересен/непонятен.
Закрасьте смайлик, который отражает ваше настроение.
Упражнение 1
Упражнение 2