- познакомиться с новыми видами устного народного творчества (русские народные песни, докучные сказки)
- научиться отличать докучные сказки от других видов сказок
- сочинить свою докучную сказку
Заклички — небольшие стихотворные песенки обращения к природе.
Лукошко — небольшая ручная корзинка.
Невзгодою — по несчастью, неудачно.
О произведении
Устное народное творчество — это словесное творчество народа; сочинения не записываются, а передаются (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним
словом — фольклор.
Фольклор — это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.
Это интересно!
В глубокой древности основное место занимали жанры, которые объясняли мир, сохраняли историю племени, передавали правила и нормы поведения (мифы, легенды и т. д.).
Постепенно стали складываться жанры, которые уже не имели практического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья.
Сегодня мы знакомимся с ещё одним видом фольклора — это русские народные песни и докучные сказки.
Запомните!
Русские народные песни — это отдельный вид искусства. Существует много видов русских народных песен: колыбельные, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.
Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще.
Прочитайте песенки-заклички. В какое время года исполнялась каждая из песен? К кому обращаются дети и с какими просьбами?
* * *
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
* * *
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
Каждая из песен исполнялась весной. В своих песнях дети обращаются к жаворонкам и солнышку с просьбой унести зиму, холода и дать тёплого лета и щедрого урожая.
* * *
В песне о лебёдушке рассказывается о неприятностях, которые произошли с птицей: лебедь попала в гусиную стаю, где её приняли как чужачку и стали обижать. Поэтому с уверенностью можно сказать, что мелодия песни грустная и протяжная.
Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
А другое — гусиное.
Отставала лебёдушка
Что от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Как ко стаду ко серым гусям.
Начали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
— Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою.
Прочитайте песенку. Как вы думаете, можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
* * *
Русскую народную песню про Ваню можно назвать шуточной. Об этом говорит сюжет песни, в котором рассказывается о мальчике, который ехал на коне и упал. При этом Ваня остался лежать, не поднимался сам, а дожидался, когда к нему подбегут две девушки и помогут ему сесть на коня. Ситуация получилась смешная, поэтому песня поётся весело. О шуточном характере песни также говорят и уменьшительные формы слов: снежок, ледок, дружок, а также слова «не зевай» и повторы слов «упал, упал», «путь-дорогу показали».
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал.
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали
Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!»
Прочитайте докучные сказки. Сравните этот вид сказок с другими уже ранее прочитанными сказками. В чём особенность докучных сказок?
* * *
* * * Жил-был журавль, поставил он стожок сенца — не сказать ли опять с конца? * * * — Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки… — Ну, вот поманил, а не рассказываешь! — Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет?
* * *
Сходство докучной и обычной сказок лишь в том, что у обеих есть начало. К различиям можно отнести то, что у докучной сказки нет смысла, а также или совсем нет конца, или сказка заканчивается очень быстро и неожиданно. Докучная сказка намного короче обычной. К особенностям докучной сказки можно отнести: Такие сказки высмеивают различные недостатки человека, проверяют его смекалку и приучают быть внимательным.
Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.
У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?
Сочините свою докучную сказку, не забывая про их особенности. Прочитайте её родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, понравилась ли им сказка.
Народные промыслы
К народному творчеству относят не только музыкальные, литературные жанры, но и народные промыслы. Народный промысел — это вид народного творчества, заключающийся в создании каких-либо изделий.
К народным промыслам можно отнести росписи гжель, хохлома (рис. 1), дымковскую, богородскую игрушки (рис. 2).
Продолжите фразы
Сегодня на уроке я узнал о таких видах народного творчества, как…
Докучные сказки отличаются от обычных тем, что…
Выберите смайлик, который подходит: зелёный — я доволен своей работой на уроке, жёлтый — на уроке я работал неплохо, красный — на уроке мне было трудно.