Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Русские народные песни. Докучные сказки

Устное народное творчество

12.12.2024
3141
0

Русские народные песни. Докучные сказки

 

Цели урока

  • познакомиться с новыми видами устного народного творчества (русские народные песни, докучные сказки)
  • научиться отличать докучные сказки от других видов сказок
  • сочинить свою докучную сказку

Словарь

Заклички — небольшие стихотворные песенки обращения к природе.

Лукошко — небольшая ручная корзинка.

Невзгодою — по несчастью, неудачно.

 


О произведении

 

Устное народное творчество — это словесное творчество народа; сочинения не записываются, а передаются (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним 
словом — фольклор.

 

Фольклор — это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.


Картинка

Это интересно!

 

В глубокой древности основное место занимали жанры, которые объясняли мир, сохраняли историю племени, передавали правила и нормы поведения (мифы, легенды и т. д.).

 

Постепенно стали складываться жанры, которые уже не имели практического назначения, а служили для удовольствия, забавы и веселья.

 

Сегодня мы знакомимся с ещё одним видом фольклора — это русские народные песни и докучные сказки.


Запомните!

 

Русские народные песни — это отдельный вид искусства. Существует много видов русских народных песен: колыбельные, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.

 

Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба. Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще.       


Картинка

Прочитайте песенки-заклички. В какое время года исполнялась каждая из песен? К кому обращаются дети и с какими просьбами?

 

                  * * *
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.

                  * * *
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.

 

Картинка

 

 

Каждая из песен исполнялась весной. В своих песнях дети обращаются к жаворонкам и солнышку с просьбой унести зиму, холода и дать тёплого лета и щедрого урожая.


Прочитайте песенку. Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?

 

                  * * *
Из-за лесу, лесу тёмного,
Из-за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
А другое — гусиное.
Отставала лебёдушка
Что от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Как ко стаду ко серым гусям.
Начали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
— Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
Занесло меня погодою,
Что великою невзгодою.

 

Картинка

В песне о лебёдушке рассказывается о неприятностях, которые произошли с птицей: лебедь попала в гусиную стаю, где её приняли как чужачку и стали обижать. Поэтому с уверенностью можно сказать, что мелодия песни грустная и протяжная.


Прочитайте песенку. Как вы думаете, можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

 

                  * * *
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок.
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал.
Со добра коня упал.
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали.
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали
Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!»

 

Картинка

Русскую народную песню про Ваню можно назвать шуточной. Об этом говорит сюжет песни, в котором рассказывается о мальчике, который ехал на коне и упал. При этом Ваня остался лежать, не поднимался сам, а дожидался, когда к нему подбегут две девушки и помогут ему сесть на коня. Ситуация получилась смешная, поэтому песня поётся весело.      

 

О шуточном характере песни также говорят и уменьшительные формы слов: снежок, ледок, дружок, а также слова «не зевай» и повторы слов «упал, упал», «путь-дорогу показали».


Прочитайте докучные сказки. Сравните этот вид сказок с другими уже ранее прочитанными сказками. В чём особенность докучных сказок?   

 

               * * *
Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

 

         

* * *

Жил-был журавль, поставил он стожок сенца — не сказать ли опять с конца?

 

* * *

— Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки… 

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь! 

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет?                     

                         * * *
У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны — дуб зелёный,
У Марины — куст малины,
У Арины — две рябины,
У Тараски — лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

 

 

Сходство докучной и обычной сказок лишь в том, что у обеих есть начало. К различиям можно отнести то, что у докучной сказки нет смысла, а также или совсем нет конца, или сказка заканчивается очень быстро и неожиданно. Докучная сказка намного короче обычной. 

 

К особенностям докучной сказки можно отнести: 

  • повторы;
  • движение сюжета по кругу;
  • совершение персонажами одних и тех же повторяющихся действий.

Такие сказки высмеивают различные недостатки человека, проверяют его смекалку и приучают быть внимательным.


Сочините свою докучную сказку, не забывая про их особенности. Прочитайте её родителям, друзьям, учителю. Узнайте у своих слушателей, понравилась ли им сказка.


Народные промыслы

 

К народному творчеству относят не только музыкальные, литературные жанры, но и народные промыслы. Народный промысел — это вид народного творчества, заключающийся в создании каких-либо изделий. 

 

К народным промыслам можно отнести росписи гжель, хохлома (рис. 1), дымковскую, богородскую игрушки (рис. 2).

 

Рис. 1. Гжель, хохлома

Рис. 2. Дымковская игрушка, богородская игрушка


Продолжите фразы

 

Сегодня на уроке я узнал о таких видах народного творчества, как…

Докучные сказки отличаются от обычных тем, что…

Выберите смайлик, который подходит: зелёный — я доволен своей работой на уроке, жёлтый — на уроке я работал неплохо, красный — на уроке мне было трудно.

Картинка


Предыдущий урок
Сказка «Иван-царевич и Серый волк»
Устное народное творчество
Следующий урок
Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
teacher
Марина Андреевна
Начальная школа
Опыт работы: 8 лет
Поделиться:
  • М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»

    Литературное чтение

  • Domestic animals

    Английский язык

  • Приёмы письменного умножения на однозначное число. Алгоритм письменного умножения на однозначное число.

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке