Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки

Устное народное творчество

17.01.2025
2384
0

Малые жанры устного народного творчества

Цели урока

  • узнать, что такое устное народное творчество
  • научиться различать виды устного народного творчества
  • понаблюдать за языком произведений устного народного творчества: певучестью, образностью, плавностью
  • научиться выразительно читать произведения устного народного творчества

Словарь

Ретивый — быстрый. 

Нива — поле.

Произведения для самостоятельного изучения

Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Ю. Энтин «Зловредное воскресенье» 

Мультфильм-небылица «Одна простая сказка»

Г. Сапгир «Небылица в лицах» 

Сборник загадок 

В. Даль «Русские пословицы и поговорки»


Знаешь ли ты, что значит устное народное творчество? 

Попробуй объяснить сначала каждое слово. 

 

Устное народное творчество — это устное словесное творчество народа.


Это интересно!

Испокон веков люди размышляли над теми или иными проблемами (что такое хорошо и что такое плохо, как воспитывать детей и др.). В результате этого появилось множество поучительных произведений, помогающих получить ответы на самые разные вопросы. С течением времени многие произведения изменялись, благодаря этому их смысл становился более глубоким и поучительным. Часто произведения устного народного творчества рифмовались, складывались в песни, и таким образом люди легко запоминали такие произведения. 

 

Из уст в уста (губы, рот) на Руси передавали легенды гусляры-сказители. Таких гусляров мы можем наблюдать на картине Виктора Васнецова.

 

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда ещё не было письменности. 

Вместо слов «народное творчество» иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает «народ». Не стоит путать понятия «народное творчество» и «устное народное творчество». Устное народное творчество — часть народного.


Как ты думаешь, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству? Дополни список.


Подумай, какие бывают виды песен?

Виды песен

 

Таблица

 

Прочитай песни.

 

* * *
— Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
— Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.

 

Изделия с хохломской росписью

 

 

* * *
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Трава шелко́вая…

 

 

Определи вид песен, которые ты прочитал. Какие слова помогли определить вид песен? 

 

Хвалебные, так как в песнях восхваляют рябину и берёзу: рябинушка раскудрявая, берёза кудрявая, берёзонька.


Подумай, с какой интонацией нужно читать эти песни? 

Прочитай песни с нужной интонацией, выделяя голосом слова, которые помогли определить вид песен. 

Тихо, медленно, плавно.


Прочитай песни. Определи вид песен. Какие слова помогли выполнить задание?

1. Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок.
Приди, котя, ночевать,
Мого деточку качать.

2. Ой, вставала я ранёшенько.
Умывалася белёшенько.
Ой ли, ой ли, калинка моя.
В саду ягода малинка моя.

3. Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму унесите!
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

4. Сколько по морю не плавал —
Моря дна не доставал.
Сколько в девок не влюблялся —
По Матаньке тосковал.
Мы с Матанькой больно хитры,
Друг на дружку не глядим.
При народе ходим порознь,
Без народа посидим.


 

Колыбельная песня. Слова-подсказки: ночевать, качать.

Плясовая песня. Слова-подсказки: ой ли.

Обрядовая песня. Слова-подсказки: прилетите, принесите.

Романтическая песня. Слова-подсказки: не влюблялся, тосковал.


Подумай, что такое потешка, прибаутка, небылица? 

 

Соотнеси определение и слово, от которого оно образовалось. 

 


Потешка — это короткое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей. Потешки сопровождаются движениями рук и ног. 

 

Прибаутка — маленькая сказка, часто в виде диалога (разговор двух и более лиц). 

 

Небылица — небольшое вымышленное произведение, как правило, комического (смешного) содержания. 


Прочитай потешки.

* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?

 

Дымковская игрушка

 

* * *
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

 

Придумай сопровождающие движения. Подумай над интонацией, с которой надо читать потешку. Разыграй потешку перед младшим братом или сестрой.


Прочитай прибаутки.

* * *
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туда же по дорожке.
— Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.

 

— Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
— К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя,
А медведица-то тётка.

 

Изделие с городецкой росписью

 

Разыграй диалоги с товарищем.


Прочитай небылицу. Определи, что в этом произведении выдуманного?

* * *
Ой-люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряники покушать.


Прочитай. Определи, что из этого прибаутка, а что потешка и небылица.

1. На стене часы висели,
Тараканы стрелку съели,
Мыши гири оторвали,
И часы ходить не стали.

2. — Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить?
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Один ворот остался.

3. Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

1 — потешка, 2 — прибаутка, 3 — небылица.


Для чего нужны считалки? 

Как нужно их читать? 

Считалки нужны для распределения ролей в игре: чтобы определить, кому водить. Считалки нужно читать ритмично, чётко, громко.


Прочитай считалки.

* * *
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

 

Соломенная игрушка

 

* * *
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,
Тот и вон пойдёт.

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

 

Вспомни считалку, которой ты часто пользуешься. 


Для чего нужны загадки? 

 

Загадки расширяют знания о мире, учат думать и анализировать.


Прочитай и разгадай загадки.

1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

2. Кто говорит молча?

3. Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт,
Там заметку кладёт.

4. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.

5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

 

Какие слова помогли тебе разгадать загадки?

 

  1. С листочками, сшита, рассказывает.
  2. Говорит.
  3. Со шпорами, будит.
  4. Иголки.


Считалка — это ритмичный стишок, всегда был частью игры: счётом решали, кому водить.

 

Загадка — небольшое произведение народного творчества о загаданном, но неназванном предмете (о вещи, явлении). Он прячется за другой предмет, похожий на него. 


Готовимся к выразительному чтению 

 

Вспомни все изученные на уроке виды устного народного творчества. Определи, какое произведение устного народного творчества нужно читать так: 

 

  1. Тихо, ласково, глядя в глаза собеседнику, улыбаться, сопровождать движениями. 
  2. Чётко, ритмично, громко, быстро. 
  3. Медленно, плавно, певуче, негромко.

 

  1. Потешка 2. Считалка 3. Колыбельная песня.



Прочитай ещё раз произведения устного народного творчества. Какое произведение понравилось больше остальных? Почему?


Продолжи фразы: 

 

  • На уроке я узнал(-а)…
  • Умение читать выразительно произведения устного народного творчества мне нужны для того, чтобы…
  • После урока я ещё прочитал(-а) бы…


 

Предыдущий урок
Английские, французские, немецкие народные песенки. Зарубежные писатели
Зарубежная литература
Следующий урок
Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки
Устное народное творчество
Урок подготовил(а)
Вера Ивановна
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
  • Конструкция would like

    Английский язык

  • Диалог этикетного характера

    Английский язык

  • Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел

    Математика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке