- узнать, что такое устное народное творчество
- научиться различать виды устного народного творчества
- понаблюдать за языком произведений устного народного творчества: певучестью, образностью, плавностью
- научиться выразительно читать произведения устного народного творчества
Ретивый — быстрый.
Нива — поле.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
Ю. Энтин «Зловредное воскресенье»
Мультфильм-небылица «Одна простая сказка»
Г. Сапгир «Небылица в лицах»
Сборник загадок
В. Даль «Русские пословицы и поговорки»
Знаешь ли ты, что значит устное народное творчество?
Попробуй объяснить сначала каждое слово.
Устное народное творчество — это устное словесное творчество народа.
Это интересно!
Испокон веков люди размышляли над теми или иными проблемами (что такое хорошо и что такое плохо, как воспитывать детей и др.). В результате этого появилось множество поучительных произведений, помогающих получить ответы на самые разные вопросы. С течением времени многие произведения изменялись, благодаря этому их смысл становился более глубоким и поучительным. Часто произведения устного народного творчества рифмовались, складывались в песни, и таким образом люди легко запоминали такие произведения.
Из уст в уста (губы, рот) на Руси передавали легенды гусляры-сказители. Таких гусляров мы можем наблюдать на картине Виктора Васнецова.
Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда ещё не было письменности.
Вместо слов «народное творчество» иногда говорят фольклор, что в переводе с английского языка означает «народ». Не стоит путать понятия «народное творчество» и «устное народное творчество». Устное народное творчество — часть народного.
Как ты думаешь, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству? Дополни список.
Подумай, какие бывают виды песен?
Виды песен
Прочитай песни.
* * *
— Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла,
Когда выросла?
— Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
Изделия с хохломской росписью
* * *
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Трава шелко́вая…
Определи вид песен, которые ты прочитал. Какие слова помогли определить вид песен?
Хвалебные, так как в песнях восхваляют рябину и берёзу: рябинушка раскудрявая, берёза кудрявая, берёзонька.
Подумай, с какой интонацией нужно читать эти песни?
Прочитай песни с нужной интонацией, выделяя голосом слова, которые помогли определить вид песен.
Тихо, медленно, плавно.
Прочитай песни. Определи вид песен. Какие слова помогли выполнить задание?
1. Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок.
Приди, котя, ночевать,
Мого деточку качать.
2. Ой, вставала я ранёшенько.
Умывалася белёшенько.
Ой ли, ой ли, калинка моя.
В саду ягода малинка моя.
3. Жаворонки, прилетите!
Студёну зиму унесите!
Тёплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
4. Сколько по морю не плавал —
Моря дна не доставал.
Сколько в девок не влюблялся —
По Матаньке тосковал.
Мы с Матанькой больно хитры,
Друг на дружку не глядим.
При народе ходим порознь,
Без народа посидим.
Колыбельная песня. Слова-подсказки: ночевать, качать.
Плясовая песня. Слова-подсказки: ой ли.
Обрядовая песня. Слова-подсказки: прилетите, принесите.
Романтическая песня. Слова-подсказки: не влюблялся, тосковал.
Подумай, что такое потешка, прибаутка, небылица?
Соотнеси определение и слово, от которого оно образовалось.
Потешка — это короткое стихотворение, предназначенное для развлечения маленьких детей. Потешки сопровождаются движениями рук и ног.
Прибаутка — маленькая сказка, часто в виде диалога (разговор двух и более лиц).
Небылица — небольшое вымышленное произведение, как правило, комического (смешного) содержания.
Прочитай потешки.
* * *
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Ване спать не даёшь?
Дымковская игрушка
* * *
Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.
Придумай сопровождающие движения. Подумай над интонацией, с которой надо читать потешку. Разыграй потешку перед младшим братом или сестрой.
Прочитай прибаутки.
* * *
Стучит, бренчит на улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке —
Туда же по дорожке.
— Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.
— Куда, заинька, бежишь?
Куда, серенький, спешишь?
— К медведю на свадьбу.
Медведь-то мне дядя,
А медведица-то тётка.
Изделие с городецкой росписью
Разыграй диалоги с товарищем.
Прочитай небылицу. Определи, что в этом произведении выдуманного?
* * *
Ой-люли, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелёненьких серьгах.
Чёрный ворон на дубу
Играет во трубу,
Труба точеная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряники покушать.
Прочитай. Определи, что из этого прибаутка, а что потешка и небылица.
1. На стене часы висели,
Тараканы стрелку съели,
Мыши гири оторвали,
И часы ходить не стали.
2. — Федул, что губы надул?
— Кафтан прожёг.
— Можно зашить?
— Да иглы нет.
— А велика дыра?
— Один ворот остался.
3. Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
1 — потешка, 2 — прибаутка, 3 — небылица.
Для чего нужны считалки?
Как нужно их читать?
Считалки нужны для распределения ролей в игре: чтобы определить, кому водить. Считалки нужно читать ритмично, чётко, громко.
Прочитай считалки.
* * *
Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.
Соломенная игрушка
* * *
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,
Тот и вон пойдёт.
Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
Вспомни считалку, которой ты часто пользуешься.
Для чего нужны загадки?
Загадки расширяют знания о мире, учат думать и анализировать.
Прочитай и разгадай загадки.
1. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
2. Кто говорит молча?
3. Чёрный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдёт,
Там заметку кладёт.
4. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
5. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
Какие слова помогли тебе разгадать загадки?
- С листочками, сшита, рассказывает.
- Говорит.
- Со шпорами, будит.
- Иголки.
Считалка — это ритмичный стишок, всегда был частью игры: счётом решали, кому водить.
Загадка — небольшое произведение народного творчества о загаданном, но неназванном предмете (о вещи, явлении). Он прячется за другой предмет, похожий на него.
Готовимся к выразительному чтению
Вспомни все изученные на уроке виды устного народного творчества. Определи, какое произведение устного народного творчества нужно читать так:
- Тихо, ласково, глядя в глаза собеседнику, улыбаться, сопровождать движениями.
- Чётко, ритмично, громко, быстро.
- Медленно, плавно, певуче, негромко.
- Потешка 2. Считалка 3. Колыбельная песня.
Прочитай ещё раз произведения устного народного творчества. Какое произведение понравилось больше остальных? Почему?
Продолжи фразы:
- На уроке я узнал(-а)…
- Умение читать выразительно произведения устного народного творчества мне нужны для того, чтобы…
- После урока я ещё прочитал(-а) бы…