Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки

Устное народное творчество

26.04.2024
1747
0

Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики»

Цели урока

  • узнать, что такое народная сказка
  • научиться характеризовать героев сказок и с помощью интонации передавать их настроение

Словарь

Кузнец — мастер, занимающийся обработкой металла. 

Коса — инструмент для скашивания травы.

Напёрсточек — металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой.

Схоронилась — спряталась.

Произведения для самостоятельного изучения

Русская народная сказка «Репка»

Русская народная сказка «Колобок»

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Русская народная сказка «Маша и медведь»

Русская народная сказка «Кот, Петух и Лиса»

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Английская народная сказка «Джонни-пончик»

Румынская народная сказка «Коза и три козлёнка»


Что такое народная сказка?

 

Народная сказка — это произведение устного народного творчества, повествующее о событиях бытового или приключенческого характера с участием волшебных сил.


Как отличить сказку от любого другого вида устного народного творчества?


Это интересно!

 

Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их появления очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев сказок.

 

Слово «сказка» известно с XVII (17) века. До этого времени употребляли термин «байка» (басень) — от слова «бать» (рассказывать).

 

7 июня по всему миру отмечают Международный день сказок.

 

Исследователи по-разному определяют место рождения сказки. Например, Колобка приписывают Ульяновской области, потому что, по данным словаря Даля, именно в Симбирской губернии (сейчас Ульяновская) использовали слово «колебятка», что означало «последнее тесто из квашни».

 

Русские народные сказки схожи со сказками других народов. Существует английская народная сказка, в которой главного героя зовут Джонни-пончик . Сюжет сказки практически совпадает с русской народной сказкой «Колобок» за исключением того, что вместо зайца Джонни-пончик сначала уходит от двух рабочих.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» очень схожа с румынской сказкой «Коза и три козлёнка» .


Рассмотрите иллюстрацию. Вспомните название русской народной сказки. 

 

Кратко расскажите, о чём будет эта сказка.

 

Прочитайте сказку.

 


Петушок и бобовое зёрнышко

Жили-были петушок и курочка. Петушок всё торопился, всё торопился, а курочка знай себе приговаривает:

– Петя, не торопись. Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зёрнышки, да второпях и подавился.

Подавился, не дышит, не слышит, словно мёртвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

– Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зёрнышком.

Хозяйка говорит:

– Беги скорей к коровушке, проси у неё молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

– Коровушка, голубушка, дай скорей молока, хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

– Ступай скорей к хозяину, пусть он принесёт мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

– Хозяин, хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьёт маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

– Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

– Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зёрнышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молочка, хозяюшка сбила масло, дала маслица курочке. Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зёрнышко проскочило. Петушок вскочил и во всё горло закричал:

– Ку-ка-ре-ку!


Восстановите последовательность событий сказки.

Есть коса

Есть молоко

Есть маслице

Спасение петушка

Курочка бежит за помощью к кузнецу

Петушок подавился бобовым зёрнышком

Есть трава

Курочка бежит за помощью к хозяйке

Курочка бежит за помощью к коровушке

Курочка бежит за помощью к хозяину

 


Готовимся к выразительному чтению

 

Попробуйте охарактеризовать каждого героя сказки и выбрать правильную интонацию при чтении. Для этого заполните пустые клетки таблицы. Пользуйтесь словами для справок.

Герой сказки

Характер героя

Интонация при чтении

Петушок

Курочка

Все остальные герои (хозяйка, хозяин, кузнец)

 

Характер героя: заботливый, злой, беспокойный, непослушный.

 

Интонация при чтении: напуганная, взволнованная, спокойная, торопливая.

 

Прочитайте ещё раз сказку, передавая нужную интонацию при чтении.


Какие признаки сказки вы заметили, читая сказку «Петушок и бобовое зёрнышко»?

 

Повтор событий, победа добра.


Рассмотрите иллюстрацию к русской народной сказке «У страха глаза велики». Выскажите предположение: о чём эта сказка?

Прочитайте сказку.


У страха глаза велики

Русская народная сказка

 

Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с напёрсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

Внучка плачет:

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».


Подумайте, чем отличается пословица от поговорки?

 

Пословица — краткое изречение, выражающее законченную мысль поучительного характера.

Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Законченная мысль: Лучше иметь много друзей, чем много денег.

Поговорка — фраза, не выражающая законченную мысль.

Например: И много друзей, да нет дружка.


Найдите в сказке поговорку.

 

Обратите внимание на название сказки!


Готовимся к выразительному чтению

 

Кто из героев сказки это говорит?

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

— Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!

Подумайте, с какой интонацией прочитать эти выражения? Прочитайте выразительно.

испуганно

восторженно

тревожно

разочарованно

 


Отметьте верные для вас высказывания:

· Сегодня на уроке я много читал(-а).

· Я понял(-а), что значит читать сказки выразительно.

· Я умею передавать при чтении настроение героев.

· Мне было интересно заниматься.

 

 

 

 


Ответы

Герой сказки

Характер героя

Интонация при чтении

Петушок

непослушный

Курочка

заботливый

напуганная, торопливая

Все остальные герои (хозяйка, хозяин, кузнец)

беспокойный

взволнованная


 

Предыдущий урок
Малые жанры устного народного творчества. Русские народные сказки
Устное народное творчество
Следующий урок
Лирические стихотворения об осени. Художественный и научно-популярный тексты
Произведения об осени
Урок подготовил(а)
teacher
Вера Ивановна
Начальная школа
Опыт работы: 25 лет
Поделиться:
  • Time

    Английский язык

  • Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, жи—ши, ча—ща, чу—щу

    Русский язык

  • Food. Drinks

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке