- Дать определение понятия «природопользование»
- Изучить различия между рациональным и нерациональным природопользованием
- Изучить методы рационального природопользования
- Знать определение понятия «природопользование»
- Уметь приводить примеры рационального природопользования
- Знать методы рационального природопользования
Существуют теории отказа от достижений цивилизации. Некоторые из них являются частью верований, какие-то представляют из себя самостоятельные течения, например анархо-примитивизм. Как вы считаете, если бы сейчас человечество отказалось от достижений цивилизации и вернулось к присваивающему типу хозяйства, возможно ли восстановление природной среды до того состояния, в котором она находилась до аграрной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.
Человечество на протяжении многих веков активно потребляло природные ресурсы, что привело к их значительному истощению. Хозяйственная деятельность стала причиной возникновения множества зон экологических бедствий. И только в XX веке люди стали задумываться о состоянии планеты, о последствиях нерационального использования ресурсов, о грядущих экологических катастрофах.
Природопользование — сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.
Различают рациональное (от лат. ratio — разум) и нерациональное природопользование. Характеризуются они следующим:
Особенности природопользования в странах мира в начале ХХI века:
Первая группа
|
Вторая группа
|
Третья группа
|
Небольшой рост объёмов производства и сокращение масштабов загрязнения окружающей среды
|
Значительный рост объёмов производства и существенное увеличение масштабов загрязнения окружающей среды
|
Неравномерный рост объёмов производства и различные тенденции к изменениям масштабов загрязнения окружающей среды
|
Западная Европа (Германия, Великобритания, Швейцария, Дания, Бельгия и др.)
|
Восточная Азия (Китай и др.), Южная Азия (Индия и др.), Юго-Западная Азия (Иран и др.)
|
Большинство стран мира
|
Масштабы изменения человеком природы колоссальны. Более 1/5 поверхности суши принципиально изменилось, а примерно на 70 % заметны отрицательные результаты человеческой деятельности. В большей или меньшей степени поменялся внешний облик всех территорий нашей планеты.
Остро стоит проблема сокращения площади лесов, которые являются основным источником кислорода в атмосфере. Лесозаготовка, вырубка деревьев для освобождения территории под пашню и лесные пожары сократили лесопокрытые площади практически вдвое от первоначальных значений. В Африке сокращение лесов приводит к расширению зоны пустыни.
Одной из глобальных проблем человечества является проблема нехватки пресной воды. Около четверти населения планеты ощущает эту нехватку, а в некоторых странах (преимущественно Юго-Западной Азии и Северной Африки) более половины жителей не имеют доступ к чистой питьевой воде.
Наряду с этим ухудшилось состояние Мирового океана. Значительная часть акватории загрязнена бытовыми отходами и отходами нефтяной промышленности. Загрязнение и браконьерство привели к сокращению биологических ресурсов океана.
Существует несколько методов, способствующих рациональному природопользованию.
Значимость природных ресурсов для развития человеческой цивилизации остаётся высокой. Сокращение количества и ухудшение качества многих из них заставляет задуматься об их сохранении. Несмотря на то что ряд стран продолжает нерационально использовать ресурсы, большинство развитых стран мира пришли к выводу, что только глобальный переход на рациональное природопользование способен сохранить окружающую природную среду.
Контрольные вопросы
1. Выберите два примера нерационального природопользования:
1) рекультивация земель в районах добычи угля;
2) использование природного газа вместо угля на ТЭС;
3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах;
4) комплексное использование добываемого сырья;
5) распашка земель вдоль склонов.
2. Выберите два примера рационального природопользования:
1) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд;
2) сплав леса по рекам отдельными брёвнами;
3) избыточное орошение в засушливых районах;
4) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;
5) создание полезащитных лесополос в степной зоне.
1. 3, 5
2. 4, 5