Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: География природопользования

Природопользование и охрана природы

20.11.2024
3246
0

География природопользования

План урока

  1. Дать определение понятия «природопользование»
  2. Изучить различия между рациональным и нерациональным природопользованием
  3. Изучить методы рационального природопользования

Цели урока

  1. Знать определение понятия «природопользование»
  2. Уметь приводить примеры рационального природопользования
  3. Знать методы рационального природопользования

Разминка

Существуют теории отказа от достижений цивилизации. Некоторые из них являются частью верований, какие-то представляют из себя самостоятельные течения, например анархо-примитивизм. Как вы считаете, если бы сейчас человечество отказалось от достижений цивилизации и вернулось к присваивающему типу хозяйства, возможно ли восстановление природной среды до того состояния, в котором она находилась до аграрной эпохи? Обоснуйте свою точку зрения.


Человечество на протяжении многих веков активно потребляло природные ресурсы, что привело к их значительному истощению. Хозяйственная деятельность стала причиной возникновения множества зон экологических бедствий. И только в XX веке люди стали задумываться о состоянии планеты, о последствиях нерационального использования ресурсов, о грядущих экологических катастрофах. 


Природопользование — сфера общественно-производственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человечества с помощью природных ресурсов.


Различают рациональное (от лат. ratio — разум) и нерациональное природопользование. Характеризуются они следующим:

 

 

Особенности природопользования в странах мира в начале ХХI века:

 

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Небольшой рост объёмов производства и сокращение масштабов загрязнения окружающей среды

Значительный рост объёмов производства и существенное увеличение масштабов  загрязнения окружающей среды

Неравномерный рост объёмов производства и различные тенденции к изменениям  масштабов загрязнения окружающей среды

Западная Европа (Германия, Великобритания, Швейцария, Дания, Бельгия и др.)

Восточная Азия (Китай и др.), Южная Азия (Индия и др.), Юго-Западная Азия (Иран и др.)

Большинство стран мира

 

Масштабы  изменения человеком природы колоссальны.  Более 1/5  поверхности суши принципиально изменилось, а примерно на 70 % заметны отрицательные  результаты человеческой  деятельности.  В большей или меньшей степени поменялся внешний облик всех территорий нашей планеты.

 

 

 

Рис. 3. Спутниковые снимки изменения лесопокрытых площадей в штате Рондония, Бразилия с 1975 (слева) по 2009 (справа) годы

Остро стоит проблема сокращения площади лесов, которые являются основным источником кислорода в атмосфере. Лесозаготовка, вырубка деревьев для освобождения территории под пашню и лесные пожары сократили лесопокрытые площади практически вдвое от первоначальных значений. В Африке сокращение лесов приводит к расширению зоны пустыни. 

 

Одной из глобальных проблем человечества является проблема нехватки пресной воды. Около четверти населения планеты ощущает эту нехватку, а в некоторых странах (преимущественно Юго-Западной Азии и Северной Африки) более половины жителей не имеют доступ к чистой питьевой воде.

 

Наряду с этим ухудшилось состояние Мирового океана. Значительная часть акватории загрязнена бытовыми отходами и отходами нефтяной промышленности. Загрязнение и браконьерство привели к сокращению биологических ресурсов океана.

 

 

 

Существует несколько методов, способствующих рациональному природопользованию.

 

 

 


Вывод

Значимость природных ресурсов для развития человеческой цивилизации остаётся высокой. Сокращение количества и ухудшение качества многих из них заставляет задуматься об их сохранении. Несмотря на то что ряд стран продолжает нерационально использовать ресурсы, большинство развитых стран мира пришли к выводу, что только глобальный переход на рациональное природопользование способен сохранить окружающую природную среду.



Контрольные вопросы 
 

1. Выберите два примера нерационального природопользования:

 

1) рекультивация земель в районах добычи угля;

2) использование природного газа вместо угля на ТЭС;

3) захоронение токсичных отходов в густонаселённых районах;

4) комплексное использование добываемого сырья;

5) распашка земель вдоль склонов.

 

2. Выберите два примера рационального природопользования:

 

1) извлечение одного компонента при переработке полиметаллических руд;

2) сплав леса по рекам отдельными брёвнами;

3) избыточное орошение в засушливых районах;

4) создание системы оборотного водоснабжения на промышленных предприятиях;

5) создание полезащитных лесополос в степной зоне.

 



 

Ответы

1. 3, 5

2. 4, 5 


Предыдущий урок
География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации
География как наука
Следующий урок
Взаимодействие общества и природной среды
Природопользование и охрана природы
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Кинетическая энергия. Потенциальная энергия

    Физика

  • Взаимодействие общества и природной среды

    География

  • Температура — мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул. Распределение молекул газа по скоростям

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке