- Выяснить влияние природной среды на людей
- Рассмотреть основные этапы взаимодействия человека и природной среды
- Дать определения понятий «географическая среда» и «ноосфера»
- Знать основные эпохи взаимодействия человека и природной среды
- Уметь прослеживать изменения от эпохи к эпохе
- Знать определения понятий «географическая среда» и «ноосфера»
- Какие существуют плюсы и минусы у оседлого образа жизни?
- Как, по вашему мнению, изменится облик планеты через 20 лет?
Несмотря на значительное изменение человеком природной среды, на Земле ещё остались территории, не тронутые человеческой деятельностью. Современный этап развития цивилизации характеризуется вовлечённостью в эту деятельность большей части поверхности, недр, атмосферы и даже ближайшего космоса. Постепенно человек расширяет своё жизненное пространство, осваивая территории с экстремальными природными условиями.
Природа оказала значительное влияние на людей, начиная с особенностей внешности (расовые признаки: цвет кожи, телосложение и т. д.) и физиологии (обмен веществ и т. д.), заканчивая влиянием на хозяйственную деятельность (возделываемые культуры, строительство, промышленная специализация и т. д.).
В истории взаимодействия человека и природной среды можно выделить несколько эпох. Для каждой из них характерен преобладающий вид деятельности и соответствующая ему степень изменения природной среды. Характеристика выделенных эпох представлена в таблице.
Таблица 1. Особенности взаимодействия человека и природной среды
Переход от одной эпохи к другой связан с изменением характера человеческой деятельности: от присваивающей к производящей. Каждый переход сопровождался увеличением численности населения и, как следствие, повышением потребления природных ресурсов и увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду. Происходило расширение площади антропогенных ландшафтов за счёт сокращения природных. Географическая среда — часть природного окружения человека, связанная с его жизнью и хозяйственной деятельностью — так же расширяла свои границы. При этом состояние самой природной среды постоянно ухудшалось и в настоящий момент носит критический и катастрофический характер.
В тот период, когда человеческая деятельность стала фактором планетарного масштаба за счёт развития науки и техники и увеличения численности, профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа было предложено понятие «ноосфера» («мыслящая» оболочка). Затем русским учёным Владимиром Ивановичем Вернадским было разработано учение о ноосфере. Вернадский развивал мысль о том, что человек является мощной геологической силой, способной перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Так же он рассматривал ноосферу как этап развития биосферы: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».
Ноосфера — это оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей.
Дальнейшее существование человека зависит от сохранения им окружающей природной среды, внедрения природосберегающих технологий во все сферы деятельности и развития экологического мышления.
Человек — единственный биологический вид, который в значительной мере преобразил окружающее его пространство. В настоящее время на человека в большей степени оказывает влияние не первозданная природа, а уже изменённая им самим окружающая среда. Перед человечеством стоит задача преодоления кризисного состояния среды и сохранения её для будущих поколений.
Контрольные вопросы
1. Почему в постиндустриальную эпоху не уменьшились масштабы использования природных ресурсов и отрицательного воздействия человека на окружающую среду?
2. Приведите 2–3 примера территорий, находящихся в кризисном состоянии из-за деятельности человека.
3. Где на нашей планете сохранились районы, где население по-прежнему ведёт преимущественно присваивающую хозяйственную деятельность?