Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Взаимодействие общества и природной среды

Природопользование и охрана природы

18.01.2025
2978
0

Взаимодействие общества и природной среды

План урока

  1. Выяснить влияние природной среды на людей
  2. Рассмотреть основные этапы взаимодействия человека и природной среды
  3. Дать определения понятий «географическая среда» и «ноосфера»

Цели урока

  1. Знать основные эпохи взаимодействия человека и природной среды
  2. Уметь прослеживать изменения от эпохи к эпохе
  3. Знать определения понятий «географическая среда» и «ноосфера»

Разминка

  1. Какие существуют плюсы и минусы у оседлого образа жизни?
  2. Как, по вашему мнению, изменится облик планеты через 20 лет?


Несмотря на значительное изменение человеком природной среды, на Земле ещё остались территории, не тронутые человеческой деятельностью. Современный этап развития цивилизации характеризуется вовлечённостью в эту деятельность большей части поверхности, недр, атмосферы и даже ближайшего космоса. Постепенно человек расширяет своё жизненное пространство, осваивая территории с экстремальными природными условиями.

 

Природа оказала значительное влияние на людей, начиная с особенностей внешности (расовые признаки: цвет кожи, телосложение и т. д.) и физиологии (обмен веществ и т. д.), заканчивая влиянием на хозяйственную деятельность (возделываемые культуры, строительство, промышленная специализация и т. д.).

 

В истории взаимодействия человека и природной среды можно выделить несколько эпох. Для каждой из них характерен преобладающий вид деятельности и соответствующая ему степень изменения природной среды. Характеристика выделенных эпох представлена в таблице.

 

Таблица 1.  Особенности взаимодействия человека и природной среды

 

 

 

 

Переход от одной эпохи к другой связан с изменением характера человеческой деятельности: от присваивающей к производящей. Каждый переход сопровождался увеличением численности населения и, как следствие, повышением потребления природных ресурсов и увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду. Происходило расширение площади антропогенных ландшафтов за счёт сокращения природных. Географическая среда — часть природного окружения человека, связанная с его жизнью и хозяйственной деятельностью — так же расширяла свои границы. При этом состояние самой природной среды постоянно ухудшалось и в настоящий момент носит критический и катастрофический характер.

 

В тот период, когда человеческая деятельность стала фактором планетарного масштаба за счёт развития науки и техники и увеличения численности, профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа было предложено понятие «ноосфера» («мыслящая» оболочка). Затем русским учёным Владимиром Ивановичем Вернадским было разработано учение о ноосфере. Вернадский развивал мысль о том, что человек является мощной геологической силой, способной перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Так же он рассматривал ноосферу как этап развития биосферы: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».


Ноосфера — это оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей.


Дальнейшее существование человека зависит от сохранения им окружающей природной среды, внедрения природосберегающих технологий во все сферы деятельности и развития экологического мышления.


Вывод

Человек — единственный биологический вид, который в значительной мере преобразил окружающее его пространство. В настоящее время на человека в большей степени оказывает влияние не первозданная природа, а уже изменённая им самим окружающая среда. Перед человечеством стоит задача преодоления кризисного состояния среды и сохранения её для будущих поколений.



Контрольные вопросы
 

1. Почему в постиндустриальную эпоху не уменьшились масштабы использования природных ресурсов и отрицательного воздействия человека на окружающую среду?

2. Приведите 2–3 примера территорий, находящихся в кризисном состоянии из-за деятельности человека.

3. Где на нашей планете сохранились районы, где население по-прежнему ведёт преимущественно присваивающую хозяйственную деятельность?


Предыдущий урок
География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации
География как наука
Следующий урок
География природопользования
Природопользование и охрана природы
Урок подготовил(а)
Татьяна Юрьевна
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
  • Лексика. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы

    Русский язык

  • Тепловые машины. Второй закон термодинамики. Принцип действия тепловых машин

    Физика

  • Второй закон термодинамики. Необратимость процессов в природе

    Физика

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке