Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации

География как наука

17.04.2024
3893
0

География как наука. Методы географических исследований и источники географической информации

План урока

  1. Определить место географии в системе наук
  2. Изучить этапы развития географии и её структуру
  3. Выделить элементы системы научных знаний в географии
  4. Выяснить, какие существуют источники географических знаний и методы географических исследований

Цели урока

  1. Знать определение понятия «география»
  2. Знать структуру географии
  3. Уметь выделять элементы системы научных знаний в географии
  4. Понимать, какие методы могут применяться в тех или иных географических исследованиях

Разминка

  1. Какие учёные древности внесли значительный вклад в развитие географии как науки?
  2. Перечислите научные дисциплины, с которыми тесно связана география, и обоснуйте свой ответ.


География как наука зародилась ещё в древности и не прекращает развиваться до сих пор. Её основная задача — анализ пространственных закономерностей размещения объектов, процессов и явлений. В этом и состоит уникальность географии — она даёт целостное представление о той или иной территории, включающее как физические, так и социально-экономические аспекты.

 

Родоначальником географии принято считать Эратосфена Киренского, который впервые употребил термин «географика» (в переводе с греч. «землеописание»)     в III–II вв. до н. э. Сейчас, согласно Большой российской энциклопедии,

география — это комплекс естественных и общественных наук, изучающих структуру, функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве её отдельных частей — природных и природно-общественных геосистем и компонентов.

 

Одним из важнейших этапов в развитии знаний о Земле является эпоха Великих географических открытий, которая не только внесла значительный вклад в географию, но и повлияла на экономику и политику стран мира. 

 

В XVII–XIX вв. географы занимались не только открытием и описанием новых территорий, но и глубоким анализом закономерностей и связей между объектами, процессами и явлениями на этих территориях и в целом на планете. 

 

Основные цели современной географии — географическое обоснование рационального природопользования и территориальной организации общества, создание стратегии экологически безопасного развития цивилизации. 

 

Структура современной географии представлена на схеме:

 

Схема 1. Структура современной географии


В каждой науке существует своя система научных знаний. Характеристики данной системы в географии сформулировал Владимир Павлович Максаковский — известный географ, академик РАО.

Учение — совокупность теоретических положений (теорий, концепций 

и др.). Примеры: учения о биосфере, ноосфере, природопользовании, происхождении культурных растений, почвах, географической оболочке, географической зональности, ПТК и др.

 

Теория — система основных идей в той или иной отрасли знания. Примеры: теории тектоники литосферных плит, экономического районирования и др.

 

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.  Пример: периодический закон зональности Григорьева-Будыко (повторение однотипных географических зон располагается в порядке изменения величины радиационного баланса при сохранении постоянного соотношения тепла и влаги).

 

Закономерность — постоянно повторяющаяся взаимосвязь явлений реального мира; последовательное проявление действия какого-либо закона.

 

Концепция — совокупность наиболее существенных элементов теории, точка зрения, основная идея для понимания сущности определённых процессов и явлений. Примеры: концепция опорного каркаса территории Николая Николаевича Баранского, концепция больших циклов Николая Дмитриевича Кондратьева и др.

 

Гипотеза — предположение о причинах каких-либо явлений, не проверенное и не подтверждённое экспериментом. Примеры: гипотезы дрейфа материков, стабилизации численности населения Земли и др.

 

Понятие — мысль, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; рассматривается как элемент учений, теорий, концепций и гипотез.

 

Термин — слово или словосочетание, обозначающее понятие и фиксирующее его в кратком изложении. Понятия и термины — это язык науки. 


Чтобы получить географическую информацию, можно воспользоваться различными источниками. Многие из них известны с давних времён: исторические документы, научная литература, энциклопедии. В настоящий момент широко используются ресурсы Интернета и спутниковых систем, которые позволяют получать некоторую информацию в режиме реального времени (например результаты голосований). Но основным источником географической информации были и остаются карты. Возможности современной картографии значительно расширились, и теперь мы можем пользоваться не только бумажными картами, но и их цифровыми аналогами.

 

Особое место занимают геоинформационные системы (ГИС) — системы сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах. Особенностью ГИС является то, что данные представлены в виде тематических слоёв, которые объединены на основе территориального принципа и выполнены в одном масштабе. Выполняя генерализацию (отключение некоторых слоёв), можно выявить закономерности, которые на бумажных носителях информации практически невозможно заметить.

 

География как наука имеет различные методы исследования — способы достижения цели и получения новых научных знаний. Методы можно разделить на две группы: общенаучные и географические.

 

Схема 2. Методы географических исследований

 

Стоит обратить внимание на географическое прогнозирование. Поскольку данный метод позволяет оценить перспективы развития какой-либо территории или страны на основе созданной гипотезы, учитывающей целый комплекс параметров.


Вывод

География — наука, основанная на интеграции знаний о природе и обществе, формирующая географическое обоснование рационального природопользования, организации пространства и дающая прогноз развития территорий.

 

Современные методы исследования многообразны, динамично развиваются и позволяют производить глубокий комплексный анализ процессов и явлений и на их основе решать различные задачи на локальном, региональном и глобальном уровнях.


Контрольные вопросы 
 

1. Из предыдущих курсов географии вспомните и назовите, что послужило причиной начала эпохи Великих географических открытий.

2. Приведите 2–3 примера географических концепций, не указанных в тексте параграфа.

3. Какой метод исследования в географии в настоящий момент является самым актуальным? Обоснуйте свой ответ.

4. Для исследования каких объектов и явлений может быть использован статистический метод?


Предыдущий урок
Общая характеристика регионов и стран мира
Общая характеристика мира
Урок подготовил(а)
teacher
Татьяна Юрьевна
Учитель географии
Опыт работы: более 25 лет
Поделиться:
  • Великая российская революция. Октябрь 1917 г.

    История

  • Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения

    Обществознание

  • Решение простейших тригонометрических неравенств. Уравнения, содержащие ограничения по ОДЗ

    Алгебра

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке