Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Мейоз

Цитология

27.02.2024
2277
0

Мейоз

План урока

  • Стадии мейоза
  • Биологическое значение

Цели урока

  • сравнивать поведение клеточных структур в интерфазу, на этапах митоза и мейоза
  • объяснять биологическое значение этапов деления
  • решать задачи на определение хромосомного набора и количества ДНК на разных стадиях клеточного цикла

Разминка

Как объяснить с помощью биологии математическое выражение:  46 : 2 = 46?
(Это не опечатка!)

 

При половом размножении молодая особь развивается в результате слияния двух половых клеток. Однако в клетках потомства количество хромосом не а увеличивается, а остаётся постоянным. Объясните, почему число хромосом в клетках не увеличивается с каждым поколением?

 


Мейоз — это редукционное деление, при котором хромосомный набор клетки уменьшается вдвое.


Для мейоза характерны те же стадии, что и для митоза, но мейоз состоит из двух последовательных процессов — первого деления мейоза (мейоз I) и второго деления мейоза (мейоз II) . В результате образуются не две, а четыре клетки с гаплоидным набором хромосом.

 

I деление мейоза —  редукционное

 

Профаза I

(рис. 1.1)

  1. Ядрышки растворяются,
  2. Центриоли расходятся к полюсам клетки,
  3. Ядерная оболочка растворяется,
  4. Образуются нити веретена деления,
  5. Двухроматидные хромосомы спирализуются,
  6. Конъюгация — точное и тесное сближение гомологичных хромосом и переплетение их хроматид,
  7. Кроссинговер — обмен одинаковыми (гомологичными) участками  хромосом, содержащими одни и те же аллельные гены.

Метафаза I

(рис. 1.2)

  1. Пары гомологичных двухроматидных хромосом выстраиваются вдоль экватора клетки,
  2. Нити веретена деления присоединяются к центромере одной из пары хромосом от одного полюса; к другой из пары хромосом от другого полюса.

Анафаза I

(рис. 1.3)

  1. Нити веретена деления сокращаются,
  2. К полюсам расходятся по одной двухроматидной хромосоме из гомологичной пары.

Телофаза I

(рис. 1.4)

(иногда отсутствует)

  1. Восстанавливается ядерная оболочка,
  2. На экваторе закладывается клеточная перегородка,
  3. Растворяются нити веретена деления,
  4. Формируется вторая центриоля.

 

ВЫВОД: происходит уменьшение числа хромосом.

 

Рис. 1. Мейоз: поведение хромосом в фазы I деления мейоза

 

II деление мейоза —  митотическое

 

Профаза II

(рис. 2.1)

  1. Центриоли расходятся к плюсам клетки,
  2. Ядерная оболочка растворяется,
  3. Образуются нити веретена деления.

Метафаза II

(рис. 2.2)

  1. Двухроматидные хромосомы сосредотачиваются на экваторе клетки,
  2. К каждой хромосоме подходят две нити от разных полюсов,
  3. Нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.

Анафаза II

(рис. 2.3)

  1. Центромеры разрушаются,
  2. Нити веретена деления сокращаются,
  3. Однохроматидные хромосомы растягиваются нитями веретена деления к полюсам клетки.

Телофаза II

(рис. 2.4)

  1. Однохроматидные хромосомы раскручиваются до хроматина,
  2. Формируется ядрышко,
  3. Восстанавливается ядерная оболочка,
  4. На экваторе закладывается клеточная перегородка,
  5. Растворяются нити веретена деления,
  6. Формируется вторая центриоля.

 

ВЫВОД: хромосомы становятся однохроматидными.

Рис. 2. Мейоз: поведение хромосом в фазы II деления мейоза

ВЫВОД: в результате мейоза из одной соматической клетки образуется 4 половых клетки с гаплоидным набором хромосом (n) и однохроматидными хромосомами (с).

 

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Мейоз обеспечивает появление разнообразных по качеству генетической информации половых клеток — гамет у животных и спор у растений. Это связано с особым поведением хромосом в мейозе.

  1. В мейозе гомологичные хромосомы всегда попадают в разные гаметы. Так как они могут нести разные по качеству признаки, то образующиеся гаметы не идентичны по генному набору.
     
  2. Негомологичные хромосомы расходятся в гаметы произвольно, независимо друг от друга. Это связано со случайным расположением бивалентов в мейозе I и их независимым расхождением в анафазе I. Следовательно, отцовские и материнские хромосомы распределяются в гаметах случайным образом. Этот процесс, называемый независимым распределением , приводит к увеличению числа типов гамет и является основой генетического разнообразия организмов, способных к половому размножению.


Контрольные вопросы

  1. В чём различие завершающей фазы митоза растительной и животной клеток? С чем оно может быть связано?
  2. Какой тип деления клетки лежит в основе полового размножения? Какие клетки образуются в результате такого деления? Какое это имеет значение?
  3. Опишите стадии мейоза. Как распределяются гомологичные и негомологичные хромосомы в мейозе? Какое значение это имеет для организмов?
  4. В чём основное отличие мейоза от митоза? С чем это связано?
  5. Объясните биологический смысл мейоза. Почему редукционное деление имеет место только при половом размножении? Ответ обоснуйте.


Подумайте

  1. Сравните митоз и мейоз. По рисунку определите деление клеток, как обозначенных цифрами I и II, количество и качество хромосом в дочерних клетках (I — 1, 2; II — 3–8). Какие наборы хромосом образуются в клетках в результате деления?

     
  2. Рассмотрите рисунок. Определите, какие из стадий изображённых на нём, соответствуют митозу, а какие мейозу. Ответ объясните.


Предыдущий урок
Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных
Цитология
Следующий урок
Клетка – структурная и функциональная единица
Цитология
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Экономический и политический кризис начала 1920-х годов. Переход к НЭПу

    История

  • Факторы размещения хозяйства

    География

  • Частицы НЕ и НИ

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке