Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных

Цитология

11.07.2025
3913
0

Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных

План урока

  • Эволюция клетки
  • Особенности строения клеток растений и животных

Цели урока

  • проводить сравнительный анализ структур
  • пользоваться цитологической терминологией при равнении анатомии и физиологии клеток растений и животных
  • устанавливать причинно-следственные связи между структурами растительных и животных клеток
  • объяснять логическую последовательность предполагаемых путей эволюции растительных и животных организмов
  • демонстрировать роль знаний о прокариотических клетках в жизни человека

Разминка

  • В лаборатории сравнили способы поступления веществ в растительную и животную клетки и выяснили, что в растительную клетку вещества поступают путём осмоса, а животная клетка способна использовать механизмы фаго- и пиноцитоз. Попробуйте объяснить причины разных способов проникновения веществ.

Эволюция клетки

 

Жизнь возникла на Земле несколько миллиардов лет тому назад. По современным данным, у всех живых существ был единый предок. Об этом говорит сходство химического состава живых организмов, клеточное строение, сходство многих клеточных структур, единый источник энергии в клетке, единые принципы кодирования наследственной информации, сходные процессы деления клеток 

и т. д. Но жёсткая конкуренция за пищевые ресурсы способствовала появлению автотрофного питания (сначала хемосинтеза).

 

Первые автотрофы, вероятно, с помощью солнечной энергии окисляли сероводород до сульфатов, а высвобождающийся при этом водород использовали для восстановления диоксида углерода до углеводов. Кислород при этом не выделяется. Позже появился фотосинтез, в результате которого образовался побочный продукт — кислород. Фотосинтез обеспечил запасы органических веществ, что, в свою очередь, привело к многообразию гетеротрофов.

 

Естественно, зародившись, живые существа пошли различными эволюционными путями. Сейчас на Земле сосуществуют представители нескольких царств, и преобладают среди них представители растений и животных. Разные эволюционные пути привели к различиям в физиологии клеток этих двух царств, а следовательно, и в анатомии клетки.

 

Царство Растения

Царство Животные

Фотоавтотрофный тип питания

Гетеротрофный тип питания

Строительный материал для синтеза сложных органических соединений: 

неорганические молекулы CO2 и H2O

готовые органические молекулы других организмов

Энергия:

солнечного света

химических связей
органических соединений

 

Особенности строения клеток растений и животных

 

Это принципиальное различие в способе питания, по-видимому, привело к значительным несоответствиям в строении клеток животных (рис. 1а) и растений (рис. 1б).

 

Важнейшим отличием растительных клеток является наличие пластид, клеточной стенки,  плазмодесм, крупных вакуолей (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнение клеток растений и животных

 

Признаки

Клетки

растений

животных

Клеточная стенка*

Есть (целлюлозная)

Нет

Плазмодесмы**

Есть

Нет

Вакуоли***

Есть (немногочисленные крупные, заполнены клеточным соком) 

Многочисленные мелкие пищеварительные, или сократительные. Строение не такое, как у вакуолей растений.

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Нет

Центриоли

Нет. Искл. — низшие растения.

Есть

Резервный углевод

Крахмал

Гликоген

Способ питания

Автотрофное

Гетеротрофное

Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях

В митохондриях 

Расщепление АТФ

В хлоропластах и всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Во всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Способ хранения питательных веществ

Чаще располагаются в клеточном соке вакуоли

Расположены в цитоплазме в виде клеточных включений

Деление клетки

Образуется перегородка между дочерними клетками

Образуется перетяжка между дочерними клетками


*Клеточная стенка ー структура растительной клетки, образованная целлюлозой, откладывается на первичную оболочку клетки, после того как клетка перестаёт расти. Клеточная стенка построена из целлюлозы и ряда других веществ.

 

**Плазмодесмы ー особые структуры растительных клеток, являются цитоплазматическими тяжами, соединяющими содержимое соседних клеток. Плазмодесмы связывают эндоплазматические сети различных клеток, проходя через каналы, образующиеся в клеточной стенке во время деления. По плазмодесмам происходит обмен веществами между клетками.

 

***Вакуоль ー в растительных клетках обязательно имеется крупная вакуоль, заполненная клеточным соком. Из-за наличия у растительных клеток плотной клеточной стенки именно вакуоль регулирует тургорное (внутриклеточное) давление, контролируя водный обмен. Кроме того, в вакуолях накапливаются запасные питательные вещества, а иногда и вредные продукты обмена.


Рис. 1. Особенности строения: а — животной клетки; б — растительной клетки Рис. 1. Особенности строения: а — животной клетки; б — растительной клетки


Контрольные вопросы

  1. Назовите признаки сходства строения растительной и животной клетки.
  2. Как устроена фототрофная клетка?
  3. Чем отличается автотрофный тип питания от гетеротрофного?
  4. Каковы функции клеточной стенки?
  5. Каковы функции плазмодесмы?


Подумайте



1. Подумайте и объясните причины отличительных особенностей животной клетки.
 

2. Сравните физиологические процессы животной и растительной клетки и укажите особенности строения с ними связанные.

3. Объясните причины расхождения эволюционных путей развития и формирование двух царств — Растений и Животных.

4. Рассмотрите рисунок,  вспомните особенности симбиотической гипотезы происхождения двумембранных органоидов и определите, какие типы клеток обозначены цифрами. Объясните их происхождение. Какие клеточные структуры обозначены буквами? Установите, какой тип питания и обмена веществ характерен для каждого из изображённых на схеме организмов.


Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных

План урока

  • Эволюция клетки
  • Особенности строения клеток растений и животных

Цели урока

  • проводить сравнительный анализ структур
  • пользоваться цитологической терминологией при равнении анатомии и физиологии клеток растений и животных
  • устанавливать причинно-следственные связи между структурами растительных и животных клеток
  • объяснять логическую последовательность предполагаемых путей эволюции растительных и животных организмов
  • демонстрировать роль знаний о прокариотических клетках в жизни человека

Разминка

  • В лаборатории сравнили способы поступления веществ в растительную и животную клетки и выяснили, что в растительную клетку вещества поступают путём осмоса, а животная клетка способна использовать механизмы фаго- и пиноцитоз. Попробуйте объяснить причины разных способов проникновения веществ.

Эволюция клетки

 

Жизнь возникла на Земле несколько миллиардов лет тому назад. По современным данным, у всех живых существ был единый предок. Об этом говорит сходство химического состава живых организмов, клеточное строение, сходство многих клеточных структур, единый источник энергии в клетке, единые принципы кодирования наследственной информации, сходные процессы деления клеток 

и т. д. Но жёсткая конкуренция за пищевые ресурсы способствовала появлению автотрофного питания (сначала хемосинтеза).

 

Первые автотрофы, вероятно, с помощью солнечной энергии окисляли сероводород до сульфатов, а высвобождающийся при этом водород использовали для восстановления диоксида углерода до углеводов. Кислород при этом не выделяется. Позже появился фотосинтез, в результате которого образовался побочный продукт — кислород. Фотосинтез обеспечил запасы органических веществ, что, в свою очередь, привело к многообразию гетеротрофов.

 

Естественно, зародившись, живые существа пошли различными эволюционными путями. Сейчас на Земле сосуществуют представители нескольких царств, и преобладают среди них представители растений и животных. Разные эволюционные пути привели к различиям в физиологии клеток этих двух царств, а следовательно, и в анатомии клетки.

 

Царство Растения

Царство Животные

Фотоавтотрофный тип питания

Гетеротрофный тип питания

Строительный материал для синтеза сложных органических соединений: 

неорганические молекулы CO2 и H2O

готовые органические молекулы других организмов

Энергия:

солнечного света

химических связей
органических соединений

 

Особенности строения клеток растений и животных

 

Это принципиальное различие в способе питания, по-видимому, привело к значительным несоответствиям в строении клеток животных (рис. 1а) и растений (рис. 1б).

 

Важнейшим отличием растительных клеток является наличие пластид, клеточной стенки,  плазмодесм, крупных вакуолей (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнение клеток растений и животных

 

Признаки

Клетки

растений

животных

Клеточная стенка*

Есть (целлюлозная)

Нет

Плазмодесмы**

Есть

Нет

Вакуоли***

Есть (немногочисленные крупные, заполнены клеточным соком) 

Многочисленные мелкие пищеварительные, или сократительные. Строение не такое, как у вакуолей растений.

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Нет

Центриоли

Нет. Искл. — низшие растения.

Есть

Резервный углевод

Крахмал

Гликоген

Способ питания

Автотрофное

Гетеротрофное

Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях

В митохондриях 

Расщепление АТФ

В хлоропластах и всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Во всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Способ хранения питательных веществ

Чаще располагаются в клеточном соке вакуоли

Расположены в цитоплазме в виде клеточных включений

Деление клетки

Образуется перегородка между дочерними клетками

Образуется перетяжка между дочерними клетками


*Клеточная стенка ー структура растительной клетки, образованная целлюлозой, откладывается на первичную оболочку клетки, после того как клетка перестаёт расти. Клеточная стенка построена из целлюлозы и ряда других веществ.

 

**Плазмодесмы ー особые структуры растительных клеток, являются цитоплазматическими тяжами, соединяющими содержимое соседних клеток. Плазмодесмы связывают эндоплазматические сети различных клеток, проходя через каналы, образующиеся в клеточной стенке во время деления. По плазмодесмам происходит обмен веществами между клетками.

 

***Вакуоль ー в растительных клетках обязательно имеется крупная вакуоль, заполненная клеточным соком. Из-за наличия у растительных клеток плотной клеточной стенки именно вакуоль регулирует тургорное (внутриклеточное) давление, контролируя водный обмен. Кроме того, в вакуолях накапливаются запасные питательные вещества, а иногда и вредные продукты обмена.


Рис. 1. Особенности строения: а — животной клетки; б — растительной клетки Рис. 1. Особенности строения: а — животной клетки; б — растительной клетки


Контрольные вопросы

  1. Назовите признаки сходства строения растительной и животной клетки.
  2. Как устроена фототрофная клетка?
  3. Чем отличается автотрофный тип питания от гетеротрофного?
  4. Каковы функции клеточной стенки?
  5. Каковы функции плазмодесмы?


Подумайте



1. Подумайте и объясните причины отличительных особенностей животной клетки.
 

2. Сравните физиологические процессы животной и растительной клетки и укажите особенности строения с ними связанные.

3. Объясните причины расхождения эволюционных путей развития и формирование двух царств — Растений и Животных.

4. Рассмотрите рисунок,  вспомните особенности симбиотической гипотезы происхождения двумембранных органоидов и определите, какие типы клеток обозначены цифрами. Объясните их происхождение. Какие клеточные структуры обозначены буквами? Установите, какой тип питания и обмена веществ характерен для каждого из изображённых на схеме организмов.


Предыдущий урок
Строение клетки. ЭПС. Аппарат Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения
Цитология
Следующий урок
Строение клетки. Клеточная мембрана, ядро. Геном. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы
Цитология
Урок подготовил(а)
Ольга Анатольевна
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
  • Модальный глагол must, mustn’t

    Английский язык

  • Притяжательные местоимения. Моя семья

    Английский язык

  • «Кто есть кто» в мировой экономике

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке