Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных

Цитология

Сравнение строения и жизнедеятельности клеток растений и животных

План урока

  • Эволюция клетки
  • Особенности строения клеток растений и животных

Цели урока

  • Проводить сравнительный анализ структур
  • Пользоваться цитологической терминологией при равнении анатомии и физиологии клеток растений и животных
  • Устанавливать причинно-следственные связи между структурами растительных и животных клеток
  • Объяснять логическую последовательность предполагаемых путей эволюции растительных и животных организмов
  • Демонстрировать роль знаний о прокариотических клетках в жизни человека

Разминка

  • В лаборатории сравнили способы поступления веществ в растительную и животную клетки и выяснили, что в растительную клетку вещества поступают путем осмоса, а животная клетка способна использовать механизмы фаго- и пиноцитоз. Попробуйте объяснить причины разных способов проникновения веществ.

Эволюция клетки

 

Жизнь возникла на Земле несколько миллиардов лет тому назад. По современным данным, у всех живых существ был единый предок. Об этом говорит сходство химического состава живых организмов, клеточное строение, сходство многих клеточных структур, единый источник энергии в клетке, единые принципы кодирования наследственной информации, сходные процессы деления клеток и т. д. Но жёсткая конкуренция за пищевые ресурсы способствовала появлению автотрофного питания (сначала - хемосинтеза).

 

Первые автотрофы, вероятно, с помощью солнечной энергии окисляли сероводород до сульфатов, а высвобождающийся при этом водород использовали для восстановления диоксида углерода до углеводов. Кислород при этом не выделяется. Позже появился фотосинтез, в результате которого образовался побочный продукт — кислород. Фотосинтез обеспечил запасы органических веществ, что, в свою очередь, привело к многообразию гетеротрофов. 

 

Естественно, зародившись, живые существа пошли различными эволюционными путями, и сейчас на Земле сосуществуют представители нескольких царств, и преобладают среди них представители растений и животных. разные эволюционные пути привели к различиям в физиологии клеток этих двух царств, а, следовательно, и в анатомии клетки.

 

Царство Растения

Царство Животные

Фотоавтотрофный тип питания.

Гетеротрофный тип питания.

Строительный материал для синтеза сложных органических соединений: 

неорганические молекулы CO2 и H2O

готовые органические молекулы других организмов

Энергия:

солнечного света

химических связей
органических соединений

 

Особенности строения клеток растений и животных

 

Это принципиальное различие в способе питания, по-видимому, привело к значительным несоответствиям в строении клеток животных (рис. 1А) и растений (рис. 1Б).

 

Важнейшим отличием растительных клеток является наличие пластид, клеточной стенки,  плазмодесм, крупных вакуолей (табл. 1).

 

Таблица 1. Сравнение клеток растений и животных

 

Признаки

Клетки

растений

животных

Клеточная стенка*

Есть (целлюлозная)

Нет

Плазмодесмы**

Есть

Нет

Вакуоли***

Есть (немногочисленные крупные заполненный клеточным соком) 

Многочисленные мелкие пищеварительные, или сократительные. Строение не такое, как у вакуолей растений.

Пластиды

Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты

Нет

Центриоли

Нет. Искл. низшие растения.

Есть

Резервный углевод

Крахмал

Гликоген

Способ питания

Автотрофное

Гетеротрофное

Синтез АТФ

В хлоропластах, митохондриях

В митохондриях 

Расщепление АТФ

В хлоропластах и всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Во всех частях клетки, где необходимы затраты энергии

Способ хранения питательных веществ

Чаще располагаются в клеточном соке вакуоли.

Расположены в цитоплазме в виде клеточных включений.

Деление клетки

Образуется перегородка между дочерними клетками.

Образуется перетяжка между дочерними клетками.


* Клеточная стенка  ー структура растительной клетки образованная целлюлозой, откладывается на первичную оболочку клетки, после того как клетка перестаёт расти. Клеточная стенка построена из целлюлозы и ряда других веществ.

 

** Плазмодесмы ー особые структуры растительных клеток, являются цитоплазматическими тяжами, соединяющими содержимое соседних клеток. Плазмодесмы связывают эндоплазматические сети различных клеток, проходя через каналы, образующиеся в клеточной стенке во время деления. По плазмодесмам происходит обмен веществами между клетками.

 

*** Вакуоль ー в растительных клетках обязательно имеется крупная вакуоль, заполненная клеточным соком. Из-за наличия у растительных клеток плотной клеточной стенки именно вакуоль регулирует тургорное (внутриклеточное) давление, контролируя водный обмен. Кроме того, в вакуолях накапливаются запасные питательные вещества, а иногда и вредные продукты обмена.


Рис.1. Особенности строения: а - животной клетки; б - растительной клетки Рис.1. Особенности строения: а - животной клетки; б - растительной клетки


Контрольные вопросы

 

  1. Назовите признаки сходства строения растительной и животной клетки.
  2. Как устроена фототрофная клетка?
  3. Чем отличается автотрофный тип питания от гетеротрофного?
  4. Каковы функции клеточной стенки?
  5. Каковы функции плазмодесмы?


Подумай



1. Подумайте и объясните причины отличительных особенностей животной клетки.
 

2. Сравните физиологические процессы животные и растительные клетки и укажите особенности строения с ними связанные.

3. Объясните причины расхождение эволюционных путей развития и формирование двух царств: Растений и Животных.

4. Рассмотрите рисунок,  вспомните особенности симбиотической гипотезы происхождения двумембранных органоидов и определите какие типы клеток обозначены цифрами? Объясните их происхождение. Какие клеточные структуры обозначены буквами? Установить, какой тип питания и обмена веществ характерен для каждого из изображённых на схеме организмов.


Предыдущий урок
Мейоз
Цитология
Следующий урок
Строение клетки. Клеточная мембрана, ядро. Геном. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы
Цитология
  • Понятие многогранника. Призма

    Геометрия

  • Человек в ХХI веке

    Обществознание

  • А.Н. Островский «Гроза». Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме Островского. Статья «Луч света в тёмном царстве» Н.А. Добролюбова. Статья Д.И. Писарева «Мотивы русской драмы»

    Литература

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке