- Постэмбриональное развитие
- Типы постэмбрионального развития животных
- Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)
- Взрослое состояние организма
- Старение
- сравнивать прямое и непрямое развитие организмов
- объяснять биологическое значение развития с метаморфозом
- охарактеризовать факторы среды, оказывающие влияние на организм
- описывать негативное влияние на организм алкоголя, курения и наркотических веществ и приводить доказательства этого
- Почему считают, что слюнные, сальные, потовые железы образованы из эпителиальной ткани, хотя покровами тела они не являются?
Постэмбриональное развитие
Постэмбриональное развитие — это период в индивидуальном развитии организма, который начинается в момент рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается старением и смертью.
Типы постэмбрионального развития животных
После эмбрионального развития появляется новая особь, которая либо похожа на родительский организм, такое развитие называется прямым, либо возникает организм, который отличается от родительских форм, и такое развитие называется непрямым или с метаморфозом.
Непрямое (с метаморфозом)
|
Прямое (без метаморфоза)
|
|
Из яйца выходит личинка, с более простым строением, чем взрослый организм: имеет особые личиночные органы, которые впоследствии разрушаются и заменяются органами, свойственными взрослым организмам.
В отношении большинства видов считается, что непрямое развитие исторически первично.
Ход метаморфоза регулируется гормонами. У амфибии, например, большая роль принадлежит гормонам таких желёз внутренней секреции, как щитовидная.
|
Благодаря увеличению количества желтка в яйцеклетках или внутриутробному развитию эмбриональный период удлиняется, а организм к моменту выхода из яйцевых оболочек в главных чертах строения напоминает взрослую стадию.
Из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нём заложены все основные органы, свойственные взрослому животному.
Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.
|
|
Неполное непрямое превращение (рис. 1) (неполный метаморфоз)
яйцо – личинка − имаго
Изменения не носят ярко выраженного характера
|
Полное непрямое превращение (полный метаморфоpз) (рис. 2)
яйцо – личинка – куколка − имаго
Изменения носят ярко выраженный характер, личинка и взрослая особь сильно отличаются друг от друга
|
|
прямокрылые и др. (рис. 3)
|
жесткокрылые, чешуекрылые, двукрылые, перепончатокрылые (рис. 4)
|
рыбы, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
|
Рис. 1. Схема развития насекомого с неполным превращением: 1 — кубышка с яйцами; 2, 3, 4 — разные стадии развития личинок; 5 — взрослое насекомое
|
Рис. 2. Схема развития насекомого с полным превращением: 1 — яйцо; 2 — гусеница; 3 — куколка личинок; 4 — взрослое насекомое
(а — самец; б — самка)
|
Рис. 3. Представители отрядов насекомых с неполным превращением:
1 — стрекоза; 2 — клоп: 3 — кузнечик; 4 — богомол; 5 — веснянка; 6 — цикада |
Рис. 4. Представители отрядов насекомых с полным превращением:
А — бабочки: 1 — репейница; 2 — бражник; 3 — медведица; |
Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)
При небольшом запасе желтка в яйцеклетке благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивается дальнейшее развитие более сложно устроенной взрослой стадии.
|
иглокожие, земноводные
|
У некоторых видов, ведущих сидячий образ жизни, и у паразитов свободно живущая личинка обеспечивает расселение вида в пространстве.
|
асцидии, паразитические ракообразные саккулины
|
Вследствие иного способа существования личинок по сравнению с половозрелой стадией, называемой имаго, они как бы выходят из конкуренции за пищу и другие факторы со своими взрослыми стадиями.
|
насекомые
Считают, что у насекомых развитие с метаморфозом вторично.
|
Взрослое состояние организма
Организм считается взрослым, когда он достигает способности к размножению. Одни организмы, например насекомые, достигнув взрослого состояния, останавливаются в росте, другие продолжают расти. У позвоночных животных период взрослого состояния самый продолжительный. У ряда видов насекомых, наоборот, это самая короткая стадия жизненного цикла.
Старение
Продолжительность жизни многоклеточных организмов ограничена и является видовым признаком. Процесс старения затрагивает все уровни организации живого (молекулярный, клеточный, уровень целого организма). На молекулярном уровне происходит накопление изменений в молекулах ДНК, меняется синтез РНК и белков, нарушается энергетический обмен и т. д. На клеточном уровне нарушается транспорт веществ через мембраны и, следовательно, изменяется функционирование клеточных органелл, клетки начинают реже делиться. На уровне целого организма, как следствие изменений, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях, ослабляются функции нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем.
У растений старение проявляется в исчерпании клеток, способных к делению, и, следовательно, в невозможности образования новых побегов. У многолетних цветковых растений корневая и побеговая системы постоянно омолаживаются и старение проявляется в разрушении некоторых органов: например, в стволах деревьев образуются дупла.
Существует несколько гипотез о механизмах старения. Согласно одним, старение является запрограммированным процессом, в результате которого активность генов снижается с возрастом. Другие предполагают, что старение происходит вследствие накопления повреждений генетического аппарата клетки в ходе онтогенеза. Старение многоклеточных организмов неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма, его смерти (у одноклеточных, таких как простейшие, индивидуальная жизнь особи прекращается в результате её деления).
Контрольные вопросы
- Какое развитие называют постэмбриональным?
- Какие типы постэмбрионального развития у животных вам известны?
- В чём разница между прямым и непрямым постэмбриональным развитием?
- Охарактеризуйте стадии развития насекомых с полным и неполным превращением. Приведите примеры животных с такими типами развития.
- У каких позвоночных животных размножение может наступать на личиночной стадии? Какое это имеет значение для жизненных циклов организмов?
- Объясните, в чём заключается биологический смысл развития с метаморфозом.
- Выясните, какие существуют современные теории старения организмов.