Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Индивидуальное развитие постэмбриональный период

Биология развития

23.07.2024
1610
0

Индивидуальное развитие постэмбриональный период

План урока

  • Постэмбриональное развитие
  • Типы постэмбрионального развития животных
  • Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)
  • Взрослое состояние организма
  • Старение

Цели урока

  • сравнивать прямое и непрямое развитие организмов
  • объяснять биологическое значение развития с метаморфозом
  • охарактеризовать факторы среды, оказывающие влияние на организм
  • описывать негативное влияние на организм алкоголя, курения и наркотических веществ и приводить доказательства этого

Разминка

  • Почему считают, что слюнные, сальные, потовые железы образованы из эпителиальной ткани, хотя покровами тела они не являются?

Постэмбриональное развитие


Постэмбриональное развитие — это период в индивидуальном развитии организма, который начинается в момент рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается старением и смертью.


 

Типы постэмбрионального развития животных

 

После эмбрионального развития появляется новая особь, которая либо похожа на родительский организм, такое развитие называется прямым , либо возникает организм, который отличается от родительских форм, и такое развитие называется непрямым или с метаморфозом .

 

Непрямое

(с метаморфозом)

Прямое

(без метаморфоза)

Из яйца выходит личинка, с более простым строением, чем взрослый организм: имеет особые личиночные органы, которые впоследствии разрушаются и заменяются органами, свойственными взрослым организмам.

 

В отношении большинства видов считается, что непрямое развитие исторически первично.

 

Ход метаморфоза регулируется гормонами. У амфибии, например, большая роль принадлежит гормонам таких желёз внутренней секреции, как щитовидная.

Благодаря увеличению количества желтка в яйцеклетках или внутриутробному развитию эмбриональный период удлиняется, а организм к моменту выхода из яйцевых оболочек в главных чертах строения напоминает взрослую стадию.

 

Из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нём заложены все основные органы, свойственные взрослому животному.

 

Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.

Неполное непрямое превращение 

(рис. 1)

( неполный метаморфоз )

 

яйцо – личинка − имаго

 

Изменения не носят ярко выраженного характера

Полное непрямое 

превращение

( полный метаморфоpз )

(рис. 2)

 

 

яйцо – личинка – куколка − имаго

 

Изменения носят ярко выраженный характер, личинка и взрослая особь сильно отличаются друг от друга

прямокрылые 

и др. 

(рис. 3)

жесткокрылые,

чешуекрылые,

двукрылые,

перепончатокрылые

(рис. 4)

рыбы,

пресмыкающиеся, 

птицы, 

млекопитающие

 

Рис. 1. Схема развития насекомого с неполным превращением: 1 — кубышка с яйцами; 2, 3, 4 — разные стадии развития личинок; 5 — взрослое насекомое

Рис. 2. Схема развития насекомого с полным превращением: 1 — яйцо; 2 — гусеница; 3 — куколка личинок; 4 — взрослое насекомое 

(а — самец; б — самка)

 

Рис. 3. Представители отрядов насекомых с неполным превращением: 

1 — стрекоза; 2 — клоп: 3 — кузнечик; 4 — богомол; 

5 — веснянка; 6 — цикада

Рис. 4. Представители отрядов насекомых с полным превращением: 

А — бабочки: 1 — репейница; 2 — бражник; 3 — медведица; 
Б — жуки: 4 — плавунец; 5 — усач; 6 — хрущ; В — двукрылые: 7 — комнатная муха; 8 — зеленая падальная муха; 9 — кровососущий комар; 10 — долгоножка; Г — перепончатокрылые: 11 — оса; 12 — пилильщик; 13 — наездник

 

Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)

 

При небольшом запасе желтка в яйцеклетке благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивается дальнейшее развитие более сложно устроенной взрослой стадии.

иглокожие, земноводные

У некоторых видов, ведущих сидячий образ жизни, и у паразитов свободно живущая личинка обеспечивает расселение вида в пространстве.

асцидии, 

паразитические ракообразные саккулины

Вследствие иного способа существования личинок по сравнению с половозрелой стадией, называемой имаго, они как бы выходят из конкуренции за пищу и другие факторы со своими взрослыми стадиями.

насекомые

 

Считают, что у насекомых развитие с метаморфозом вторично.

 

Взрослое состояние организма

 

Организм считается взрослым, когда он достигает способности к размножению. Одни организмы, например насекомые, достигнув взрослого состояния, останавливаются в росте, другие продолжают расти. У позвоночных животных период взрослого состояния самый продолжительный. У ряда видов насекомых, наоборот, это самая короткая стадия жизненного цикла.

 

Старение

 

Продолжительность жизни многоклеточных организмов ограничена и является видовым признаком. Процесс старения затрагивает все уровни организации живого (молекулярный, клеточный, уровень целого организма).  На молекулярном уровне происходит накопление изменений в молекулах ДНК, меняется синтез РНК и белков, нарушается энергетический обмен и т. д. На клеточном уровне нарушается транспорт веществ через мембраны и, следовательно, изменяется функционирование клеточных органелл, клетки начинают реже делиться. На уровне целого организма, как следствие изменений, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях, ослабляются функции нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем.

 

У растений старение проявляется в исчерпании клеток, способных к делению, и, следовательно, в невозможности образования новых побегов. У многолетних цветковых растений корневая и побеговая системы постоянно омолаживаются и старение проявляется в разрушении некоторых органов: например, в стволах деревьев образуются дупла.

 

Существует несколько гипотез о механизмах старения. Согласно одним, старение является запрограммированным процессом, в результате которого активность генов снижается с возрастом. Другие предполагают, что старение происходит вследствие накопления повреждений генетического аппарата клетки в ходе онтогенеза. Старение многоклеточных организмов неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма, его смерти (у одноклеточных, таких как простейшие, индивидуальная жизнь особи прекращается в результате её деления).


Контрольные вопросы

  1. Какое развитие называют постэмбриональным?
  2. Какие типы постэмбрионального развития у животных вам известны?
  3. В чём разница между прямым и непрямым постэмбриональным развитием?
  4. Охарактеризуйте стадии развития насекомых с полным и неполным превращением. Приведите примеры животных с такими типами развития.
  5. У каких позвоночных животных размножение может наступать на личиночной стадии? Какое это имеет значение для жизненных циклов организмов?
  6. Объясните, в чём заключается биологический смысл развития с метаморфозом.
  7. Выясните, какие существуют современные теории старения организмов.


Предыдущий урок
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период
Биология развития
Следующий урок
Развитие гамет. Оплодотворение
Биология развития
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • А.С. Пушкин. Тема поэта и поэзии. «Поэт», «Поэту», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк»

    Литература

  • Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

    Физика

  • Факторы размещения хозяйства

    География

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке