Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Индивидуальное развитие постэмбриональный период

Биология развития

21.02.2024
1192
0

Индивидуальное развитие постэмбриональный период

План урока

  • Постэмбриональное развитие
  • Типы постэмбрионального развития животных
  • Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)
  • Взрослое состояние организма
  • Старение

Цели урока

  • сравнивать прямое и непрямое развитие организмов
  • объяснять биологическое значение развития с метаморфозом
  • охарактеризовать факторы среды, оказывающие влияние на организм
  • описывать негативное влияние на организм алкоголя, курения и наркотических веществ и приводить доказательства этого

Разминка

  • Почему считают, что слюнные, сальные, потовые железы образованы из эпителиальной ткани, хотя покровами тела они не являются?

Постэмбриональное развитие


Постэмбриональное развитие — это период в индивидуальном развитии организма, который начинается в момент рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается старением и смертью.


 

Типы постэмбрионального развития животных

 

После эмбрионального развития появляется новая особь, которая либо похожа на родительский организм, такое развитие называется прямым , либо возникает организм, который отличается от родительских форм, и такое развитие называется непрямым или с метаморфозом .

 

Непрямое

(с метаморфозом)

Прямое

(без метаморфоза)

Из яйца выходит личинка, с более простым строением, чем взрослый организм: имеет особые личиночные органы, которые впоследствии разрушаются и заменяются органами, свойственными взрослым организмам.

 

В отношении большинства видов считается, что непрямое развитие исторически первично.

 

Ход метаморфоза регулируется гормонами. У амфибии, например, большая роль принадлежит гормонам таких желёз внутренней секреции, как щитовидная.

Благодаря увеличению количества желтка в яйцеклетках или внутриутробному развитию эмбриональный период удлиняется, а организм к моменту выхода из яйцевых оболочек в главных чертах строения напоминает взрослую стадию.

 

Из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нём заложены все основные органы, свойственные взрослому животному.

 

Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.

Неполное непрямое превращение 

(рис. 1)

( неполный метаморфоз )

 

яйцо – личинка − имаго

 

Изменения не носят ярко выраженного характера

Полное непрямое 

превращение

( полный метаморфоpз )

(рис. 2)

 

 

яйцо – личинка – куколка − имаго

 

Изменения носят ярко выраженный характер, личинка и взрослая особь сильно отличаются друг от друга

прямокрылые 

и др. 

(рис. 3)

жесткокрылые,

чешуекрылые,

двукрылые,

перепончатокрылые

(рис. 4)

рыбы,

пресмыкающиеся, 

птицы, 

млекопитающие

 

Рис. 1. Схема развития насекомого с неполным превращением: 1 — кубышка с яйцами; 2, 3, 4 — разные стадии развития личинок; 5 — взрослое насекомое

Рис. 2. Схема развития насекомого с полным превращением: 1 — яйцо; 2 — гусеница; 3 — куколка личинок; 4 — взрослое насекомое 

(а — самец; б — самка)

 

Рис. 3. Представители отрядов насекомых с неполным превращением: 

1 — стрекоза; 2 — клоп: 3 — кузнечик; 4 — богомол; 

5 — веснянка; 6 — цикада

Рис. 4. Представители отрядов насекомых с полным превращением: 

А — бабочки: 1 — репейница; 2 — бражник; 3 — медведица; 
Б — жуки: 4 — плавунец; 5 — усач; 6 — хрущ; В — двукрылые: 7 — комнатная муха; 8 — зеленая падальная муха; 9 — кровососущий комар; 10 — долгоножка; Г — перепончатокрылые: 11 — оса; 12 — пилильщик; 13 — наездник

 

Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)

 

При небольшом запасе желтка в яйцеклетке благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивается дальнейшее развитие более сложно устроенной взрослой стадии.

иглокожие, земноводные

У некоторых видов, ведущих сидячий образ жизни, и у паразитов свободно живущая личинка обеспечивает расселение вида в пространстве.

асцидии, 

паразитические ракообразные саккулины

Вследствие иного способа существования личинок по сравнению с половозрелой стадией, называемой имаго, они как бы выходят из конкуренции за пищу и другие факторы со своими взрослыми стадиями.

насекомые

 

Считают, что у насекомых развитие с метаморфозом вторично.

 

Взрослое состояние организма

 

Организм считается взрослым, когда он достигает способности к размножению. Одни организмы, например насекомые, достигнув взрослого состояния, останавливаются в росте, другие продолжают расти. У позвоночных животных период взрослого состояния самый продолжительный. У ряда видов насекомых, наоборот, это самая короткая стадия жизненного цикла.

 

Старение

 

Продолжительность жизни многоклеточных организмов ограничена и является видовым признаком. Процесс старения затрагивает все уровни организации живого (молекулярный, клеточный, уровень целого организма).  На молекулярном уровне происходит накопление изменений в молекулах ДНК, меняется синтез РНК и белков, нарушается энергетический обмен и т. д. На клеточном уровне нарушается транспорт веществ через мембраны и, следовательно, изменяется функционирование клеточных органелл, клетки начинают реже делиться. На уровне целого организма, как следствие изменений, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях, ослабляются функции нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем.

 

У растений старение проявляется в исчерпании клеток, способных к делению, и, следовательно, в невозможности образования новых побегов. У многолетних цветковых растений корневая и побеговая системы постоянно омолаживаются и старение проявляется в разрушении некоторых органов: например, в стволах деревьев образуются дупла.

 

Существует несколько гипотез о механизмах старения. Согласно одним, старение является запрограммированным процессом, в результате которого активность генов снижается с возрастом. Другие предполагают, что старение происходит вследствие накопления повреждений генетического аппарата клетки в ходе онтогенеза. Старение многоклеточных организмов неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма, его смерти (у одноклеточных, таких как простейшие, индивидуальная жизнь особи прекращается в результате её деления).


Контрольные вопросы

  1. Какое развитие называют постэмбриональным?
  2. Какие типы постэмбрионального развития у животных вам известны?
  3. В чём разница между прямым и непрямым постэмбриональным развитием?
  4. Охарактеризуйте стадии развития насекомых с полным и неполным превращением. Приведите примеры животных с такими типами развития.
  5. У каких позвоночных животных размножение может наступать на личиночной стадии? Какое это имеет значение для жизненных циклов организмов?
  6. Объясните, в чём заключается биологический смысл развития с метаморфозом.
  7. Выясните, какие существуют современные теории старения организмов.


Предыдущий урок
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период
Биология развития
Следующий урок
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение
Биология развития
Урок подготовил(а)
teacher
Ольга Анатольевна
Учитель биологии
Опыт работы: 17 лет
Поделиться:
  • Сложные эфиры. Жиры

    Химия

  • Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Композиция. Особенности языка. Крестьянские судьбы в изображении Некрасова.

    Литература

  • Подходы к измерению информации
Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке