Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Индивидуальное развитие постэмбриональный период

Биология развития

Индивидуальное развитие постэмбриональный период

План урока

  • Постэмбриональное развитие
  • Типы постэмбрионального развития животных
  • Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)
  • Взрослое состояние организма
  • Старение

Цели урока

  • Сравнивать прямое и непрямое развитие организмов
  • Объяснять биологическое значение развития с метаморфозом
  • Охарактеризовать факторы среды, оказывающие влияние на организм
  • Описывать негативное влияние на организм алкоголя, курение и наркотических веществ и приводить доказательства этого

Разминка

  • Почему считают, что слюнные, сальные, потовые железы образованы из эпителиальной ткани, хотя покровами тела они не являются?

 

Постэмбриональное развитие


Постэмбриональное развитие — это период в индивидуальном развитии организма, который начинается в момент рождения или выхода из яйцевых оболочек и заканчивается старением и смертью.


 

Типы постэмбрионального развития животных

 

После эмбрионального развития появляется новая особь, которая либо похожа на родительский организм, такое развитие называется прямым , либо возникает организм, который отличается от родительских форм, то такое развитие называется непрямым или с метаморфозом .

 

Непрямое

(с метаморфозом)

Прямое

(без метаморфоза)

Из яйца выходит личинка, с более простым строением, чем взрослый организм: имеет особые личиночные органы, которые впоследствии разрушаются и заменяются органами, свойственными взрослым организмам.

 

В отношении большинства видов считается, что непрямое развитие исторически первично.

 

Ход метаморфоза регулируется гормонами. У амфибии, например, большая роль принадлежит гормонам таких желез внутренней секреции, как щитовидная.

Благодаря увеличению количества желтка в яйцеклетках или внутриутробному развитию эмбриональный период удлиняется, и организм к моменту выхода из яйцевых оболочек в главных чертах строения напоминает взрослую стадию. 

 

Из личиночных оболочек или из тела матери выходит организм небольших размеров, но в нем заложены все основные органы, свойственные взрослому животному. 

 

Постэмбриональное развитие сводится в основном к росту и половому созреванию.

Неполное непрямое превращение 

(рис. 1)

( неполный метаморфоз )

 

яйцо – личинка − имаго

 

Изменения не носят ярко выраженного характера

Полное непрямое 

превращение

( полный метаморфозp )

(рис. 2)

 

 

яйцо – личинка – куколка − имаго

 

Изменения носят ярко выраженный характер, личинка и взрослая особь сильно отличаются друг от друга

прямокрылые и др. 

(рис. 3)

жесткокрылые,

чешуекрылые,

двукрылые,

перепончатокрылые

(рис. 4)

рыбы,

пресмыкающиеся, 

птицы, 

млекопитающие

 

Рис.1. Схема развития насекомого с неполным превращением: 1 — кубышка с яйцами; 2,3,4 — разные стадии развития личинок; 5 — взрослое насекомое Рис.1. Схема развития насекомого с неполным превращением: 1 — кубышка с яйцами; 2,3,4 — разные стадии развития личинок; 5 — взрослое насекомое

Рис.2. Схема развития насекомого с полным превращением: 1 — яйцо; 2 — гусеница; 3 — куколка личинок; 4 — взрослое насекомое (а - самец; б - самка). Рис.2. Схема развития насекомого с полным превращением: 1 — яйцо; 2 — гусеница; 3 — куколка личинок; 4 — взрослое насекомое (а - самец; б - самка).

 

Рис.3. Представители отрядов насекомых с неполным превращением: 1 — стрекоза; 2 — клоп: 3 — кузнечик; 4 — богомол; 5 — веснянка; 6 — цикада. Рис.3. Представители отрядов насекомых с неполным превращением: 1 — стрекоза; 2 — клоп: 3 — кузнечик; 4 — богомол; 5 — веснянка; 6 — цикада.
Рис.4. Представители отрядов насекомых с полным превращением: А — бабочки: 1 — репейница; 2 — бражник; 3 — медведица; Б — жуки: 4 — плавунец; 5 — усач; 6 — хрущ; В — двукрылые: 7 — комнатная муха; 8 — зеленая падальная муха; 9 — кровососущий комар; 10 — долгоножка; Г — перепончатокрылые: 11 — оса; 12 — пилильщик; 13 — наездник. Рис.4. Представители отрядов насекомых с полным превращением: А — бабочки: 1 — репейница; 2 — бражник; 3 — медведица; Б — жуки: 4 — плавунец; 5 — усач; 6 — хрущ; В — двукрылые: 7 — комнатная муха; 8 — зеленая падальная муха; 9 — кровососущий комар; 10 — долгоножка; Г — перепончатокрылые: 11 — оса; 12 — пилильщик; 13 — наездник.

 

Биологическое значение непрямого развития (с метаморфозом)

 

При небольшом запасе желтка в яйцеклетке благодаря самостоятельному питанию личинки обеспечивается дальнейшее развитие более сложно устроенной взрослой стадии.

иглокожие, земноводные

У некоторых видов, ведущих сидячий образ жизни, и у паразитов свободно живущая личинка обеспечивает расселение вида в пространстве.

асцидии, 

паразитические ракообразные саккулины

Вследствие иного способа существования личинок по сравнению с половозрелой стадией, называемой имаго, они как бы выходят из конкуренции за пищу и другие факторы со своими взрослыми стадиями.

насекомые

Считают, что у насекомых развитие с метаморфозом вторично.

 

Взрослое состояние организма

 

Организм считается взрослым, когда он достигает способности к размножению. Одни организмы, например, насекомые, достигнув взрослого состояния, останавливаются в росте, другие продолжают расти. У позвоночных животных период взрослого состояния самый продолжительный. У ряда видов насекомых, наоборот, это самая короткая стадия жизненного цикла.

 

Старение

 

Продолжительность жизни многоклеточных организмов ограничена и является видовым признаком. Процесс старения затрагивает все уровни организации живого (молекулярный, клеточный, уровень целого организма).  На молекулярном уровне происходит накопление изменений в молекулах ДНК, меняется синтез РНК и белков, нарушается энергетический обмен и т. д. На клеточном уровне нарушается транспорт веществ через мембраны и, следовательно, изменяется функционирование клеточных органелл, клетки начинают реже делиться. На уровне целого организма, как следствие изменений, происходящих на молекулярном и клеточном уровнях, ослабляются функции нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и других систем.

 

У растений старение проявляется в исчерпании клеток, способных к делению, и, следовательно, в невозможности образования новых побегов. У многолетних цветковых растений корневая и побеговая системы постоянно омолаживаются и старение проявляется в разрушении некоторых органов: например, в стволах деревьев образуются дупла.

 

Существует несколько гипотез о механизмах старения. Согласно одним, старение является запрограммированным процессом, в результате которого активность генов снижается с возрастом. Другие предполагают, что старение происходит вследствие накопления повреждений генетического аппарата клетки в ходе онтогенеза. Старение многоклеточных организмов неизбежно приводит к прекращению жизнедеятельности организма, его смерти (у одноклеточных, таких, как простейшие, индивидуальная жизнь особи прекращается в результате ее деления).


Контрольные вопросы

 

  1. Какое развитие называют постэмбриональным?
  2. Какие типы постэмбрионального развития у животных вам известны?
  3. В чём разница между прямым и непрямым постэмбриональным развитием?
  4. Охарактеризуйте стадии развития насекомых с полным и неполным превращением. Приведите примеры животных с такими типами развития.
  5. У каких позвоночных животных размножение может наступать на личиночной стадии? Какое это имеет значение для жизненных циклов организмов?
  6. Объясните, в чём заключается биологический смысл развития с метаморфозом.
  7. Выясните, какие существуют современные теории старения организмов.


Предыдущий урок
Вирусы – неклеточная форма жизни
Молекулярная биология
Следующий урок
Развитие гамет. Оплодотворение
Биология развития
  • Shopping. Шоппинг

    Английский язык

  • Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов

    Алгебра

  • Adjectives with prepositions. Прилагательные с предлогами

    Английский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке