Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период

Биология развития

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период

План урока

  • Индивидуальное развитие
  • Эмбриональный период развития
  • Производные зародышевых листков
  • Способы дробления у разных типов яйцеклеток
  • Дифференцировка и эмбриональная индукция

Цели урока

  • Выделять и охарактеризовать этапы эмбрионального развития
  • Различать особенности развития двухслойных и трехслойных организмов
  • Называть организмы и системы органов, развивающийся из эктодермы, энтодерма и мезодермы

Разминка

  • Почему считают, что слюнные, сальные, потовые железы образованы из эпителиальной ткани, хотя покровами тела они не являются?

Индивидуальное развитие


Онтогенез (от греч. ontos — сущее, genesis — развитие) — это совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом от момента его зарождения до смерти.


Представляет собой сложный процесс и по-разному протекает в различных систематических группах живых организмов.  Он включает в себя гаметогенез, оплодотворение и последующее развитие организма до его смерти.

 

Периодизация онтогенеза животных организмов

 

Онтогенез начинается с оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом или с активации яйцеклетки другим воздействием, что побуждает ее к дроблению. Он представляет собой непрерывный процесс развития и делится на два периода:

  • эмбриональный;
  • постэмбриональный.

Эмбриональный период развития


Эмбриональное развитие (эмбриогенез) — это период развития особи от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек.


 

Этап

Процесс

Рисунок процесса

Зигота

Оплодотворенная яйцеклетка с
диплоидным набором хромосом (2 п)

Дробление
зиготы

Многократное деление зиготы путем
митоза без стадии роста образующихся
клеток, полученная структура – морула

(32 бластомеров).

Образование
бластулы

Образование однослойного
многоклеточного зародыша бластулы
(128 бластомеров), состоящего из
диплоидных клеток – бластомеров.
Стенку бластулы – бластодерма .
Внутри находится полость – бластоцель .

Гаструляция

(на основе
эмбриональной
индукции)

- Впячивание части бластула внутрь
полости.

- Происходит клеточной
дифференцировкой
и морфогенезом
(отдельные клетки приобретают
различия между собой по форме,
структуре и химическому составу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Образование двух зародышевых
листков: наружного - эктодермы
и внутреннего - энтодермы =>
двухслойный зародыш − гаструла

- Образование вторичной полости .

- Образование третьего зародышевого
листа – мезодермы .

ГАСТРУЛА ГАСТРУЛА

Образование
нейрул

Образуется комплекс осевых органов,
нервная трубка, хорда, кишечная трубка.

Гисто- и
органогенез

Дифференцировка тканей, формирование
органов, рост зародыша

 

Производные зародышевых листков

 

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

нервная система, 

кожный эпителий,

органы чувств.

хорда (у хордовых),

эпителий кишечной трубки, 

пищеварительные железы, 

органы дыхания.

все виды соединительной ткани, мышцы, кровеносная, выделительная, половая системы.

- нервная система (головной мозг, спинной мозг, ганглии, нервы),

- рецепторные клетки и органы чувств;

- эпидермис кожи и его производные (ногти, волосы, потовые железы);

- эпителий ротовой, носовой полости, глотки, верхней трети пищевода, заднего отдела кишечника;

- эмаль зуба;

- хрусталик глаза

- эпителий желудка, пищевода, кишечника;

- эпителий трахеи, бронхов, легких;

- эпителий желчного пузыря;

- эпителий мочевого пузыря;

- щитовидная и паращитовидная железы;

- эпителий мочеиспускательного канала;

- печень;

- поджелудочная железа;

- хорда

Дерматом : дерма кожи

Миотом : скелетные мышцы

Склеротом : скелет, связки, сухожилия, дентин зубов

Нефрогонотом : выделительная система, половая система

Спланхнотом : соединительная ткань, гладкие мышцы, эпителий целома, сосуды, кровь и лимфа, склера глаза, пульпа зуба

 

У разных видов животных одни и те же зародышевые листки дают одни и те же органы и ткани. Это значит, что зародышевые листки гомологичны . Гомология зародышевых листков подавляющего большинства животных — одно из доказательств единства животного мира.

 

Способы дробления у разных типов яйцеклеток

 

Способ дробления и его скорость зависят от количества и распределения желтка в яйцеклетке.

 

Типы дробления зиготы (яйца)

Рис.1. Типы дробления зиготы: а - полное равномерное; б – полное неравномерное; в - неполное дискоидальное. Рис.1. Типы дробления зиготы: а - полное равномерное; б – полное неравномерное; в - неполное дискоидальное.

 

 

Полное равномерное дробление происходит, если желтка мало и он равномерно распределён в цитоплазме; бластомеры одинаковы по размерам и дробится всё яйцо (у иглокожих, плоских червей, млекопитающих, ланцетника) (рис.1а).

 

 

 

Полное неравномерное дробление происходит, если желток распределён неравномерно; яйцо дробится целиком, но бластомеры разной величины: те, которые содержат желток крупнее (у амфибий)(рис.1б).

 

Неполное дискоидальное дробление происходит, если желтка в яйцах настолько много, что борозды дробления не могут разделить его целиком; у яйца дробится только сконцентрированная на анимальном полюсе «шапочка» цитоплазмы, где находится ядро зиготы (у птиц) (рис.1в).

 

Неполное поверхностное дробление происходит, если в глубине желтка первые синхронные ядерные деления не сопровождаются образованием межклеточных границ; ядра, окружённые небольшим количеством цитоплазмы, равномерно распределяются в желтке; когда их становится достаточно много, они мигрируют в цитоплазму, где затем, после образования межклеточных границ, возникает бластодерма (у членистоногих, в частности, насекомых).

 

Дифференцировка и эмбриональная индукция


Дифференцировка (лат. differentia − различие) − процесс формирования специфических свойств клеток в ходе индивидуального развития.


Каким образом из единственной клетки возникает сложный организм с разнообразными органами и тканями, клетки которых специализированы на выполнении разных функций, т. е. являются дифференцированными!

 

Установлено, что некоторые части зародыша на определенной стадии развития выделяют вещества, которые заставляют окружающие их клетки развиваться в определенном направлении.


Эмбриональная индукция − это явление последовательного развития одних структур зародыша в результате воздействия на них других структур, возникших на более ранних стадиях развития. 


Эмбриональная индукция является одним из механизмов регуляции эмбриогенеза. Данные о таком взаимовлиянии клеток были получены в опытах по пересадкам участка эктодермы, из которого формируется нервная система, на стадии гаструлы одной лягушки под брюшную эктодерму зародыша другой лягушки, находящегося на той же стадии гаструлы (рис. 2). В процессе нормального развития этот участок влияет на формирование нервной пластинки из расположенной около него спинной эктодермы. В условиях опыта, кроме нормально развивающейся собственной нервной системы эмбриона, вокруг участка, пересаженного от другой особи, также образовались нервная трубка, хорда, началось развитие второго головного и спинного мозга, Так что получился двойной эмбрион. Следовательно, пересаженный участок является организатором, который влияет на окружающие его ткани,  то есть обладает способностью направлять развитие клеток, приходящих в соприкосновение с ним. Были обнаружены и другие организаторы, оказывающие влияние на развитие прилежащих участков. Постепенно включаясь, они обеспечивают последовательность протекания процесса развития зародыша. 

Рис.2. Взаимодействие частей развивающегося зародыша (схема пересадки участка эктодермы). Рис.2. Взаимодействие частей развивающегося зародыша (схема пересадки участка эктодермы).


Контрольные вопросы

 

  1. Какой период индивидуального развития называется эмбриональным?
  2. Назовите стадии эмбрионального развития многоклеточных животных. Охарактеризуйте период дробления.
  3. Чем дробление отличается от митотического деления клеток взрослых животных?
  4. Как образуется гаструла?
  5. Что такое дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития?
  6. Какие зародышевые листки образуются в ходе эмбрионального развития?
  7. Назовите органы, возникающие из эктодермы, энтодермы и мезодермы.
  8. О чём свидетельствует гомология зародышевых листков?
  9. Как можно доказать, что зачаток одного органа индуцирует развитие другого органа?


Подумайте

 

  1. У рыб, амфибий, рептилий и птиц довольно крупные яйцеклетки, их размеры колеблются от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. С чем это связано? У каких позвоночных животных яйцеклетки микроскопические и как можно объяснить такое явление?
  2. Впервые в 1952 году американские ученые Р.Брикс и Т.Kинг пересадили ядро из клетки кишечника лягушки в её яйцеклетку, ядро который предварительно было разрушено облучением ультрафиолетом. Так им удалось вырастить головастика, а затем лягушку, идентичную той особи, от которой было взято ядро. Что доказывает подобный опыт?
  3. Внутреннюю высылку кровеносных сосудов - эндотелий, состоящий из плотно примыкающих друг к другу однотипных клеток, практически лишённых межклеточного вещества, не относят к эпителиальной ткани, хотя они и очень похожи на них по строению. Объясните почему?


Предыдущий урок
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение
Биология развития
Следующий урок
Практическая работа «Решение задач по молекулярной биологии»
Молекулярная биология
  • Итоги Второй мировой войны. Послевоенное урегулирование

    История

  • Динамика. Закон инерции. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона. Сила. Измерение сил

    Физика

  • Слово о языке. Процессы в русском языке

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке