Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Получение неметаллов. Получение важнейших химических соединений неметаллов

Неметаллы

14.02.2025
5003
0

Получение неметаллов

План урока

  • Неметаллы в природе
  • Фракционная перегонка
  • Получение различных неметаллов

Цели урока

  • познакомиться с некоторыми способами получения неметаллов
  • рассмотреть способы получения азота, кислорода, галогенов и некоторых других неметаллов

Разминка

  • В каком виде встречаются неметаллы в природе?
  • Назовите известные вам природные соединения неметаллов.

Неметаллы в природе

Начнём с того, что немногие неметаллы встречаются в природе в свободном виде. К таким неметаллам относятся: благородные газы, кислород, азот, сера, углерод и мышьяк. 

 

Некоторая часть неметаллов встречается в природе в виде соединений. В этих соединениях неметаллы проявляют положительные степени окисления. Например, фосфор, кремний, германий, бор и пр. Так, фосфор встречается в виде производных фосфорной кислоты (фосфориты, апатиты). 

 

Наряду с этим существуют соединения, в которых неметаллы проявляют отрицательные степени окисления. Конечно же, это галогены — представители VIIA-группы. Например, фтор — галоген, всегда проявляющий отрицательную степень окисления (он образует флюорит CaF2, криолит Na3AlF6, фторапатит). Хлор — известнейший галоген — входит в состав каменной соли 
(NaCl), сильвина (KCl). Бром и йод образуют главным образом соли в морской и океанической воде.

 

Способы получения металлов в промышленности делятся на три группы:

  • выделение простых веществ из породных объектов;
  • восстановление неметаллов из минералов;
  • окисление природных соединений.

Фракционная перегонка

Рисунок 1. Ректификационная колонна

Вспомним химический состав воздуха: 78 % азота по объёму, 20,8 % кислорода, 0,9 % аргона и 0,3 % — остальные компоненты (углекислый газ, гелий и пр.). Так вот воздух — очень важное химическое сырьё. Из него получают такие ценные неметаллы, как азот, кислород, благородные газы. 

 

Разделить смесь газов на отдельные составляющие — задача не из лёгких. Данную проблему решает метод фракционной перегонки (ректификации) жидкого воздуха. То есть его разделяют на отдельные 
фракции — компоненты, каждый из которых имеет определённую температуру кипения. Процесс ректификации осуществляется в ректификационных колоннах.

 

Специальные компрессоры сжимают и охлаждают воздух, переводя его компоненты в жидкую фазу. Жидкий воздух подаётся в верхнюю часть ректификационной колонны, которая представляет собой цилиндр, разделённый множеством поперечных перегородок — тарелок. Жидкость стекает по тарелкам, постепенно нагреваясь, и самый легкокипящий элемент — азот (tкип. = −196 °С) начинает испаряться. Далее азот поднимается вверх, а жидкость, состоящая из кислорода и растворённых в нём благородных газов, стекает в нижний резервуар. Кислород и аргон также можно разделить на ректификационной колонне при необходимости.

Получение некоторых неметаллов

Сера — довольно распространённый химический элемент. Она образует в земной коре мощнейшие пласты. Сера может находиться на поверхности, и тогда её добывают открытым способом: загружают на автомашины экскаватором и переправляют для очистки. Если сера залегает глубоко под землей, её расплавляют нагретым паром и далее выдавливают жидкую серу на поверхность. 

 

Каменный уголь — ценное химическое сырьё. Нагреванием каменного угля без доступа воздуха получают кокс (процесс коксования). Кокс представляет собой практически чистый углерод. Он используется как восстановитель в металлургии. Также коксом можно восстанавливать неметаллы из их природных соединений.

 

Рассмотрим более подробно процессы получения фосфора и галогенов.

 

Фосфор получают в процессе восстановления фосфоритов и апатитов. В качестве восстановителя используют кокс. Как мы уже говорили, фосфор находится в основном в составе фосфатов, в частности в составе фосфата кальция. Спекание фосфата кальция с коксом проводят в присутствии песка (оксид кремния (IV)):
 

Ca3(PO4)2 + 3SiO2 + 5C = 3CaSiO3 + 2P + 5CO.

 

Сам кремний также можно получить восстановлением оксида кремния (IV) углеродом:
 

SiO2 + 2C = Si + 2CO.

 

Галогены встречаются в природе в виде анионов, поэтому для их получения пользуются не восстановлением, а окислением. Логично предположить, что чем сильнее галоген, тем сложнее его окислить. Для окисления используют электрический ток.

 

В растворе или расплаве электролита под действием электрического тока происходит окислительно-восстановительная реакция.


Реакцию разложения электролита под действием электрического тока называют электролизом.


С помощью электролиза можно получить галогены, водород и кислород, то есть активные неметаллы.

 

Так, в 1886 г. французским химиком Анри Муассаном впервые был получен свободный фтор путём электролиза сжиженного фтороводорода:
 

2HF =электролиз H2 + F2.

 

Хлор можно получить электролизом соли — хлорида натрия. Для начала соль растворяют в воде, затем проводят электролиз и получают сразу три важных продукта химического производства: водород, гидроксид натрия и хлор.

                                                                                         

 2NaCl + 2H2O = электролиз H2 + 2NaOH + Cl2

 

Таким образом, мы рассмотрели некоторые способы получения неметаллов, важнейшие из них — фракционная перегонка жидкого воздуха, то есть разделение воздуха на отдельные компоненты, и электролиз — разложение электролита под действием электрического тока.


Контрольные вопросы

  1. Что такое фракционная перегонка, или ректификация?
  2. Что представляет собой кокс и где он используется?
  3. Каким способом получают активные неметаллы? Приведите примеры.


Предыдущий урок
Соединения галогенов
Неметаллы
Следующий урок
Общая характеристика неметаллов
Неметаллы
Урок подготовил(а)
Дмитрий Алексеевич
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
    Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

    Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

    Отзывы об уроке:
    Пока никто не оставил отзыв об этом уроке