Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

  • Русская литература XX века

  • Русская литература XVIII века

  • Русская литература XIX века

  • Зарубежная литература

  • Великая Отечественная война

  • Древнерусская литература

  • Устное народное творчество

Конспект урока: Устное народное творчество. Песни и предания

Устное народное творчество

18.04.2024
1735
0

Устное народное творчество. Песни и предания

 

План урока

  • Мир русских народных песен, жанры русских народных песен
  • Предания как жанр русского фольклора

Цели урока

  • Знать разновидности народных песен, особенности каждой из них, особенности такого фольклорного жанра, как предание
  • Уметь анализировать народные песни, отличать их друг от друга, анализировать отражения исторических событий и персонажей в преданиях

Разминка

  • Что такое фольклор?
  • Какие жанры фольклора вы знаете? На какие группы они делятся?

Мир русских народных песен, жанры русских народных песен 

Бытовые песни делятся на несколько групп. Среди них календарные песни , которые пели по определенным праздникам. Например, на Святках (праздник, длившийся от Рождества Христова до Крещения Господня) из дома в дом ходила молодежь и пела величальные песни, которые на юге называли колядами , в центре России овсенем , на севере – виноградьем . Певцов угощали праздничными яствами – куском пирога, пышкой – или деньгами. Название коляда пришло из названия первых дней каждого месяца – календ. Когда наступала весна, пели веснянки – так призывали весну, чествовали деревья и цветы. 

Отдельная группа песен, не связанная с обрядами – лирические песни . Они медленные, протяжные, связанные, как правило, с ожиданием любви или несчастной любовью. Еще одна группа – семейные песни . Они отражают устройство славянской семьи, описывают ее быт. Иногда в таких песнях описываются семейные неурядицы, вдовья или сиротская доля. 

 

Несмотря на непростую жизнь, любил русский народ и шуточные песни . В них высмеивались неумелые хозяйки, робкие женихи и разборчивые невесты «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила», – пишет в одном из своих знаменитых стихотворений А.С. Пушкин, обращаясь к няне и имея в виду одну из народных песен. 

 

Интересны и свадебные обрядовые песни . Начиналась свадьба с песни-причитания невесты, покидающей отчий дом, а заканчивалась здравицами в честь молодых. 

 

На похоронах использовались причитания-плачи , позволяющие родным и близким усопшего выплеснуть свою боль. Похожие причитания пелись, когда провожали кого-то из семьи в дальнюю дорогу или по солдату-рекруту. 

 

В XIX веке впервые появляются частушки – коротенькие припевки в четыре строчки любовно-бытового содержания: 
 

Лучше нету того цвету, 
Когда яблоня цветет. 
Лучше нету той минуты, 
Когда миленький придет. 

 

Особое место занимают в фольклоре исторические песни – они отражают историю русского народа, рассказывают об Иване Грозном, о Степане Разине, о Полтавской битве и победах Кутузова. Эти песни отражают истории такой, какой запечатлел ее в своей памяти русский народ. 

Хороводные и лирические песни 

В темном лесе, в темном лесе,  
В темном лесе, в темном лесе.  
За лесью, за лесью,  
Распашу ль я? Распашу ль я?  
Распашу ль я, распашу ль  
Пашенку, пашенку,  
Я посею, я посею,  
Я посею, я посею  
Лед-конопель, лен-конопель,  
Тонок, долог, тонок, долог,  
Тонок, долог, тонок, долог,  
Бел - волокнист, бел - волокнист.  
Как повал плел, как повадился,  
Как повадился, как повадился  
Вор-воробей, вор-воробей  
В мою конопельку, в мою конопельку,  
В мою конопельку, в мою конопельку  
Летати, летати,  
Мою конопельку, мою зелененьку,  
Мою конопельку, мою зелененьку  
Клевати, клевати.  
Уж я ж его, уж я ж его.  
Уж я ж его, уж я ж его,  
Его изловлю, его изловлю,  
Крылья-перья, крылья-перья,  
Крылья-перья, крылья-перья  
Ему ощиплю, ему ощиплю.  
Он не будет, он не станет,  
Позабудет, перестанет  
Летати, летати.  
Мою конопельку, мою зелененьку,  
Мою конопельку, мою зелененьку  
Клевати, клевати.  

 

                       * * *  
Вдоль по улице метелица метет;  
За метелицей мой миленький идет.  
— Ты постой, постой, красавица мол. 
Дай мне наглядеться, радость, на тебя! 
На твою ли на прекрасну красоту,
На твое ли да на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя.
Дай мне наглядеться, радость, на тебя!
Красота твоя с ума меня свела,
Сокрушила добра молодца меня.
Ты постой, постой, красавица моя.
Дай мне наглядеться, радость, на тебя! 

Исторические песни 

Пугачев в темнице 

Ты, звезда ли моя, звездочка,
Высоко ты, звездочка, восходила:
Выше леса темного, 
Выше садика зеленого.
Становилась та звездочка
Над воротами решетчатыми.
Как во темнице, во тюремнице 
Сидел добрый молодец.
Добрый молодец Емельян Пугачев. 
Он по темнице похаживает, 
Кандалами побрякивает:
«Кандалы мои, кандалики,
Кандалы мои тяжелые!
По ком вы, кандалики, доставал вся?
Доставались мне кандалики.
Доставались мне тяжелые
Не по тятеньке, не по маменьке – 
За походы удалые, за житье свободное!» 

 

Пугачев казнен  

Нет больше народного заступника.
Емельян, ты, наш родный батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красное солнышко закатилось...
Как остались мы, сироты горемычны, 
Некому за нас заступиться.
Крепну думушку за нас раздумать... 

Частушки 

Для частушек характерны краткость, сочетающаяся с образностью языка. В частушках часто встречаются сравнения, эпитеты и уменьшительные суффиксы, лексические повторы. Частушки чаще всего исполнялись под гармонь или балалайку. 

 

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку, 
Любили да оставили.


 

                  * * *
Не даешь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...


 

               * * *
Под твою милый, игру
Песен не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.


 

                  * * *
Мое сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
Вода на время устоится –
Мое сердце никогда.


 

               * * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла, 
От моих ли горьких слез?!


 

              * * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветел.
Я ветелочки рвала –
Сказали: милого ждала.  


  1. Какие существуют группы народных песен?
  2. Что такое обрядовый фольклор?
  3. Каковы особенности лирических, исторических песен?
  4. В чем заключается своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
  5. Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства, слушателям?


Предания как жанр русского фольклора


Предание – несказочная проза, в которой отражены исторические события так, как их понял и запомнил народ. 


О Пугачеве

 

Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков. Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней.

 

Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали. Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили вы пивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки.

 

А главный-то говорит:

 

– Ему и воды много. А казак попросил:

 

– Я ему свой пай отдам. Когда туда доставили Екатерине Пугачева., сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:

 

– Ну что, набегался?

 

– Ну да, – говорит.

 

Сошла сама с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить. А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.

 

О покорении Сибири Ермаком

 

Услыхал царь Иван, что за Уралом лежит земля богаче той, которая ему подвластна. Знал он, что ту землю Сибирью зовут, много в ней всякого добра таится, да только далеко она от его царства. Много ночей и дней не спал царь Иван, все думу думал: как это царство хана покорить, а его землю к своему царству прирезать? Думал, думал Иван, но ничего придумать не мог, не было у него той силы, которая бы покорила Кучумово царство. Занемог царь и слег в постель.

 

Прислужники его, бояре, запечалились, боялись, как бы им без царя-спасителя не остаться, что же они тогда делать будут. Подошли они к его постели и спрашивают:

Рис. 1. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем. 1895.

– Отчего же ты, царь-батюшка, занемог, какая дума тяжелая на сердце твоем лежит?

 

Царь закрыл глаза и подумал, сказать ли им про свою думу или нет? Он знал, что бояре в деле ему не помогут, что потрясут они бородами да кафтанами, повздыхают, на том их совет и кончится. Так оно и получилось. Ушли бояре к себе восвояси.

 

Подходит к царю один его бедный слуга из крестьян и спрашивает:

 

– Откуда на тебя, царь-батюшка, хвороба навалилась?

 

– Издалека, – ответил царь.

 

– Может, помогу я тебе?

 

– Бояре были – не помогли, а тебе и Бог не велел. Ты скажи-ка лучше, кто есть в моем царстве храбрый да удалый, кто смерти не боится, кого молния не ударит и гром не оглушит?

Подумал слуга и говорит:

 

– Найдется в твоем царстве такой человек, слыхал я про него с малых лет, зовут его Ермак Тимофеевич, удалый казак донской, службу верную, царь-батюшка, он тебе сослужит.

 

– Да и то верно, слыхал про него я, да только где он теперь есть, наверное, как в поле ветер, гуляет, где ночь проведет, где день просвищет.

 

Встал Иван-царь с постели, позвал к себе слуг верных и отправил их на Дон казака Ермака Тимофеевича искать. Объездили слуги весь Дон, всех конных и пеших порасспросили, все знают удалого казака Ермака, но никто не зияет, где он теперь гуляет. Вернулись слуги через год и сказали царю:

 

– Всех птиц на Дону повидали, всех баб и мужиков пересчитали, а казака Ермака Тимофеевича нету.

 

Выгнал царь своих слуг из палат царских и позвал к себе верного слугу-крестьянина.

 

– Разыщи ты мне Ермаки, службу верную сослужи, тогда ты у меня будешь слугой над всеми с лугами, а бояре тебе в пояс будут кланяться.

 

– Ничего мне, царь-батюшка, от тебя не надо, а службу верную для Руси святой отслужу Надавал царь Иван мужику разные доспехи, из своей конюшни велел ему коня вывести, благословил его своей рукой и в добрый путь отправил. Только выехал мужик за Москву, снял с себя все доспехи, облачился в крестьянскую одежу и пошел пешочком с посохом по дороге, куда глаза глядят. Долго шел мужик по дороге против солнца, борода по колено выросла, а про Ермака ни слуху ни духу. Не опечалился мужик, идет себе потихоньку и идет. Не заметил он, как дошел до крутых гор. Осмотрелся и видит — навстречу ему идет такой же странник, как и он. Встретились, остановились и завели разговор. Долго ли разговор шел, но только мужик узнал от странника, что Ермак бродит по Уралу. Исходил мужик реки и горы Урала вдоль и поперек. Наконец ему удалось напасть на след атамана. Вскоре он нашел семью Ермака и передал ему просьбу царя Ивана.

 

Ермак Тимофеевич явился к царю без поклона, в шапке. Царь посмотрел на атамана и говорит:

 

– Слыхал я про тебя разные вести, не носить бы тебе головы нa плечах, да царь милостив. Искупи свою вину, сослужи мне службу добрую. За Уралом нехоженая землица лежит, на земле той богатства несметные, ты пройди ту землю, излови хана Кучума, я людей его под власть Руси подведи.

 

Ермак Тимофеевич не стал перечить царю, вышел из царских палат, попросил есть-пить и пошел к своим казакам на Урал. Пришел. Рассказал обо всем своим удалым молодцам, и начали они собираться в поход, в чужую землю, куда русская душа не хаживала. Летом в тот же год Ермак Тимофеевич дошел до Тобола, там построил лодки и добрался до Иртыша. Здесь он встретился с людьми из Кучумова царства. Долго бился Ермак с Кучумовыми людьми, пока они не испробовали казацкую силу и пока их много не полегло. Казаков погибло тоже немало, но Ермак все же одолел сибирского хана и привел его людей под власть русского царя. Самого страшного – Кучума – Ермак Тимофеевич хотел доставить в Москву, но он несколько раз обманывал атамана, и за это его казаки убили. Когда Кучумовы люди покорились Ермаку, казаки ему сказали:

 

– Поезжай, наш атаман, и скажи, что теперь русские могут жить в Сибири, да и Кучумовым людям с нами легче будет. Царь их был злой, как волк, а жадный, как поп. Ермак Тимофеевич не поехал в Москву, а послал туда своего верного казака.

 

Узнал царь Иван, что в Сибирь ворота открыты, и стал посылать в нее разных людей, кого по доброй воле, а кого так, силком. Вот и появились русские на сибирской земле и посейчас живут, а добра в ней всем хватит. Потому мы и про Ермака Тимофеевича помним, и про его удалых казаков.



Контрольные вопросы 
 

1. Какими народ представляет себе Пугачева и Ермака? 

2. Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами. 


 

Устное народное творчество (фольклор) включает в себя песни и сказки, пословицы и поговорки, были, предания и песни. Мир народной песни отражает жизнь простого русского человека: его труд, его обычаи и традиции, обряды. Предания позволили простому человеку сохранить исторические события так, как они запомнились народу. 

 

Предыдущий урок
Древнерусская литература. Жанры древнерусской литературы. «Повести о житии и храбрости благородного и великого князя Александра Невского»
Древнерусская литература
Урок подготовил(а)
teacher
Полина Юрьевна
Учитель русского языка, литературы
Опыт работы: 35 лет
Поделиться:
  • Виды иммунитета. Нарушения иммунитета. Свёртывание крови. Группы крови

    Биология

  • Основное свойство дроби. Сокращение дробей

    Алгебра

  • Кислоты. Соли

    Химия

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке