Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Растворы. Массовая доля растворенного вещества

Решение расчётных задач

19.04.2024
1713
0

Растворы. Массовая доля растворенного вещества

 

План урока

  • Понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»
  • Классификация растворов
  • Способы решения задач с участием массовой доли
  • Роль растворов

Цели урока

  • сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества
  • научиться вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества
  • выяснить для чего нужны знания о массовой доле в повседневной жизни

Разминка

  • Что такое доля?
  • Чем она может быть выражена?
  • Какое понятие тоже даёт нам представление о части от числа?
  • Что такое процент?
  • Как найти число, если известно, сколько процентов оно составляет от целого?

Понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»

Велика роль растворов в возникновении и развитии жизни на Земле. Одной из теорий возникновения организмов является теория зарождения жизни в первичном океане, который представлял собой воду с растворёнными в ней веществами. Из этого раствора организмы получали необходимые для роста и развития ионы и молекулы.

 

В организме человека находятся физиологически важные растворы. Какие? (Кровь, желудочный сок и др.)

 

Различные процессы, происходящие в организме, протекают в растворах. Например, усвоение пищи связано с переводом питательных веществ в раствор. В природе водные растворы участвуют в процессах почвообразования и снабжают растения питательными веществами. В технике такие процессы, как получение соды, удобрений, бумаги, также протекают в растворах.

 

Так как растворы играют важную роль в жизни человека, изучение их свойств очень важно. Мы с вами выясним, что же такое растворы и попробуем сделать вывод о том, к какому физическому или химическому процессу относится процесс растворения. Что такое раствор и процесс растворения?

 

Существует несколько теорий растворов.

 

Физическую
теорию растворов развивали
такие учёные, как Я. Х. Вант-Гофф,
С. Аррениус, В. Оствальд. Они
считали, что процесс растворения
является результатом диффузии,
т. е. проникновения
растворенного вещества в
промежутки между молекулами воды.
Якоб Хендрик Вант-Гофф
Сванте Август Аррениус

Сторонники химической теории, Д. И. Менделеев, И. А. Каблуков, доказывали, что растворение — это результат химического взаимодействия растворённого вещества с молекулами воды.

 

Доказательством химического взаимодействия служат такие признаки химических реакций, как выделение или поглощение тепла при растворении.

 

Например, растворение серной кислоты в воде протекает с выделением большого количества тепла, раствор может закипеть. Растворение же такого вещества, как нитрата калия, сопровождается, наоборот, поглощением тепла.

 

В результате химического взаимодействия образуются соединения гидраты — непрочные соединения веществ с водой, существующие в растворе. Косвенным доказательством гидратации является существование твёрдых кристаллогидратов.


Кристаллогидраты — соли и другие твёрдые вещества, в состав которых входит вода. В этом случае вода называется кристаллизационной.


К кристаллогидратам относится хорошо известная всем соль голубого цвета — медный купорос CuSO4 · 5H2O.

 

Проведём небольшой эксперимент.

 

Насыплем небольшое количество
медного купороса в фарфоровую чашку.

 

Отметьте цвет вещества (ярко-синий).

 

Нагреем.

 

Что наблюдаете?
(Вещество стало
светло серого цвета.)

 

В чём причина
изменения цвета?
(Отщепилась вода.)

 

 

 

Добавим к сухому
сульфату меди (II)
небольшое количество
воды.

 

Что наблюдаете?
(Вещество окрасилось
в синий цвет.)

Изменение цвета сульфата меди (II) при растворении его в воде на синий является ещё одним доказательством химической теории растворов.

 

В настоящее время принята теория, объединяющая обе точки зрения, — физико-химическая теория .

 

Растворение — физико-химический процесс.


Растворы — гомогенные системы, состоящие из растворителя, растворённого вещества и продуктов их взаимодействия.


m(р-ра) =  m(в-ва) + m(р-ля)

Классификация растворов

По агрегатному состоянию

Наибольшее значение имеют жидкие смеси, в которых растворителем является жидкость. Наиболее распространённым растворителем из неорганических веществ, конечно же, является вода. Из органических веществ в качестве растворителей используют метанол, этанол, диэтиловый эфир, ацетон, бензол, четырёххлористый углерод и др.

Рис. 1. Аптечные препараты растворов: йода, пероксида водорода, аммиака

 

На этикетках разнообразных растворов, используемых в быту, можно прочитать содержание в них растворённого вещества. Например, уксусная кислота 70 %, настойка йода 5 %. 

 

Это один из способов выражения концентрации растворов, который называют массовой долей (w).


Массовая доля растворённого вещества в растворе — отношение массы растворённого вещества к массе раствора.

 

ωвва = m(вва)m(рра) · 100 %,

 

где ω(вва) — массовая доля растворённого вещества в растворе; m(вва) — масса растворённого вещества; m(рра) — масса раствора.


На практике отмерять массу раствора очень неудобно, удобнее брать необходимый объём. Для его расчёта необходимо знать плотность раствора, которая показывает массу единицы объёма и связана с массой и объёмом раствора формулой:

 

ρрра = m(рра)V(рра).

 

Чаще всего плотность жидкостей указывают в г/мл, но встречаются и другие размерности: г/см3, 1 кг/л, 1 000 кг/м3.

Способы решения задач с участием массовой доли


Пример 1

 

В растворе массой 100 г содержится хлорид бария массой 20 г. Какова массовая доля хлорида бария в растворе?

 

 

Дано:                                      Решение:

 

m(р-ра) = 100 г;                       Массовая доля ВаСl2 равна отношению его 

                                                     массы к общей массе раствора:
m(ВаСl2) = 20 г. 

                                                     ωBaCl2 = m(BaCl2)m(рра) = 20 г100 г =

Найти:                                    = 0,2 или 20 %

 

ω%(BaCl2)   

 

Ответ: ω(BaCl2) = 20 %.


Пример 2

 

К 250 г 10%-го раствора глюкозы прилили 150 мл воды. Какова массовая доля (%) глюкозы в полученном после разбавления растворе?

 

 

Дано:                                      Решение:

 

m1(р-ра) = 250 г;                      1. Определим массу глюкозы в исходном
w1(глюкозы) = 10 %,                растворе:

или 0,1;                                      

V(H2O)=150 мл                          ω1глюкозы = m(глюкозы)m1(рра)

 

Найти:                                        m(глюкозы) = ω1(глюкозы) · m1(рра)

 

ω2(глюкозы)                            m(глюкозы) = 0,1 · 250 г = 25 г

 

                                                     2. Масса глюкозы при разбавлении не 

                                                     изменяется. Определим массу раствора, 

                                                     полученного после разбавления:


                                                     m2(рра) = m1(рра) + m(H2O);

                                                     m(H2O) = V · ρ;

                                                     m(H2O) = 150 мл · 1 гмл = 150 г;

                                                     m2(рра) =250 г + 150 г = 400 г.

 

                                                     3. Определим ω2(глюкозы):

                                                     ω2глюкозы = m(глюкозы)m2(рра);

                                                     ω2глюкозы = 25 г400 г = 0,0625 или 6,25 %.

 

Ответ: ω2(глюкозы) = 6,25 %.


Упражнение

  1. Сколько грамм соды содержится в 200 г 40%-го раствора?
  2. Найдите массу 10%-го раствора сахара, если известно, что сахара в растворе 25 г.


Роль растворов

 

В природе

В медицине

В быту

97 % поверхности земного шара занимают океаны и моря, 3 % — озёра, реки, подземные воды.

 

Тело медузы состоит на 99,9 % из воды.

Для дезинфекции ран используется 5%-й раствор марганцовки.
 

В домашней аптечке всегда есть 3%-й раствор «зелёнки».

Для засолки огурцов необходим 9%-й раствор соли.

 

Для приготовления компота на зиму необходимо сварить 30%-й сахарный сироп.

 

В процессе растворения частицы (ионы или молекулы) растворяемого вещества под действием хаотически движущихся частиц растворителя переходят в раствор, образуя в результате беспорядочного движения частиц качественно новую однородную систему. Способность к образованию растворов выражена у разных веществ в различной степени. Одни вещества способны смешиваться друг с другом в любых количествах (вода и спирт), другие — в ограниченных (хлорид натрия и вода).


Контрольные вопросы

  1. Что показывает массовая доля растворённого вещества в растворе?
  2. Для чего нужны знания о массовой доле?
  3. Пригодятся ли знания о массовой доле в жизни?


Ответы

Упражнение

  1. m (соды) — 80 г.
  2. m (раствора) — 250 г.

Предыдущий урок
Расчёты по химическим уравнениям
Решение расчётных задач
Урок подготовил(а)
teacher
Дмитрий Алексеевич
Учитель химии
Опыт работы: 10 лет
Поделиться:
  • Решение неравенств с одной переменной

    Алгебра

  • Воздух и его состав

    Химия

  • Развитие общества

    Обществознание

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке