Как поступить
в Онлайн-школу и получить аттестат?

Подробно расскажем о том, как перевестись на дистанционный формат обучения, как устроены онлайн-уроки и учебный процесс, как улучшить успеваемость и повысить мотивацию!

Нажимая на кнопку, я соглашаюсь на обработку персональных данных

Конспект урока: Морфемика. Словообразование. Морфемный разбор. Словообразовательный разбор

Морфемика и словообразование

Морфемика. Словообразование

 

На прошлом уроке вы вспомнили о фонетическом уровне языка: повторили определения таких понятий, как «фонетика», «орфоэпия», «звук». Рассмотрели звуковой состав русского языка, узнали о знаках, которые используются при записи транскрипции; научились выполнять фонетический анализ слова. 

 

Сегодня вы переходите к повторению следующего уровня — морфемного. Вам предстоит повторить терминологию, единицы, связанные с морфемикой и словообразованием, а также основные способы образования новых слов в русском языке.

 

План урока

  • Морфемика и морфемы
  • Словообразование
  • Основные способы образования слов в русском языке
  • Словообразовательные единицы

Цели урока

  • Знать определения основных морфем, способы словообразования и словообразовательные единицы
  • Уметь выполнять морфемный и словообразовательный разбор слов

 

За фонетическим уровнем языка следует морфемный уровень.

 


Морфемика — это учение о значимых частях слова, т. е. морфемах. Морфема — значимая часть слова, далее неделимая.


 

В русском языке выделяются следующие морфемы:

 

 


Словообразование – понятие многозначное; вот какие определения даёт «Словарь лингвистических терминов»:


 

  1. Раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования.
  2. Образование новых слов <…> по определённым моделям, существующим в данном языке.

 

Важно вспомнить одно графическое обозначение:

 

 

При помощи этих способов образуются различные части речи. Рассмотрим некоторые примеры.

Кроме уже известных вам способов словообразования, существуют и те, при которых не используются морфемы. Самые распространённые из них:

 

  • Переход слова из одной части речи в другую:

 

ванная (прил.) комната → ванная (сущ.);

 

военный (прил.) человек → военный (сущ.).

 

  • Сращение словосочетания в одно слово:

 

вечно зелёный → вечнозелёный.

 


Единицами словообразования являются словообразовательная пара, словообразовательная цепочка и словообразовательное гнездо.


Словообразовательная пара  — исходное слово и слово, образованное от него.


Словообразовательную цепочку  составляют несколько однокоренных слов, последовательно образованных друг от друга:


 

 

Словообразовательное гнездо это группа однокоренных слов, расположенных в определённом порядке, который показывает последовательность образования родственных слов. Главой каждого гнезда является исходное слово. В словообразовательных словарях морфема, с помощью которой образовано слово, чаще всего выделяется жирным шрифтом. Вот как выглядит словообразовательное гнездо в «Новом словообразовательном словаре русского языка» (А. Н. Тихонов):

 

 


Контрольные вопросы:

 

  1. Что такое морфемика?
  2. Какие морфемы вам известны?
  3. Что такое словообразование?
  4. Какие способы образования новых слов вам известны? Приведите примеры.
  5. Какие словообразовательные единицы вы изучили? Приведите примеры.


Предыдущий урок
Образование причастий. Страдательные и действительные причастия
Морфемика и словообразование
Следующий урок
Морфология и синтаксис
Морфология и синтаксис
  • Уравнение и его корни. Линейное уравнение с одной переменной

    Алгебра

  • Мир человека XVII в.

    История

  • Правописание гласных после шипящих и буквы Ц

    Русский язык

Зарегистрируйся, чтобы присоединиться к обсуждению урока

Добавьте свой отзыв об уроке, войдя на платфому или зарегистрировавшись.

Отзывы об уроке:
Пока никто не оставил отзыв об этом уроке